К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Интернет-компании попросили исключить их из законопроекта о едином операторе рекламы

Фото Семена Лиходеева / ТАСС
Фото Семена Лиходеева / ТАСС
Российские интернет-компании Avito, «Яндекс», Ozon и Rambler попросили исключить регулирование классифайдов из законопроекта о создании единого оператора на рынке цифровой рекламы ко второму чтению. В противном случае сервисы для пользователей будут деградировать, цены на них повышаться, станет больше случаев мошенничества, а число айтишников в стране сократится

Представители Avito, «Яндекса», Ozon и Rambler&Co попросили исключить ко второму чтению регулирование классифайдов из законопроекта о создании единого оператора на рынке цифровой рекламы. Обсуждение законопроекта состоялось на круглом столе «Монополизация рынка рекламы: за и против» в Госдуме в четверг, 28 июля.

По словам гендиректора Avito Владимира Правдивого, в одном законопроекте смешали разные типы бизнеса и бизнес-модели — рынок цифровых объявлений и рынок наружной рекламы. «Законопроект окажет катастрофическое влияние не только на индустрию, но практически на каждую российскую семью, потому что только сервисом Avito ежемесячно пользуются 56 млн россиян», — сказал Правдивый. По словам гендиректора Avito, в России в результате конкуренции и предпринимательской инициативы сложилась одна из самых сильных в мире индустрий классифайдов, которая решает разные проблемы пользователей. «Заказ репетитора через сервис «Профи.ру» — это абсолютно другая услуга, чем покупка коляски через Avito из Владивостока в Калининград», — отметил он. Эта индустрия нанимает десятки тысяч человек и платит десятки миллиардов рублей налогов, сказал Правдивый. Она уже очень сильно регулируется — каждое объявление проверяется на соответствие законодательству. «Только в нашей компании работают 800 человек для проверки объявлений, 300 из которых — айтишники. Avito была первой из всех IT-компаний, которая встала на налоговый учет с точки зрения налогового мониторинга. И первой совместно с Минцифры и ФСБ построила услугу госключ, которая позволяет безопасно идентифицировать пользователя», — рассказал он. По словам Правдивого, принятие этого законопроекта означает наказание для  законопослушных компаний и выталкивает пользователей в серую зону — к продажам через иностранные мессенджеры WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и Telegram, где существуют мошенники, добавил глава Avito. 

«Звучали заявления, что у нас недружественные акционеры. У Avito в настоящий момент есть инвесторы из Южной Африки, но она не относится к недружественным странам. Акционеры заявили о продаже компании, кроме того, есть другой законопроект депутата Горелкина, который ограничивает иностранное владение классифайдов. То есть этот законопроект избыточен, так как он дублирует уже принятый в первом чтении другой законопроект», — говорит Правдивый. По его словам, если законопроект будет принят, то в России будет уничтожена индустрия с десятками тысяч рабочих мест, включая существенное количество айтишников, будет нанесен удар по малому и среднему бизнесу, так как Avito, «Юла», «Авто.ру» являются главными площадками для рекламного продвижения. Также возникнет рост социальной напряженности, так как люди привыкли пользоваться продвинутыми российскими IT-сервисами, считает он.

 

«Я предлагаю исключить регулирование классифайдов ко второму чтению, потому что создание одного монопольного оператора — это разрушение индустрии», — заключил он.

Директор по корпоративным отношениям и взаимодействию с государственными органами «Яндекса» Игорь Алексеев заявил, что у всех представителей классифайдов возникает вопрос: каким образом в законодательстве по рекламе должна регулироваться деятельность классифайдов. «Мы не видим какой-то возможности корректировки этого законопроекта, идеальным исходом событий станет выведение регулирования классифайдов из этого законопроекта», — сказал Алексеев.

 

Алексей Минаев, заместитель управляющего директора по GR Ozon, рассказал, что российские технологические компании, в том числе Ozon, сейчас лишены возможности финансирования на зарубежных долговых рынках. «В этой ситуации предложение схлопнуть сразу два рынка — наружной цифровой рекламы и рынок классифайдов — вызывает удивление и приведет к катастрофическим последствиям», — предупредил Минаев. Он также заявил, что классифайды необходимо исключить из законопроекта: «В противном случае мы прогнозируем деградирование качества сервисов, повышение цены сервисов, сокращение количества айтишников».

Директор по правовым вопросам Rambler&Co Наталья Булаева заявила, что классифайды уже жестко регулируются с точки зрения защиты информации.

«Мы находимся в близком контакте с ФСБ и МВД, у нас практически у всех стоит СОРМ, часть компаний находятся в списке системообразующих предприятий, значит, у них должна быть защищена и инфраструктура. Как только мы загоним всех к одному оператору, все остальные игроки уйдут в тень», — прогнозирует она. По ее словам, принимать дополнительное регулирование не имеет никакого смысла.

 

Законопроект о создании единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений внесли в Госдуму в начале июля 2022 года, уже 15 июля его приняли в первом чтении. Согласно документу, размещать рекламу можно будет только через единого оператора, он же будет координировать размещение объявлений физлиц на специализированных сайтах в интернете. Назначать оператора сможет правительство России. 

Из пояснительной записки следует, что эти меры необходимы, чтобы снизить риски распространения недостоверной информации в сети и утраты государством оперативного контроля за размещением информации. Авторы документа называют цифровые рекламные объявления наиболее уязвимым сектором в информационной среде, который могут использовать недружественные страны для нанесения ущерба стране, россиянам и российским компаниям.

Против законопроекта выступил сервис Avito, отметив, что подобные предложения «вызывают недоумение и разочарование» у всех участников отрасли. В заявлении компании указано, что такие «непродуманные инициативы» могут «в одночасье привести к разрушению целой интернет-отрасли». «Совершенно непонятно, какова необходимость в таком поспешном и радикальном регулировании индустрии, когда перед ней стоят задачи сохранения рабочих мест, развития сервисов для населения и удержания IT-талантов», — сообщается в пресс-релизе компании.

Тогда же в компании отметили, что этот законопроект под предлогом безопасности предлагает наделить некоего единого оператора «беспрецедентными преференциями, включая право за бесценок размещаться на государственной земле и транспорте, собирать деньги с других операторов за право использовать их же цифровые конструкции, а также регулировать в интернете все объявления физических лиц, размещаемые «не в целях осуществления предпринимательской деятельности».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+