Олег Ястребов, ректор РУДН: «Мы — участники технологической революции»

Олег Ястребов, доктор юридических и экономических наук, профессор. В 1998 году окончил Московское суворовское военное училище. В 2004 году окончил Российский университет дружбы народов по специальностям «юриспруденция» и «международные отношения». В 2007 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2010 году — докторскую. С 2014 по 2020 годы возглавлял юридический институт РУДН. В 2020 году занял пост ректора РУДН.
— Какие мотивы были у вуза, чтобы начать сотрудничество с Альфа-банком?
— У нас схожие ценности. Альфа-банк — одна из ведущих технологических компаний России. Банк известен продуктовым подходом по отношению к клиентам, инновациями в финансовом секторе.
РУДН, в свою очередь, один из лидеров цифровизации, внедрения инноваций среди отечественных университетов. Мы первыми в России открыли факультет искусственного интеллекта, цифровизовали операционную деятельность. Внедряем в образование технологии ИИ по специальностям.
Поэтому мы легко нашли точки соприкосновения. Нас объединяют открытость, инновационность, ориентированность на качественные преобразования в обществе. Вместе мы стали создавать новые образовательные продукты, такие как совместная магистратура «Цифровые технологии в управлении». Ключевая цель нашего партнерства — подготовка высококвалифицированных специалистов для современной финансовой индустрии на стыке финансов, управления и информационных технологий.
— Вместе с Альфа-банком вы построили внутренний коворкинг в РУДН. В чем функция коворкинга в университете?
— Современный университет — это не только качественное образование и наука, но и общение, поиск друзей, единомышленников и партнеров.
Мы целенаправленно создаем среду для взаимодействия между факультетами. На выходе у выпускника РУДН есть записная книжка с контактами специалистов из всех областей — в ней врачи, юристы, журналисты, строители, агрономы, представители самых разных специальностей из 170 стран.
РУДН — очень открытый университет. Это видно каждому, кто попадает в наши здания. У многих аудиторий для занятий прозрачные стены, есть залы-трансформеры и десятки коворкингов. Один из них — коворкинг, созданный при поддержке Альфа-банка. Это место встречи и общения студентов разных направлений. Здесь они учатся, общаются, обмениваются идеями. Именно в такой среде рождаются междисциплинарные проекты, стартапы, полезные академические и деловые связи, а иногда и личные отношения.
Коворкинг популярен не только среди студентов. Здесь также работают и проводят время преподаватели и сотрудники университета. Все в РУДН пересекаются в одних и тех же пространствах. Это одна из ценностей нашей корпоративной культуры. Название коворкинга уже стало нарицательным, идешь по коридору и слышишь разговор: «Где встретимся?» — «Давай в «Альфе».
— В чем состоит суть цифровой магистратуры, которую вы создали вместе с банком?
— Основная цель проекта — подготовка профессионалов, обладающих компетенциями, необходимыми в условиях технологического прогресса и внедрения цифровых технологий в управление. Ключевые навыки программы — проектирование бизнес-моделей цифровых предприятий, эффективное применение искусственного интеллекта, владение методиками гибкого управления проектами.
Структуру программы разработали совместно эксперты банка и преподаватели университета. Они вместе проектировали содержание программы, систему контроля знаний. В итоге был создан образовательный продукт. Выпускники магистратуры решают задачи цифрового преобразования финансовых услуг и экономики в целом.
— Сколько студентов вовлечено в этот проект?
— 40 человек, из которых 20 становятся обладателями грантов, обеспеченных Альфа-банком. Грант дает возможность бесплатно учиться и получать ценные бонусы от партнера. А остальные поступают на контракт.
— Давайте пройдем по основным направлениям этого проекта. Можете ли вы прокомментировать, почему включили эти направления в программу цифровой магистратуры?
— Современный менеджер — это проактивный, креативный человек, который осваивает инновации и быстро внедряет их в работу, оптимизирует операционные процессы за счет ИИ. Поэтому в программу включили такие предметы, как цифровые технологии, работа с данными, дизайн-мышление, искусственный интеллект, финансы, стратегии управления, антикризисное управление, бизнес-стратегии.
При этом современному специалисту нужны и так называемые soft skills (англ. мягкие (гибкие) навыки. — Forbes Club) — навыки построения коммуникаций, нетворкинг, командное взаимодействие. Эти занятия также включены в программу.
Обучение проходит в дистанционном формате, что делает программу доступной из любой точки мира. Студенты могут изучать материалы в удобное время, прослушивать лекции в записи. Есть также блок онлайн-занятий с экспертами Альфа-банка. Такой формат позволяет совмещать обучение с работой.
— Вы сказали, что предусмотрено 20 грантов на обучение. Кто получает гранты? Каков аватар студента?
— Это лучшие кандидаты, оставившие заявку на лендинге образовательной программы на обучение. Отбор происходит по портфолио, которое включает мотивационное письмо, рекомендательное письмо от научного руководителя или работодателя, подтвержденный опыт трудовой деятельности, участие в научных исследованиях (особо ценны научные работы студентов в сфере экономики), владение иностранными языками на уровне уверенного пользователя. Затем наступает следующий этап отбора. Он включает решение профильного кейса. Мы проверяем наличие отраслевых навыков и критическое мышление.
Студент-грантополучатель — молодой человек, обладающий опытом в профессиональной сфере. Он целеустремлен и амбициозен, хочет расти в области финансов, бизнеса и инноваций. Часто это выпускники инженерных, информационно-технологических, экономических и управленческих специальностей бакалавриата. Их отличают интеллектуальное мышление и желание быть не специалистами-исполнителями, а управленцами.
— Кандидатам с какими базовыми навыками вы отдаете предпочтение?
— В число этих навыков входят управление проектами, ИТ-специальности, экономика, практика бизнеса, информационная безопасность, бизнес-аналитика, работа с данными, управление инновациями, международные деловые процессы.
— В марте 2024 года вы провели открытую встречу студентов с главой Альфа-банка Владимиром Верхошинским. О чем шла речь?
— Возможность слушать открытые лекции руководителей крупнейших корпораций — это дополнительная ценность, которую РУДН обеспечивает своим студентам. Лекция Владимира Верхошинского вызвала большой интерес у студентов РУДН. На встрече Владимир анонсировал совместную магистратуру РУДН и Альфа-банка, рассказал о развитии банка. Открытый разговор завершился сессией вопросов и ответов. Наибольшее внимание вызвали темы баланса между работой и личной жизнью и выбора карьерного пути.
Владимир Верхошинский подчеркнул, что важен осознанный выбор жизненных приоритетов. Также важно правильно выбрать партнера, который готов поддержать карьерные шаги, — партнер играет ключевую роль в достижении баланса между семейной жизнью и работой. И конечно, не надо игнорировать собственные убеждения и идеалы. Думаю, это были очень ценные советы.
— В условиях быстрого развития технологий перед вузами стоит проблема: знания так же быстро устаревают. Это актуальная проблема? Помогает ли сотрудничество с банком ее решать?
— Действительно, быстрое развитие технологий создает серьезную проблему для вузов. Информация, которую студенты изучают на первых курсах, может устареть еще до завершения университета. Что мы делаем? Во многих сферах становимся источником изменений. Разрабатываем собственные технологии и новации. РУДН одним из первых интегрирует все новое. Тесно работаем с бизнесом, изучаем запросы на востребованные компетенции. Регулярно обновляем программное обеспечение. Проводим лекции от практиков, которые находятся на переднем крае инноваций. В этом плане нам, конечно, помогает сотрудничество с Альфа-банком.
— Каковы итоги вашего сотрудничества с банком? В каких показателях вы оцениваете результат?
— Главный итог — создание уникального и востребованного образовательного продукта. Студенты РУДН имеют возможность слушать спикеров из бизнеса и проходить стажировки в Альфа-банке. Университету, безусловно, интересна стипендиальная программа «Альфа-Шанс» для талантливых студентов российских вузов, где победители получают грант на развитие своих идей.
Если же говорить о показателях, то главные параметры, по которым мы будем оценивать эффективность сотрудничества с банком, — качество подготовки выпускников и успешный старт их карьеры. Первый выпуск программы состоится в этом учебном году. В дальнейшем мы будем отслеживать карьерные траектории выпускников и по этому показателю судить о качестве их подготовки.
— Планируете ли вы расширять сотрудничество с банком? В каких направлениях?
— Альфа-банк — один из стратегических партнеров РУДН. У нас большой потенциал сотрудничества. Мы думаем о новых программах с акцентом на искусственный интеллект.
Планируем увеличить число профильных стажировок и практикумов для студентов. Когда студенты РУДН проходят стажировку у таких партнеров, как Альфа-банк, они видят и понимают, какими навыками должны обладать, чтобы соответствовать профессиональному уровню и запросу на компетенции такого сильного работодателя. Это мотивирует учиться еще усерднее и приходить к работодателю в готовности, даже опережающей его ожидания. Мы мотивируем ребят: недостаточно, чтобы вы просто были готовы успешно встроиться в команд у, — вы должны быть способными предлагать изменения, чтобы вести работодателя вперед.
Мы также реализуем программу системной работы по трудоустройству выпускников. Сотрудничаем с сотнями партнеров из бизнеса и власти — это лучшие работодатели в своих отраслях. Центр карьеры РУДН работает с кадровыми запросами партнеров и подбирает потенциальных кандидатов из числа наших студентов. Также реализуем программу предтрудоустройства, когда лучшие студенты РУДН еще на третьем курсе получают предложения о работе от ведущих работодателей. У студента нет обязанности принимать офер. Но это возможность трудоустройства, которая у нашего студента гарантированно есть. Мы видим, что сегодня идет конкуренция за лучших ребят. Альфа-банк, как сильный работодатель, — один из ключевых партнеров для нас по этому направлению работы.
В РУДН есть бизнес-акселератор для студентов. В этом проекте экспертиза специалистов Альфа-банка будет непременно востребована в контексте оценки проектов, представленных студентами.
— Среди предметных областей, в которых вы сотрудничаете с банком, центральное место занимают цифровые технологии. Как цифровые компетенции влияют на содержание учебного процесса в вузе?
— Кардинально. Мы сегодня свидетели и участники очередной технической революции. Полностью меняется система хозяйствования, управления, коммуникации и поставки знаний человеку. Искусственный интеллект — это не soft skills, это hard skills (англ. жесткие навыки. — Forbes Club) первого уровня, которыми должны владеть все. РУДН — первый вуз, который создал факультет искусственного интеллекта и начал обучать дисциплинам использования ИИ для отраслей.
— Как цифровые навыки влияют на содержание модели выпускника? Чем выпускник-2025 по этим параметрам отличается от выпускника-2015? И каким будет выпускник-2030?
— Во-первых, выпускник-2015 делал много работы, например расчетов, вручную. Во-вторых, ему достаточно было уметь мыслить критически, аналитически, чтобы принимать верные решения. И это позволяло расти.
Сегодня выпускник вуза должен владеть инструментарием анализа больших данных, оптимизировать рутинные процессы, уметь использовать ИИ в своей отрасли. Для принятия верных решений недостаточно опираться только на собственный критический анализ — нужно знать результаты анализа искусственного интеллекта и сопоставлять результаты с собственным видением.
Российский университет дружбы народов был основан в 1960 году с целью подготовки специалистов из иностранных государств в интересах укрепления международного сотрудничества и глобального развития. Университет известен многонациональным составом студентов и преподавателей. РУДН предлагает более 800 образовательных программ в области гуманитарных, естественных, технических, медицинских и экономических наук. Это самый многопрофильный университет в России. В 2024 году в РУДН обучались более 40 тыс. студентов, треть которых — иностранные граждане из 170 стран.
