Росстат назвал единственную востребованную услугу в апреле

Фото Cameron Spencer / Getty Images
Фото Cameron Spencer / Getty Images
Росстат раскрыл данные о том, насколько пострадали различные сегменты сферы услуг в нерабочий апрель. У половины сегментов выручка упала более чем на 50% к апрелю прошлого года, у некоторых обвал превысил 95%. Вырасти в условиях жестких ограничений удалось только компаниям по прокату.

Период нерабочих дней, введенный в России в конце марта для предотвращения распространения коронавируса, нанес серьезный удар по всей экономике, но особенно сильный — по сфере услуг. В мае Росстат сообщил, что объем оплаченных россиянами услуг в апреле сократился более чем на треть в годовом выражении (до 537 млрд руб.). Теперь статистическая служба раскрыла данные о том, какие именно виды услуг пострадали этой весной.

Если вкратце, то пострадала практически вся сфера услуг. Разница лишь в том, насколько сильным был провал:

  • Самыми пострадавшими предсказуемо оказались туристическая отрасль и сфера гостеприимства (гостиницы, санатории, дома отдыха, туристические базы), спорт (спортклубы, фитнес-центры) и культура (музеи, дома культуры, кинотеатры, театры). Спрос на услуги в этих сегментах обвалился на 87-97%.
  • Бытовые и транспортные услуги по всей стране просели более чем на 60%. При этом бани и фотоателье не получили и 10% выручки апреля 2019 года. Парикмахерские и салоны красоты, химчистки и прачечные, предприятия по ремонту и пошиву одежды и обуви, изготовлению и ремонту мебели сумели оказать менее 20% прошлогоднего объема услуг. Ритуальные услуги просели более чем на 12%.
  • Объем платных оплаченных населением медицинских услуг сократился более чем наполовину в годовом выражении, ветеринарных — на 20%.
  • Снизился в годовом выражении даже объем оказанных жилищно-коммунальных, а также телекоммуникационных услуг.

Стойкие прокатчики

Единственные, кто сумел увеличить выручку в годовом выражении даже на фоне пандемии и режима самоизоляции, — предприятия по прокату. Их совокупная выручка за месяц составила 1,1 млрд рублей, из которых 90% пришлось на Москву, а внутри столицы около 80%, по экспертной оценке, — на услуги автопроката, отмечает Росстат.

Следует отметить, что режим самоизоляции сказался и на этом виде услуг: относительно марта выручка у предприятий по прокату в целом по стране упала на 55%. Но совокупно за январь-апрель оказалась на 88% выше, чем в первые четыре месяца 2019 года. То есть при благоприятном развитии событий этот рынок мог бы вырасти вдвое и более, предполагает Росстат.

Между тем, в США в конце мая один из крупнейших сервисов аренды автомобилей Hertz заявил о банкротстве: компания не смогла пережить прекращение путешествий из-за карантина.

Без надежд на восстановление

Индекс деловой активности в сфере услуг, рассчитываемый компанией IHS Markit, по итогам апреля в России обвалился с 37,1 в марте до 12,2 балла, ознаменовав самое резкое падение деловой активности за всю историю наблюдений. При этом опрошенные компании сферы услуг не были уверенны в темпах какого-либо восстановления в этом году, и сокращали занятость рекордными темпами, отмечалось в отчете IHS Markit.

«Воздействие вспышки COVID-19 оказало необычайно пагубное влияние на сферу услуг России, поскольку самоизоляция и другие чрезвычайные меры общественного здравоохранения создали операционные проблемы для поставщиков услуг. В то же время потребительский спрос упал беспрецедентными темпами на фоне глобального характера закрытия бизнеса», — комментировала результаты исследования экономист IHS Markit Шиан Джонс.