Прощай, SOPHIE: как самая известная небинарная певица изменила мировую музыку

Фото Frazer Harrison / Getty Images for Coachella
Фото Frazer Harrison / Getty Images for Coachella
В последних числах января интернет всколыхнула трагическая новость: в результате несчастного случая погибла композитор, певица и диджей SOPHIE (именно так, большими буквами, она предпочитала подписывать свои работы). Рассказываем историю Софи — человека, который, работая с Леди Гагой и Мадонной, всю жизнь избегал публичности и только за несколько лет до гибели показал миру свое настоящее лицо

Возможно, до января 2021 года вы не знали этого имени, но наверняка слышали хотя бы некоторые из треков, к созданию которых Софи приложила руку. Долгое время вокруг нее витала аура таинственности: она не появлялась в клипах и не использовала в треках свой вокал, «одалживая связки» подруг-певиц. Но это не помешало ей оказать на развитие музыки столь заметное влияние, что ее уже успели назвать «иконой поколения» и сравнить с Дэвидом Боуи.

Сборщик «Продукта»

Детство и юность Софи провела в Глазго. На дворе были 90-е, и в Великобритании полыхала рейв-революция, пламенным сторонником которой был и отец будущей певицы. Вместе с ним она слушала в машине Kraftwerk и Orbital и ходила на рейвы, а затем получила от него синтезатор в подарок на день рождения. Увлечение отца нашло отклик у Софи: «Как только я услышала электронную музыку, я только и делала, что крутила эти кассеты», — рассказывала она в 2018 году. В подростковом возрасте Софи уже вовсю диджеила на семейных праздниках, а тусовкам с друзьями предпочитала вечера в своей комнате за сочинением музыки. Вероятно, уже тогда начал появляться уникальный стиль SOPHIE, одной ногой стоящий в веселом и лютом рейве первой волны (примерно как «Charlie» The Prodigy), а другой — в поп-индастриале с его поиском музыкальности в не самых, казалось бы, подходящих для этого звуках.

Поиграв в начале двухтысячных в панк-группе Motherland (позже Софи поможет своему партнеру по группе Мэтью Луц-Кино, обеспечивая музыкальное сопровождение для его арт-перформансов), будущая звезда присоединилась к творческому коллективу PC Music, закрытому клубу единомышленников, очарованных эстетикой консьюмеризма. Они создавали музыку, которую умные критики называют «гиперпопом». Характерная акция PC Music — проект QT: виртуальная певица, поющая нереалистично высоким голосом и придуманная только для того, чтобы «прорекламировать» энергетический напиток DrinkQT, выпущенный ограниченным тиражом по цене $20 за банку. Реклама включала песню Hey QT, которую спродюсировала Софи.

Первый большой релиз Софи — песня Bipp, в которой солировала другая ее коллега по Motherland, Марселла Dvsi, — вышел в 2013 году и попал в несколько списков лучших синглов по итогам года. Годом позже вышел еще один сингл — —LEMONADE, которому было суждено засветиться в рекламе McDonalds, продвигающей, как нетрудно догадаться, лимонад. Забавно, что настоящий лимонад рекламировали с помощью созданных на компьютере звуков, имитирующих шипение газировки. Использование творчества в настоящей рекламе тогда взбесило многих поклонников, но отношение самой Софи было противоположным: «Если вы можете делиться с помощью музыки своими мыслями и одновременно, поставив ее на службу массовому рынку, донести свое послание до большего числа людей, да еще и в таком «неэлитарном» контексте, — это же просто идеально! Я не хочу, чтобы моя музыка была чем-то элитарным, академическим, доступным только людям из некой секты». Певица никогда не относилась к своему творчеству чересчур серьезно. «Поп-музыка — самая смешная вещь в мире», — заявляла в 2013 году Софи в интервью создателю фестиваля Fields Андрею Морозову.

В то время певица достаточно активно гастролировала, выступая с диджей-сетами по всему миру: к примеру, в том же 2013 году играла в московской «Солянке». При этом она все время старалась сохранить инкогнито. Для этого во время выступлений Софи оставалась в тени, а иногда просила выйти на авансцену и открывать рот перед микрофоном кого-то из своих подруг. Но в интернет все же просочилось несколько фото. Представшая на них фигура многим показалась чрезмерно мужеподобной, и в адрес Софи зазвучали обвинения в апроприации феминности, причем в качестве одного из обвинителей выступила ее коллега, арт-поп-певица Grimes. СМИ называли даже имя «апроприатора» — Сэмюэл Лонг. В конце концов эти назойливые обвинения вынудят Софи совершить каминг-аут, но произойдет это лишь спустя несколько лет.

К 2015 году синглов накопилось на полноценный альбом: 25-минутный диск с ироничным названием «Продукт» можно было приобрести в комплекте с дизайнерским пиджаком, туфлями на платформе или секс-игрушкой. К тому моменту Софи уже можно было назвать успешным продюсером: на ее работы обратила внимание звезда Charlie XCX и позвала вместе работать над следующим релизом. Для SOPHIE это было только началом успеха.

Все без ума от Lizzo. Как девочка, которая жила в машине, за год стала суперзвездой и кумиром Джеффа Безоса

Звуки иной природы

Вот неполный список хитов, который вряд ли появился бы без участия Софи: Vroom Vroom и After The Afterparty Charli XCX, Yeah Right Винса Стейплза при участии Кендрика Ламара, Nonbinary Arca, Bitch I’m Madonna Мадонны при участии Ники Минаж. Эти композиции, довольно разные музыкально, объединяет инновационная работа с битами и сэмплами, созданными Софи вручную.

Продюсер отвергала работу со звуками уже существующих инструментов, создавая индивидуальную звуковую палитру для каждого трека. «Я предпочитаю работать, представляя, как могли бы звучать не существующие в реальности вещи и материалы. К примеру, как звучало бы пианино, будь оно величиной с гору? Не понимаю, почему некоторые музыканты ограничивают себя, работая с традиционными звуками, в то время как электронная музыка дает нам возможность использовать самые мощные инструменты — программное обеспечение и синтезаторы», — задавалась вопросом продюсер.

Работая над будущими хитами и помогая главным мировым звездам добавлять в музыку толику непредсказуемости, сама Софи оставалась практически неизвестной широкой публике. «Меня всегда в первую очередь вдохновляли продюсеры, нежели авторы песен и исполнители», — скажет она в интервью 2018 года. 

Появляться в видеоклипах и на публике в качестве главной звезды она начала только в 2017 году, в преддверии релиза первого и, к сожалению, последнего полноценного альбома OIL OF EVERY PEARL’S UN-INSIDES (игра слов, означающая «я люблю то, что внутри каждого человека»). Альбом, сочетавший в себе работы в уже традиционном для Софи стиле «нойз-поп», более прямолинейные поп-треки и эмбиент-композиции, получил невероятно воодушевленные отзывы критиков и был номинирован на «Грэмми». SOPHIE стала одной из первых трансгендерных певиц, удостоившихся такой номинации.

Успех записи наконец позволил Софи положить конец бесконечным пересудам и домыслам о ее поле и внешности и заявить о себе как о трансгендерной женщине. У десятков тысяч поклонников каминг-аут и новый имидж Софи вызвал восторг. Сама же певица сетовала, что особенности восприятия толпы буквально подтолкнули ее к представлению своей музыки «во плоти», в то время как она бы предпочла, чтобы у ее творчества не было конкретного лица. В то же время, будучи знакомой с законами шоу-бизнеса, Софи прекрасно понимала, что обезличенная музыка никогда не станет по-настоящему массовой и популярной.

Как alyona alyona превратилась из воспитательницы детского сада в самого востребованного постсоветского рэп-музыканта

«Бог — транс!»

В 2018 году Софи начала активно раздавать интервью и выступать перед камерами. «Принятие себя поменяло все. Оно означало конец ожиданий, связанных с телом, в котором я родилась, — и конец представлений о том, как жизнь должна развиваться и чем она должна закончиться. Бог — транс!», — говорила Софи в одном из интервью. «Я думаю, что глобальная цель всей моей карьеры — быть полностью аутентичной тому времени, в котором я живу», — делилась она в другом.

Ее выступления, подобно и самой ее музыке, были провокационными шоу с зашкаливающими эмоциями. К примеру, одна из концертных мизансцен повторяла клип на песню Ponyboy: Софи и ее танцоры выходили на сцену на четвереньках с «конскими хвостами» ярких цветов на головах, в то время как на экране за ними возникали образы из популярной детской франшизы My Little Pony, а из динамиков доносился демонический низкий голос: «Плюнь мне в лицо!». А во время арт-перформанса в Берлине Софи и ее девушка Тзеф Монтана устроили на сцене танцы, больше напоминавшие безумные сексуальные игры.

Начиная с 2018 года Софи активно готовила материал для будущих альбомов, а также сотрудничала с новыми для себя творческими партнерами, включая FKA Twigs, детройтского электронщика Джимми Эдгара и Леди Гагу. Результат совместной работы с последней, правда, свет пока так и не увидел, несмотря на заманчивые анонсы вроде того, что в звуковом оформлении треков Софи использовала звук выхлопа «Ламборгини» эксцентричной певицы. В 2019 вышел альбом ремиксов на OIL OF EVERY PEARL’S UN-INSIDES, включавший и ряд новых композиций. В самом начале 2021 года увидел свет ремикс на первый хит Sophie BIPP от ее кумиров Autechre.

30 января 2021 года, пытаясь сфотографировать ночное небо во время полнолуния, Софи сорвалась с крыши и спустя несколько часов скончалась в больнице от потери крови. Ей было 34 года.

Жизнь Фриды Кало, сказки Шахерезады, мемуары дочери «изменника Родины»: 10 спектаклей женщин-режиссеров