Ментальный тест-драйв: как найти своего психолога и понять, когда его стоит сменить

По данным ВЦИОМ, высокий спрос на психологическую помощь — отличительная черта зумеров и младших миллениалов. Современная молодежь взрослела в эпоху активного обсуждения ментального здоровья, поэтому привыкла открыто говорить о своих эмоциональных потребностях и обращаться к профессионалам. Психотерапия перестала быть стигматизированной темой, и теперь главный вопрос — где искать подходящего специалиста: в клинике, на сервисе по подбору психологов или в соцсетях, где предлагают записаться на частный прием? Какой формат лучше: офлайн или онлайн? Кто будет более эффективным: опытный или начинающий психолог? Как в разнообразии вариантов найти «своего» специалиста, не потратив напрасно время и деньги?
«Не нужно терпеть»
«Человеку бывает сложно решиться на терапию. Иногда люди приходят, когда уже случилась личная катастрофа: разрушился бизнес, отношения или истощение до невозможности работать. В таком случае восстановление и терапия займут больше времени, чем если бы человек обратился в начале сложной ситуации, — рассказывает гештальт-терапевт и перинатальный психолог Мария Мельник. — Не нужно терпеть и ждать, когда станет совсем плохо. Постоянная фоновая тревога, нарушение сна, частые конфликты, ощущение неудовлетворенности в какой-то сфере, повторяющиеся неприятные ситуации — этого уже достаточно для того, чтобы обратиться за помощью».
Чтобы понять, что вы готовы к работе с психологом, нужно проверить себя по нескольким критериям, уверена Мария Мельник. Во-первых, у потенциального клиента должно быть желание честно исследовать себя и готовность переживать в процессе терапии неприятные чувства. Во-вторых, готовность брать ответственность за свои действия. В-третьих, необходимые ресурсы: время, деньги и эмоциональные силы. И последнее, он должен быть настроен на серьезную работу и не требовать от специалиста чуда.
Важно помнить, что терапия — это услуга, и человек, обратившийся за помощью, имеет право быть требовательным, вдумчивым и прислушиваться к себе. Работа над ментальным здоровьем начинается уже на этапе выбора и во время первой сессии, когда между клиентом и терапевтом выстраиваются безопасные, профессиональные и прозрачные отношения.
Шаг первый — диалог с собой
Перед встречей с психологом нужно определить, с каким запросом или проблемой вы идете в терапию. Также важно понимать, сколько времени и денег вы готовы потратить и с человеком какого возраста и пола вам будет комфортнее всего работать. Стоит учесть и жизненный опыт специалиста. Например, если вы планируете обсуждать экзистенциальные кризисы, связанные со старением, терапевт не должен быть слишком юным, советует практикующий психолог, гештальт-терапевт и супервизор, комьюнити-директор сервиса «Ясно» Екатерина Артеменко.
Частым помощником при выборе специалиста становятся социальные сети. Посты и публикации психолога позволяют заранее оценить перспективы совместимости по стилю общения, манере поведения и комментариям клиентов. Однако помните, что рекомендациям пользователей и советам близких не стоит доверять на 100%.
Универсальных специалистов нет, а запрос каждого клиента требует индивидуального подхода. «То, как человек формулирует проблему и свой запрос, является диагностичным для психолога. Важно прийти не с правильным запросом, а с тем, как вы сами понимаете свою трудность. «Мне плохо, и я не знаю, почему» такой же подходящий запрос на терапию, как и «Я раздражаюсь на своего партнера, потому что иногда его интонация напоминает то, как меня ругала мама», рассказывает Мария Мельник. «Есть два вопроса, которые помогут сформировать запрос. Что меня беспокоит: состояние, ситуация, мысли? Как мне кажется, почему это происходит? Например, «Мне тяжело, потому что я часто задерживаюсь на работе, так как не уверена, что хорошо справляюсь» или «Я пугаюсь, когда на меня давят, потому что сложно отстоять свое мнение».
Запрос нужен для выбора психолога с подходящими методами работы и специализацией. Например, семейный психолог помогает решать конфликты между родственниками и в парах, клинический работает с эмоциональными и поведенческими расстройствами, детские и подростковые специалисты разбираются с возрастными проблемами, а секс-терапевты фокусируются на трудностях в интимной жизни. «Все дипломированные практикующие психологи помогут лучше осознавать себя, проживать чувства и поддержат в стрессовых ситуациях. Но нужны особые навыки для работы с травматическим опытом, депрессией, тревожным расстройством или личностными нарушениями, — объясняет Мария Мельник. — Есть особенности методов. Например, когнитивно-поведенческая терапия предполагает самостоятельную работу между сессиями, домашние задания, много ясности и структуры. Символдрама, или эмоционально-образная терапия, подходит тем, кто легко может представлять, визуализировать предметы, людей, ситуации. Они затрагивают бессознательные процессы. Современный психоанализ и гештальт-терапия построены на диалоге и способствуют глубокому пониманию себя».
Обязательный этап, предшествующий началу работы, — проверка наличия образования, аккредитации и сертификатов у специалиста. «Важно, чтобы у него было не только базовое психологическое образование, но и длительное обучение как минимум одному из терапевтических подходов с научно доказанной эффективностью, — рекомендует клинический директор психологической платформы Alter и практикующий клинический психолог Анастасия Черткова. — Для большинства основных терапевтических подходов необходимый срок обучения составляет от 150 до 500 часов. Также важно, чтобы у психолога был достаточный опыт супервизии и личной терапии. Супервизия — это разбор сложных случаев из практики с более опытным коллегой. Такая работа над своей практикой, по данным исследований, качественно влияет на эффективность психолога».
При этом мастерство специалиста определяет не только длительность стажа, напоминает провокативный психолог и гештальт-терапевт Дмитрий Гаврилов: «Опыт крайне редко влияет на качество вашей предстоящей работы. Часто начинающие специалисты «вгрызаются» в проблемы клиентов и действуют очень эффективно, а маститые гуру могут скучать и не проявляться на сессиях. Все очень индивидуально, и понять, насколько заинтересован в работе сам психолог, возможно как раз на первой встрече».
Шаг второй — диалог с психологом
Когда выбор сделан, наступает не менее важный этап — первая сессия. Во время встречи необходимо понять, есть ли эмоциональный «мэтч» со специалистом. «Мое искреннее убеждение — ваш потенциальный психолог должен быть вам симпатичен, внешне и внутренне — что тяжелее определить, но все равно возможно. Абсолютно точно психолог не должен вызывать антипатию и огромное количество вопросов», — рассказывает Дмитрий Гаврилов.
Такими «вопросами» могут стать различные «красные флаги», сигнализирующие о непрофессионализме. Например, обещания быстрого и стопроцентного результата, нарушение конфиденциальности, навязывание готовых решений и размывание профессиональных границ — попытки перевести отношения в дружеские или романтические. Как отмечает Анастасия Черткова, хороший психолог не давит, не осуждает и не говорит преимущественно о себе, а создает ощущение комфорта и безопасности, пространство для откровенного разговора. Его стандартной для первой сессии задачей будет понять запрос клиента, совместно определить цели, рассказать о формате работы, проговорить правила соблюдения конфиденциальности и установить четкие границы.
«Важно почувствовать интерес, надежду и увидеть, что это взаимно, без этого не получится вступить на непростой путь сотрудничества и совместного погружения в болезненный опыт, без которого хорошая, настоящая терапия, к сожалению, невозможна, — подтверждает Екатерина Артеменко. — После первой сессии как минимум должно стать понятно, как будет проходить терапия, какие у нее правила, возможности, ограничения. Хорошо бы, чтобы осталось ощущение, что терапевт может стать человеком, который будет за вас, но не будет вам полностью подвластен. Будет рядом, но не слишком «сверху».
«С психологом можно говорить обо всем. Соответственно, можно обсудить и то, как вы расстанетесь»,— объясняет Дмитрий Гаврилов. Внезапное прекращение терапии без предварительного диалога создаст недопонимание.
Шаг третий — решение двигаться дальше
Терапию можно считать успешной, если клиент медленно, но верно движется от своей проблемы к цели. Боль притупляется, эмоции становятся яснее, повседневная жизнь — гармоничнее, а кризисы перестают казаться непреодолимыми.
Однако торопиться с положительными оценками своих результатов не стоит. «Терапевтический процесс не всегда развивается линейно, от плохого состояния к хорошему. Внутри него возможны колебания: временное усиление чувств, сомнения или ощущение застоя в терапии — это нормальная часть глубокой психологической работы и не обязательно признак неэффективности, — напоминает Анастасия Черткова. — Резкое улучшение состояния, которое может возникнуть после нескольких сессий, — это не признак того, что цель терапии уже достигнута и можно завершать этот процесс. В такие моменты особенно важен открытый диалог с психологом о том, что происходит в терапии и как вы оба оцениваете динамику».
Задуматься же о смене специалиста стоит в нескольких случаях. Например, если терапия давно не двигается вперед, а обсуждения с психологом не помогают это изменить. Или если встречи превратились в формальность — с повторением по кругу одних и тех же тем без ясных целей. Наконец, изменения могут произойти с вами и вашими запросами — тогда для следующего этапа работы понадобится другой подход или специалист.
Психологу, как человеку и специалисту, важно понять: процесс завершился естественно или клиента что-то не устроило. Его задача — не оспорить принятое решение, а отследить динамику в лечении — для этого нужна обратная связь. Часто клиенты прекращают встречи при первом улучшении, но если проблема возвращается, то терапию приходится начинать заново, так как психолог не видел полной картины. Дмитрий Гаврилов напоминает: «Для эффективной работы клиент и психолог должны «пожить» и в горе и в радости».
«Завершение терапии, даже неудачной, не означает отказ от психологической помощи в целом, — объясняет Анастасия Черткова. — Иногда именно опыт несостоявшейся или исчерпавшей себя терапии помогает лучше понять свои потребности и сделать более точный выбор специалиста в будущем».
