Суд во Владивостоке приговорил «крабового короля» Олега Кана к 24 годам колонии
Суд во Владивостоке заочно приговорил бизнесмена Олега Кана, обвиняемого в контрабанде живого краба на 2,6 млрд рублей и уклонении от уплаты налогов, к 24 годам колонии строгого режима и штрафу в 5 млн рублей. Защита «крабового короля» настаивает, что Кан умер в Великобритании еще в 2023 году, однако суд отклонил это ходатайство
Фрунзенский районный суд Владивостока заочно приговорил бизнесмена Олега Кана, обвиняемого в контрабанде живого краба на 2,6 млрд рублей и уклонении от уплаты налогов, к 24 годам колонии строгого режима и штрафу в 5 млн рублей, сообщил корреспондент ТАСС из зала суда.
Именно такой срок лишения свободы для Кана запрашивала сторона обвинения.
Адвокат бизнесмена Максим Белянин в ходе судебного разбирательства настаивал, что Кан умер в Великобритании еще в 2023 году, однако суд отклонил это ходатайство.
Также суд постановил взыскать с Кана в доход государства более 4,2 млрд рублей, являющихся эквивалентом его дохода от продажи живого краба.
Ущерб от уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов полностью возмещен в 2021 году другим фигурантом дела, уточнили в управлении Генпрокуратуры по ДФО. Остальные участники преступного сообщества находятся в международном розыске.
Рыбопромышленник Кан, известный как «крабовый король», признан виновным по части 1 статьи 210 УК России (организация преступного сообщества), части 3 статьи 226.1 (контрабанда стратегически важных ресурсов), части 4 статьи 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей) и пункту «б» части 2 статьи 199 УК России (уклонение от уплаты налогов).
По версии следствия, в 2014–2019 годах Кан был лидером преступного сообщества и организовал контрабандную поставку живого краба в Японию, Южную Корею и Китай. Общий объем поставок превысил 3000 т стоимостью 2,6 млрд рублей. При вывозе товар декларировался по одной цене, но отгружался по завышенной. Таким образом, он недоплатил налог на прибыль и НДС. А также таможенные платежи на сумму в 9,28 млн рублей.
Кана судили заочно, поскольку он уехал из России еще в 2018 году, после чего был объявлен в международный розыск, его заочно арестовали, а на имущество на сумму более 5,3 млрд рублей был наложен арест.
В 2020-м Кан заявил «Ведомостям», что уголовные дела против него — заказные, а следствие ангажировано.
Весной 2024 года Приморский краевой суд заочно приговорил Кана к 17 годам колонии строгого режима по обвинению в организации убийства рыбопромышленника Валерия Пхиденко в 2010 году. По версии следствия, Кан подозревал Пхиденко в причастности к покушению на свою жизнь в 2005-м и решил отомстить. Защита настаивала на оправдании подсудимого.
В марте 2024-го арбитраж Приморья взыскал с Кана и подконтрольных ему физических и юрлиц ущерб водным биоресурсам на сумму 358,7 млрд рублей. Суд также признал ничтожными сделки по предоставлению Кану Росрыболовством квот на вылов водных биоресурсов. Представители бизнесмена утверждали, что тот умер еще в 2023 году в Великобритании, Генпрокуратура назвала заявление «инсценировкой».
В августе 2025 года Арбитражный суд Москвы отклонил иск шести рыбодобывающих предприятий Сахалина к ФАС — они пытались оспорить заключение антимонопольной службы об иностранном контроле над ними. Предприятия, перешедшие в собственность государства в апреле 2024-го, поясняли в суде, что у иностранных лиц нет формальных долей и управленческих полномочий в компаниях. В заключении ФАС говорилось, что указанные предприятия контролировал иностранный инвестор — южнокорейская Olves и бизнесмен Олег Кан, имеющий вид на жительство за рубежом.
