К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Долго, дорого, плохо: топ-10 незадавшихся госстроек

Долго, дорого, плохо: топ-10 незадавшихся госстроек
Гнев Игоря Шувалова, истребленная стерлядь, бассейн для театралов и 60-метровый стеклянный куб — в рейтинге Forbes

Еще в сентябре на стадионе «Крестовский»  в Санкт-Петербурге проводили молебен о благополучном завершении растянувшегося на десять лет строительства. А уже 22 февраля на газоне самого дорого стадиона в России пройдет концерт российских рок-групп и рэперов.

В честь завершения главного российского долгостроя Forbes собрал десятку крупнейших объектов последних лет, контракты по которым были расторгнуты. В подборке — 15 контрактов на общую сумму 88 млрд рублей (по некоторым из объектов был заключено больше одного контракта), из них государство выплатило подрядчикам, с которыми вынуждено было расстаться, 27 млрд рублей.

Взлетная полоса аэропорта Шереметьево

Взлетная полоса аэропорта Шереметьево

Заказчик:

«Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)»

Подрядчик: «Трансстрой»

Цена контракта: 26,25 млрд рублей (два контракта)

Выплачено: 9,62 млн рублей

Что было: В декабре 2016 года в залах ожидания аэропорта Шереметьево сотни людей сутками ожидали вылета и спали, расположившись на чемоданах и куртках. Тогда из-за плохой погоды «Аэрофлот» отменил за три дня более 120 рейсов. Масштабной отмены рейсов можно было бы избежать, если бы в аэропорту работала третья взлетно-посадочная полоса (ВПП). Ее строительство еще в 2011 году называл в числе приоритетов Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра. Тогда же подряд на строительство стоимостью 26,3 млрд рублей выиграл холдинг «Трансстрой» Олега Дерипаски. Построить самую дорогую взлетную полосу в России предполагалось за 3,5 года, она была одним из ключевых объектов подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Но сроки начали сдвигаться: сначала из-за переноса расположенных на площадке коммуникаций и отселения жителей из санитарной зоны, потом из-за конфликтов между заказчиком и подрядчиком. К весне 2015 года строительство было остановлено, и стороны пошли по судам. К тому времени контрольный пакет в «Трансстрое» у Дерипаски выкупил владелец «Уралавтоприцепа» Егор Андреев.

Итог: В октябре 2015 года правительство утвердило строителем третьей полосы в Шереметьево предприятие «Трансстроймеханизация», входящее в группу «Мостотрест». Основным собственником «Мостотреста» ранее была семья Ротенбергов, затем бизнесмены продали группу НПФ «Благосостояние», контролируемому РЖД. Впрочем, Ротенберги в стороне от стройки не остались — летом 2015 года Владимир Путин подписал указ об объединении Шереметьево с TPS Avia Holding, бенефициаром которой является Аркадий Ротенберг.

В январе 2017 года СМИ сообщили о том, что на строительство взлетно-посадочной полосы в Шереметьево не хватает 3 млрд рублей. Еще одна проблема — несанкционированная свалка строительных и бытовых отходов в зоне строительства общим объемом около 1 млн тонн. Закрыть свалку еще в 2010 году распоряжался Владимир Путин, но в 2015 году ввоз отходов возобновился.

Читать также: Олигарх в Бестяхе: почему не все государственные деньги доходят до подрядчиков

Стадион «Крестовский»

Стадион «Крестовский»

Заказчик: Комитет по строительству г. Санкт-Петербурга

Подрядчик: «Трансстрой»

Цена контракта: 24,5 млрд рублей (три крупнейших контракта)

Выплачено:

21 млрд рублей

Что было: Вечером 13 июля 2016 года больше сотни человек в оранжевых жилетах заблокировали выезды с огромной стройплощадки в западной части Крестовского острова в Санкт-Петербурге. Рабочие протестовали против длящихся третий месяц невыплат заработной платы на строительстве «Зенит Арены». В этот же день Смольный уведомил холдинг «Трансстрой» об одностороннем расторжении контрактов на строительство стадиона.

Структуры «Трансстроя» Олега Дерипаски были выбраны генподрядчиками стадиона на Крестовском острове в 2008 году, сменив на площадке «Синтез-СИУ». После этого договоры не раз разрывались, вместо них заключались новые, достававшиеся «Трансстрою», стоимость стадиона возрастала. Три крупнейших контракта в рамках этого господряда были заключены с самим «Трансстроем» и дочерними «Инжтрансстроем» и «Инжтрансстроем-СПб» на 24,5 млрд рублей и включали благоустройство расположенной поблизости части Приморского парка Победы. Всего «Трансстрой» получил за строительство 30,9 млрд рублей.

Итог: Новым подрядчиком в августе 2016 года был выбран «Метрострой», основными акционерами которого являются метрополитен и комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга. 29 декабря стадион получил заключение о соответствии от Ростехнадзора и разрешение на ввод в эксплуатацию первого этапа от Госстройнадзора. Сметная стоимость «Зенит Арены» составила 41,7 млрд рублей.

Читать также: Сколько стоит самый дорогой стадион России

Кировский мост

Кировский мост

Заказчик: Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области

Подрядчик: «Волгоспецстрой»

Цена контракта: 10,3 млрд рублей

Выплачено: 59,8 млн рублей

Что было: Проектирование вантового моста, соединяющего юго-восточную часть Самары с Южно-Обводной дорогой и выездом на Оренбург, началось в 2006 году компанией «Волгоспецстрой». Спустя год проектировщик выиграл и подряд на строительство. Изначально планировалось, что Кировский мост, длина которого со всеми сооружениями составит одиннадцать километров, будет открыт в 2010 году. Но стройка затянулась: установка вантов началась только в 2011 году. Стройка затягивалась в том числе и из-за Минтранса Самарской области, который долго не передавал «Волгоспецстрою» земельные участки и медленно согласовывал вопросы с собственниками коммуникаций.

В 2014 году у «Волгоспецстроя» начались финансовые проблемы, в отношении компании была введена процедура наблюдения. В июле 2015 года подрядчика признали банкротом. Из более чем 10-миллиардного контракта «Волгоспецстрой» успел выполнить работы на 9,6 млрд рублей. Тем не менее в конце 2014 года движение по Кировскому мосту было открыто по временной схеме.

Итог: Одновременно с попытками отсудить у «Волгоспецстроя» деньги за сорванную стройку Минтранс Самарской области оценил экологический ущерб от строительства моста в 208 236 мальков сазана и 63 048 мальков стерляди.

Летом 2016 года на мосту провалился асфальт, тогда же право достроить мост за 627 млн рублей выиграла компания «Волга-Проект». В январе 2017 года Ростехнадзор, неоднократно штрафовавший Министерство транспорта Самарской области за эксплуатацию Кировского моста, объявил его опасным объектом и потребовал закрыть по нему движение.

Автомобильная дорога М60 «Уссури»

Автомобильная дорога М60 «Уссури»

Заказчик: 

ФКУ ДСД «Дальний Восток»

Подрядчик: «Стройгазконсалтинг»

Цена контракта:

9,4 млрд рублей (два контракта)

Выплачено:

1,9 млрд рублей

Что было: Масштабная реконструкция федеральной трассы М-60 (сегодня - А370) «Уссури» от Хабаровска до Владивостока началась в середине 2000-х. Летом 2013 года «Стройгазконсалтинг», принадлежавший тогда Зияду Манасиру, выиграл контракты на реконструкцию двух участков трассы под Хабаровском общей протяженностью 24 км. Весной 2015 года отвечающая за стройку дорожная дирекция «Дальний Восток» в одностороннем порядке расторгла оба контракта и выставила СГК неустойку порядка 950 млн рублей. Причиной стали сорванные по вине подрядчика, у которого тогда были проблемы с получением подрядов и финансированием, сроки строительства.

Итог: Весной 2015 года Зияд Мансир продал «Стройгазконсалтинг« Газпромбанку и фонду UCP Ильи Щербовича. Компания переехала в Санкт-Петербург, начала отказываться от проектов, не связанных с тендерами «Газпрома». Дополнительный конкурс по участкам «Стройгазконсалтинга» на трассе M-60 до сих пор не проведен.

Автомобильная дорога М6 «Каспий»

Автомобильная дорога М6 «Каспий»

Заказчик: 


ФКУ Упрдор Москва — Волгоград

Подрядчик: «Строительное управление №1» (СУ-1)

Цена контракта:

4 млрд рублей

Выплачено:

49,8 млн рублей

Что было: В 2014 году был объявлен конкурс на реконструкцию участка трассы М6 (сейчас Р22) «Каспий» с 386 по 398 километр. Единственным участником стало «Строительное управление №1» (СУ-1), входящее в «МДС-Групп» тюменского предпринимателя Сергея Солодовникова. На тот момент у СУ-1 было более 40 млрд выигранных господрядов в сфере дорожного и аэродромного строительства, самый крупный из которых — строительство второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту Домодедово стоимостью 12 млрд рублей. В 2012-2013 годах СУ-1 уже реконструировало участок трассы M6 длиной 11 км.

Итог: 1 сентября 2015 года дорожный контракт по М6 был расторгнут из-за нарушения сроков строительства. А в ноябре Сергей Солодовников был задержан и помещен в СИЗО по подозрению в нецелевом расходовании аванса, выданного на строительство взлетной полосы в Домодедово. Через неделю бизнесмена отпустили. В отношении СУ-1 в июне 2016 года была введена процедура наблюдения, на тот момент кредиторы пытались взыскать с компании более 2 млрд рублей долгов.

В декабре 2015 года конкурс на реконструкцию участка М6, оставшегося от СУ-1, выиграл «Евродорстрой».

Аэропорт Храброво

Аэропорт Храброво

Заказчик: «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)»

Подрядчик: «Стройновация»

Цена контракта: 3,17 млрд рублей

Выплачено: 59,8 млн рублей

Что было: В июле 2016 года первый вице-премьер Игорь Шувалов устроил разнос калининградским чиновникам после проверки готовности аэропорта Храброво к чемпионату мира по футболу 2018 года. «Аэропорт находится в ужасном состоянии!» — негодовал Шувалов. Тендер на реконструкцию аэропорта стоимостью 3,2 млрд рублей в сентябре 2014 года выиграла «Стройновация», входящая в группу «Сумма» Зиявудина и Магомеда Магомедовых. Все работы предполагалось закончить 31 декабря 2016 года, но в ходе июльского визита Шувалов не обнаружил на строительной площадке ни людей, ни техники. В августе Росавиация оценила отставание «Стройновации» от графика на девять месяцев, контракт был расторгнут.

Итог: В июле 2016 года у Храброво сменился собственник: вместо группы «Аэроинвест» Арсена Канокова им стал холдинг «Новапорт» Романа Троценко. Троценко пообещал закончить реконструкцию в 2017 году. В январе новым подрядчиком Храброво стала компания «Центродорстрой», выигравшая конкурс на 2,7 млрд рублей.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Заказчик: Финансовый университет при Правительстве РФ

Подрядчик: «Инжтрансстрой»

Цена контракта: 2,78 млрд рублей

Выплачено: 2,04 млн рублей

Что было: В середине 2000-х годов Финансовый институт при Правительстве РФ, располагавшийся в комплексе зданий 1970-х годов, принадлежавших ранее Институту общественных наук при ЦК КПСС, заказал проект нового корпуса. Подряд на строительство стоимостью 2,8 млрд рублей в мае 2010 года выиграл «Петербургтрансстрой», «дочка» корпорации «Инжтрансстрой» Ефима Басина. Работы должны были завершиться в конце 2014 года. К этому времени у «Инжтрансстроя» возникли серьезные финансовые проблемы: корпорация активно участвовала в подготовке к Олимпиаде в Сочи, объем олимпийских контрактов оценивался в 70 млрд рублей, но получил «Инжтрансстрой» меньше.

В марте 2014 года Ефим Басин объявил о ликвидации «Инжтрансстроя». Все контракты корпорации были расторгнуты — в том числе на строительство учебного корпуса для Финансового института, который к тому моменту был почти достроен.

Итог: Новый учебный корпус был открыт 9 февраля 2015 года.

Новая сцена Академического Малого драматического театра – Театра Европы (Санкт-Петербург)

Новая сцена Академического Малого драматического театра – Театра Европы (Санкт-Петербург)

Заказчик: Министерство культуры РФ

Подрядчик: «СтройСоюз-СВ»

Цена контракта: 2,5 млрд рублей

Выплачено: 352 млн рублей

Что было: «Проводил совещание на объектеподрядчик выступил с театрализованной постановкой на тему «Приезжает начальство»: сотни рабочих, машины ездят, краны двигаются… Приехал в декабре туда без предупреждения — картина была печальная, рабочих мало, из техники — пара экскаваторов» — так министр культуры РФ Владимир Мединский описывал отношения с компанией «СтройСоюз-СВ», которая в декабре 2015 года выиграла контракт на строительство новой сцены Малого драматического театра (МДТ — Театр Европы) в Санкт-Петербурге. Согласно проекту архитектора Михаила Мамошина подрядчик должен был построить рядом с бывшими казармами Семеновского полка семиэтажное здание площадью 23 500 кв. м с подземной парковкой, тренажерным залом и бассейном. Осенью 2016 года проект Мамошина был переделан по инициативе руководителя МДТ Льва Додина.

Итог: «СтройСоюз-СВ» признан ФАС недобросовестным поставщиком, но требует взыскать с Минкульта 590 млн руб. Новую сцену планируют открыть в установленный ранее срок — к маю 2018 года, но новый подрядчик еще не выбран.

Родильный дом в Магадане

Родильный дом в Магадане

Заказчик:  Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области

Подрядчик: «Медторгсервис»

Цена контракта: 2,2 млрд рублей

Выплачено: 0 рублей

Что было: В августе 2013 года Владимир Путин посещал Магадан. Исполняющий обязанности губернатора Магаданской области Владимир Печеный попросил президента выделить деньги на строительство в городе перинатального центра. За два с половиной года до этого визита контракт на строительство такого центра на базе городского роддома был заключен с компанией «Медторгсервис», зарегистрированной в подмосковном Красногорске. Для «Медторгсервиса», который занимался исключительно поставкой медицинской техники и оборудования, это был необычный подряд.

Проблемы начались уже на стадии проектирования. Директор «Медторгсервиса» Сергей Петров получил от заказчика согласованное техническое задание, решил, что оно не соответствует санитарным нормам, и начал разработку проекта, исходя из собственных нормативов. Заказчик отказывался утверждать такую программу, пришлось разрабатывать новую, что повлекло порядка 3 млн убытков для «Медторгсервиса». 

Итог: В июле 2015 года Московский арбитраж взыскал с Сергея Петрова 3 млн рублей в пользу «Медторгсервиса». Однако конфликт с заказчиком затянулся, а строительство так и не было начато. Сейчас «Медторгсервис» и Минстрой Магаданской области судятся. Новый конкурс на строительство перинатального центра не проведен.

Фондохранилище Эрмитажа в Старой Деревне

Фондохранилище Эрмитажа в Старой Деревне

Заказчик: Государственный Эрмитаж

Подрядчик: «Эскиз»

Цена контракта: 1,9 млрд рублей

Выплачено: 481 млн рублей

Что было: Строительство фондохранилища Эрмитажа в районе Старая Деревня Санкт-Петербурга началось еще в 1993 году. Первая очередь была завершена к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году, вторая — в 2006-м. Главным архитектором проекта третьей очереди был выбран всемирно известный голландский архитектор Рем Колхас. Стоимость комплекса зданий, основным элементом которого будет 60-метровый стеклянный куб, оценивается в 9,5 млрд рублей. Контракт на строительство производственных зданий на 1,9 млрд рублей в феврале 2014 года выиграла небольшая компания «Эскиз». В мае 2015 года Эрмитаж в одностороннем порядке расторг контракт, обвинив подрядчика в том, что его работа не соответствовала проектной документации.

Итог: В октябре 2015 года прошли публичные слушания, посвященные строительству основного здания — стеклянного куба. Юрисконсульт Эрмитажа Марина Цыгулева лично предостерегла «Эскиз» от участия в конкурсе на этот объект. В итоге подряд на 3,7 млрд рублей достался в ноябре 2015 года «МехСтройТрансу».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+