Сооснователь Qiwi Сергей Солонин инвестировал в конкурента «Бизнес молодости»

Фото Олега Яковлева / RBC / TASS
Сергей Солонин Фото Олега Яковлева / RBC / TASS
Сооснователь группы Qiwi Сергей Солонин купил 10,5% компании «Like Центр», которая зарабатывает на тренингах для предпринимателей. «Like Центр» принадлежит выпускнику «Бизнес Молодости» и серийному предпринимателю Аязу Шабутдинову. Сумма сделки не раскрывается, эксперты оценивают ее в 80-100 млн рублей

В конце 2019 года один из основателей группы Qiwi Сергей Солонин стал акционером ООО «Лайк Бизнес» — управляющей компании бизнес-школы «Like Центр», которая продает курсы по развитию предпринимательства. Об этом говорится в совместном релизе «Like Центр» и Qiwi. Солонин получил 10,5% ООО «Лайк Бизнес» через один из своих фондов, название которого он не раскрывает. Сумма сделки также неизвестна. Стоимость компании можно оценить в 0,8-1,2 млрд рублей, основываясь на публичных данных, говорит директор акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев. Соответственно, Солонин мог заплатить за долю в «Лайк Бизнес» 80-100 млн рублей. Стороны не комментируют эту оценку. 

После сделки в компании появился совет директоров, который возглавил основатель инвесткомпании A.Partners Алексей Соловьев, представляющий интересы Солонина, говорится в сообщении.

Сделка проходила в два раунда, рассказал Forbes Аяз Шабутдинов. Первый состоялся в сентябре 2019 года, тогда Солонин купил долю в 5%. У него была возможность реализовать опцион на покупку еще 5,5% и он решил воспользоваться ей через шесть месяцев, в феврале 2020 года. «Началась пандемия, мы работали над переходом в онлайн и релиз постоянно откладывали», — добавляет предприниматель, объясняя, почему о сделке решили сообщить только сейчас. 

В какой стране лучше начать бизнес? Советы сооснователя Qiwi Сергея Солонина

Соловьев рассказал Forbes, что он и Солонин одновременно заинтересовались бизнесом «Like Центра». «На рынке есть образовательные компании — Skyeng, «Нетология», «Яндекс.Практикум» и другие. В нашем понимании «Like Центр» тоже можно считать полноценным образовательным бизнесом, поэтому мы решили инвестировать в него», — отметил Соловьев. «Like Центр» — это сеть образовательных центров, которая развивается по франчайзинговой модели. Основной офис компании находится в Москве, а партнеры в регионах России продают курсы и организовывают выступления на местах. Цена таких обучающих бизнес-программ варьируется от 500 до 15 тыс. рублей. В 2019 году компания заняла пятое место в рейтинге РБК крупнейших российских платформ онлайн-образования в 2018-2019 годах. 

Качественный конкурент

«Like Центр» в 2015 году создал 29-летний серийный предприниматель Аяз Шабутдинов. Он получил известность, в 23 года став совладельцем 25 компаний. Шабутдинов активно продавал франшизы своих проектов (например, кофейных точек Coffee Like и сети хостелов Like Hostels) и часто выступал в городах России с тренингами о том, как стать успешным. В 2018 году предприниматель заработал 151 млн рублей при продаже компании Coffee Like. Кроме того, он является выпускником «Бизнес Молодости» — компании, которая продавала курсы и тренинги о том, как создать свой бизнес и сделать его популярным. В 2020 году она закрылась, не выдержав конкуренции и сложностей в связи с пандемией коронавируса.

Альтернативное образование: тренды развития EdTech

В июне 2020 года РБК называл «Like Центр» самым доходным бизнесом Шабутдинова. После сделки с Солониным у Аяза остался 81% компании. Выручка сети «Like Центр» в 2019 году составила 932 млн рублей, по данным компании. А количество платных клиентов — 102 тыс. человек. По данным СПАРК, в 2019 году выручка ООО «Лайк Бизнес» составила 144,4 млн рублей, а чистый убыток — 40 млн рублей. По словам Шабутдинова, суммы, которые проходят по юрлицу «Лайк Бизнес» — это роялти, которые компания получает от партнеров с продажи программ. «В 2019 году мы действительно впервые показали отрицательную динамику роста, это связано с нашими экспериментами по части продуктов. В 2020 году мы исправили свои ошибки», — сказал Шабутдинов.

Темная сторона кухни: как основатели Рокетбанка построили бизнес на 800 млн рублей, доставляя еду в соседние дома

«Like Центр» — довольно качественный конкурент «Бизнес Молодости» («БМ»), это работа над ошибками «БМ», считает сооснователь «Нетологии-групп» Максим Спиридонов. Та же самая модель — массовое обучение базовым навыкам предпринимательства и построения бизнеса, но сделанная с точки зрения маркетинга, образовательных материалов гораздо более грамотно, добавляет он. «Аяз сам по себе неплохой думающий продуктолог, у него хорошая команда», — считает Спиридонов. «БМ» нельзя сравнивать с тем, что делает Шабутдинов, возражает Сергей Солонин. «У нас есть методология образовательного процесса, это абсолютно западный подход, и измерение эффективности по каждому выпускнику. Кто-то вообще такое делает? Я не видел, поэтому выбрал Аяза», — отметил он.

В школу не пойдем: как инвестиции в EdTech изменят образование после пандемии

По словам Соловьева, специализацией «Like Центра» является обучение молодых предпринимателей. «Например, одним нашим образовательным продуктом пользовались кандидат наук, проработавший 25 лет в найме, человек, который сидел в тюрьме и владелец небольшого банка с 40 филиалами. Это очень разные люди — от вчерашних студентов до состоявшихся людей, которые ищут, какой следующий шаг им сделать. Для того, чтобы работать с этой аудиторией, нужно использовать определенные механики. Эти механики носят инфобизнесовый налет», — объясняет Соловьев специфику бизнеса. По его словам, людям, которые смотрят извне на такие программы, может показаться, что «происходит какой-то треш». Соловьев пояснил, что речь идет о техниках, которые, например, использует в своих выступлениях знаменитый мотивационный спикер Тони Роббинсон, «заряжающий» своих слушателей. 

За «Like Центом» пока тянется шлейф недоверия, настаивает Калаев. «Работа над имиджем компании по этой причине станет одним из самых сложных направлений для развития», — прогнозирует он. Спиридонов из «Нетологии-групп» указывает, что «БМ« неэкологично относилась к своим клиентам и давала обещания, которые не выполняла. «А «Like Центр» не врет: может, где-то лукавит, но в допустимом объеме», — замечает Спиридонов.

100 отраслей

После того, как в «Like Центр» инвестировал Солонин, в компании появилась система корпоративного управления. «Если раньше это был стартап имени Аяза Шабутдинова, то сейчас это полноценная организация с советом директоров, стратегическими сессиями, бюджетами и планами», говорит Соловьев.

В 2019 году компания создала собственную IT-платформу, где она размещает все образовательные продукты, продолжает он, что позволит проекту развиваться на рынке в качестве одного из игроков EdTech-сегмента.

Кроме того, «Like Центр» создал внутри компании фонд, который инвестирует в 100 компаний на pre-seed стадии — в каждую по несколько миллионов рублей. Фонд уже вложился в 19 проектов. Каждая компания будет работать в одной из значимых ниш рынка.  «Cоответственно, у нас будет своя кофейня, своя компании в «детской» нише, в сфере образования для взрослых и так далее», — полагает Соловьев. Фонд внутри «Like Центра», который инвестирует в выпускников — хороший и дешевый способ получить доли в растущих бизнесах на ранних стадиях, считает управляющий партнер инвестиционного фонда Cats.vc Максим Чеботарев.

Банк для хипстеров не взлетел: Qiwi избавится от убыточного Рокетбанка

Фактор Аяза 

Сергей Солонин рассказывает, что познакомился с Шабутдиновым в 2017 году. «Аяз выцепил меня через общих знакомых и буквально заставил с ним встретиться, сказал, что ему нужен совет. Я подумал, ну ок, молодой предприниматель, поддержу. Я заставил собрать его такой пакет документов, который невозможно собрать, но он сделал. Я тогда решил, что это как минимум достойно внимания. После нескольких встреч и многочасовых разговоров, он просто меня убедил, я сам захотел участвовать в том, что он делает», — вспоминает Солонин.

По словам Шабутдинова, ему нужен был человек, который смог бы дать советы по части выхода его компании на IPO в будущем. «У Сергея такой опыт имелся. Мне было интересно услышать об этом из первых уст. Тогда я больше советовался по другой своей компании Coffee Like, но помню, что Сергей очень оживился в беседе, когда услышал именно про наши начинания в сфере образования. Тогда «Like Центр» был еще относительно небольшой компанией», — говорит Аяз. В 2019-м Шабутдинов решил привлечь стратегического инвестора в компанию. Солонин был одним из людей, которых он хотел видеть в компании. «Дальше я просто написал ему в Instagram. Сделку помог довести до конца Алексей Соловьев, который тогда тоже проявил интерес к нашей компании» — добавил Шабутдинов. 

Слабость и сила «Like Центра» в мощной компоненте личного бренда Аяза, настаивает Спиридонов из «Нетологии-групп»: «Если его убрать, все резко становится менее интересно». В 2019 году Аяз пытался продать «Like Центр», продолжает Спиридонов: «Тогда у компании сильно просела выручка, потому что именно он главный методолог и знамя проекта, под которое приходили молодые люди». Со Спиридоновым согласен Чеботарев, по словам которого, все продукты «Like Центра» сконцентрированы вокруг Аяза. «Но я уверен, что Солонин как опытный инвестор продумал как застраховать риски ухода Аяза, и есть какие-то инструменты, способные удерживать его в проекте», — добавил Спиридонов.

Дополнительные материалы

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes