Пришли на базу: число абонентов виртуальных операторов продолжает расти

База разрастается
Количество абонентов MVNO в России на конец первого полугодия 2025 года достигло 21 млн, это на 58% больше, чем годом ранее, следует из данных информационно-аналитического агентства TelecomDaily, с которыми ознакомился Forbes. По прогнозам агентства, к концу этого года число абонентов, использующих сим-карты виртуальных операторов, увеличится до 23,4 млн. Таким образом, за последние пять лет этот показатель вырастет почти в 3,5 раза — с 6,8 млн в 2020 году до 23,4 млн в 2025-м, отмечают аналитики. Самые большие темпы прироста пришлись на вторую половину 2023 года и первые шесть месяцев 2024 года — на 64%. Сейчас эксперты предрекают замедление динамики роста рынка в среднем до 17% с 2025 года по 2030-й. К концу 2030 года количество активных сим-карт виртуальных операторов может составить уже 43,6 млн.
MVNO оказывает услуги сотовой связи, но не имеет собственной сетевой инфраструктуры, арендуя ее у другого оператора. Есть разные виды виртуальных операторов, уточняет генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков: «Например, light MVNO имеет собственный бренд и тарифы, тогда как full MVNO больше похож на классического мобильного оператора, может обладать даже частью сетевой инфраструктуры, номерной емкостью, но не имеет при этом базовых станций и частотного спектра».
По данным TelecomDaily, на конец первой половины 2025 года самым крупным виртуальным оператором оставалась Yota (принадлежит «Мегафону») с 45% всех абонентов — это почти 9,5 млн. На втором месте с 4,6 млн абонентами обосновался «Т-Мобайл» с долей в 22%, на третьем — еще один банковский оператор «СберМобайл» — у него 19% рынка, это 4 млн абонентов. На четвертой позиции с 8% (1,7 млн человек) MVNO «Ростелекома», который работает на сетях дочернего оператора Т2, на пятом — МГТС с 2% (это 420 000 пользователей), использующий инфраструктуру материнской компании МТС.
За последний год (с середины 2024 года по середину 2025-го) быстрее других увеличил количество абонентов «СберМобайл» — на 149%, Yota сумела нарастить этот показатель на 50%, а «Т-Мобайл» — на 28%.
Конкуренция экосистем
Рынок MVNO переживает этап активного роста и усиления конкуренции с выходом новых игроков. Виртуальные операторы становятся все популярнее, говорит генеральный директор «Газпромбанк Мобайл» Анастасия Спешилова, благодаря сочетанию факторов: инвестициям в продвижение, развитию цифровых сервисов и усилению конкуренции на рынке. По ее словам, виртуальные операторы инвестируют «значительные средства в развитие цифровых сервисов, что позволяет им выходить на новый уровень взаимодействия с клиентами». Особенно она отмечает банковские MVNO, которые расширяют присутствие внутри собственных экосистем: «Связь становится еще одним инструментом повышения лояльности и частоты контакта с клиентом». Для банков такие инвестиции — стратегическое решение, добавляет Спешилова.
Впрочем, несмотря на существенные маркетинговые затраты в первой половине 2025 года, взрывного роста числа абонентов виртуальных операторов вице-президент по розничному бизнесу МТС Юрий Нефедов не наблюдает. «Такие операторы, как правило, пытаются привлечь клиентов через таргетирование рекламы на банковских клиентов, бандлирование тарифов с банковскими сервисами (предоставление комплексного предложения. — Forbes), а также демпинг», — говорит он.
В Yota считают, что рынок MVNO растет в первую очередь за счет выгодных тарифных предложений: «Как правило, у MVNO-операторов более демократичные цены и гибкие опции».
На телекоммуникационном рынке сейчас происходит конкуренция экосистем, а не мобильных операторов, считают в «Т-Мобайле». «Большинство MVNO — это операторы, запущенные финтех-компаниями, чтобы закрыть еще больше потребностей своих клиентов. Тренд на экосистемность продолжает развиваться, и сейчас любой технологичной компании недостаточно иметь только один продукт или предоставлять только определенный вид услуг», — рассуждают в «Т-Мобайле».
В Next Mobile (входит в холдинг S8 Capital) отметили, что по итогам первого полугодия 2025 года абонентская база оператора составила 469 000 абонентов. «Таким образом, пятое место занимает не МГТС, а Next Mobile, который сделал прирост по итогам первого полугодия 2025 года на 34%», — добавили в компании. Основной рост сегмента обеспечивают банковские MVNO, которые активно вложились в маркетинг и продукт и приоритизировали направление мобильной связи в рамках экосистемы, констатируют там.
Рынок мобильных виртуальных операторов продолжает уверенно расти, подтверждают в «Вымпелкоме» (бренд «Билайн»). В 2025 году «Билайн» реализовал крупный MVNO-проект с Альфа-банком и создал платформу Smart-MVNO для компаний, готовых запустить свою брендированную мобильную связь.
В феврале 2025 года «Мегафон» заключил соглашение о партнерстве со «СберМобайлом», в рамках которого в ряде регионов страны MVNO может пользоваться инфраструктурой оператора.
В «ВТБ Мобайл» отказались от комментариев.
Голосование ногами
Для банков MVNO прежде всего позволяет повысить лояльность клиентов, поэтому кредитные организации могут позволить себе предложить выгодные тарифы за счет других сервисов, размышляет консультант iKS-Consulting Максим Савватин. «Для банков это не просто абоненты, а клиенты экосистемы, которым можно продать дополнительные услуги, интегрировать в свои банковские программы лояльности», — добавил он. При этом MVNO все еще остаются нишевым продуктом, занимая около 7% от всего количества активных сим-карт в России. Так, по данным Роскомнадзора, на начало августа 2025 года всего в России зарегистрировано 302 млн активных сим-карт.
«Ползучее повышение цен мобильными операторами и их полный переход на пакетные тарифы сделали мобильную связь дороже, — обращает внимание партнер Comnews Research Леонид Коник. — В Москве меньше чем за 750-800 рублей в месяц у «большой четверки» невозможно получить пакет минут и мегабайтов. Поэтому абоненты голосуют ногами и рублем за виртуальных операторов, переходя к ним с сохранением номера». По словам эксперта, тарифы виртуальных операторов несколько ниже и прозрачнее: почти у всех MVNO есть тарифный конструктор, и подписчик может сам выбрать нужное ему количество мегабайт, минут и смс-сообщений в месяц.
При этом важно не обманывать себя: в значительной степени это иллюзия конкуренции, крупнейший MVNO — тот же оператор из «четверки», только в профиль, предупреждает он. «Если добавить еще двух подобных квазивиртуальных операторов, то окажется, что 55% рынка MVNO контролируют классические игроки», — добавил Леонид Коник.
«СберМобайл» и «Т-Мобайл» создали уникальные конкурентные преимущества, договорившись с двумя хост-операторами (Т2 и «Мегафон»; Т2 и МТС соответственно), отметил эксперт. «Очевидно, что качество покрытия для их пользователей возросло: там, где нет охвата у одного сетевого оператора, чаще всего есть покрытие у другого. Тем самым эти банковские виртуальные операторы выгодно отличаются от любого участника «большой четверки», — добавил Леонид Коник.
