Интеллект, стабильность, семья: из чего складывается женская уверенность в себе

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Исследование, в котором приняли участие 11 000 женщин из разных стран, показало: уверенность складывается из множества источников, от привычек и конвенциональной внешности до веры и интуиции. Менеджер проекта в России исследователь Евгения Коротченко рассказала Forbes Woman, что придает уверенность российским женщинам и как они могут стать еще увереннее

Компания Eranos совместно с IT-cosmetics провела обширное исследование, посвященное уверенности женщин в себе. Авторы изучили само явление уверенности в себе: из чего она складывается и как формируется. А затем выяснили, что влияет на уверенность в себе женщин.

Интересно, что российские женщины с большим интересом отнеслись к возможности поделиться собственными историями. В интервью они открыто говорили о своих успехах и уязвимостях — тема уверенности волнует многих.

Как устроена уверенность в себе

Уверенность в себе относительна, и ее невозможно повысить по собственному желанию. В отличие от распространенного мнения, уверенность в себе — это не свойство индивида и не то, чем может человек обладать. Кроме того, уверенность в себе небинарна — мир не делится на уверенных и неуверенных в себе людей.

Уверенность в себе служит одной цели: социальной ассимиляции. А потому улучшение уверенности в себе — коллективный процесс: это то, что человек получает, отдает и растит вместе с другими. На уверенность человека в себе влияют 14 факторов, которые в свою очередь делятся на четыре группы, или регистра.

Регистр очевидного относится ко всем элементам жизни человека, которые, по его мнению, не изменяются и не могут измениться. В этот регистр входят два фактора уверенности: определенность происходящего и рутина. Человек черпает уверенность в этом регистре, когда находит успокоение в привычных, повторяющихся занятиях и событиях, дающих ощущение твердой почвы под ногами.

Внутренний регистр относится ко всему, что связано с прошлым человека, его личным багажом, взглядами и убеждениями, которые дают смысл жизни и цель социальным взаимодействиям. В этот регистр входят такие факторы уверенности, как самосовершенствование, интуиция, устойчивость (запас прочности, умение держать удар), интеллект, призвание. Человек черпает уверенность в этом регистре, когда для него важно, чтобы его действия и устремления были осмысленными.

Нормативный регистр относится ко всем нормам или правилам (явным или неявным), которые человек признает и благодаря которым чувствует себя защищенным. В этот регистр входят такие факторы уверенности, как сходство с другими, внешность, система поддержки. Человек черпает уверенность в этом регистре, когда старается «поступать правильно», не нарушая статуса-кво.

Наконец, мифологический регистр относится к мифам, образам и коллективным нарративам. В этот регистр входят такие факторы уверенности, как утопии, духовность, трансгрессия и — в случае женщин — представления о женственности. Человек черпает уверенность в мифологическом регистре, когда находит обоснование своих действий в поступках героев (вымышленных или реальных), идеалах и/или вере.

Благодаря культуре, жизненному опыту и характеру находить некоторые источники уверенности в себе легче. Но их значимость переменчива и может зависеть даже от времени суток. 

Источники, вносящие наибольший вклад, — это движущие силы уверенности. Источники, вносящие наименьший вклад, — это компрометирующие источники уверенности. Улучшение именно этих показателей может существенно повысить уверенность в себе. Среднее положение между ними занимают промежуточные источники уверенности. Выражаясь метафорически, уверенность в себе похожа на поезд: она приводится в действие «двигателем» (движущие силы уверенности), но отягощена «грузом» (компрометирующие источники уверенности) и стабилизирована «вагоном» (промежуточные источники уверенности). 

Право на хвастовство: 5 способов обрести уверенность и не стесняться говорить о своих заслугах на работе

Как исследовали уверенность

В исследовании, которое заняло три года, приняли участие более 11 000 женщин из 11 стран. Уверенность измерялась прямым и непрямым способами через комбинацию качественных и количественных методов исследования. В каждой стране исследователи поговорили с академическими экспертами в вопросах, связанных с уверенностью женщин, и собрали примеры из жизни женщин.

Общий уровень уверенности и уверенность в разных контекстах жизни оценивались прямым способом (то есть респонденткам задавали вопросы: как бы вы оценили свой уровень уверенности в себе? Как бы вы оценили свой уровень уверенности в себе в следующих ситуациях?) по шкале от 0 до 10. Далее в ходе непрямого измерения респондентам давали описания ситуаций, в которых проявлял себя тот или иной источник уверенности, а затем просили оценить (по шкале от 0 до 10), насколько каждый источник уверенности присутствует в жизни и насколько он важен. 

Оценка присутствия тех или иных источников уверенности в жизни позволила получить коэффициент, который определял вес каждого фактора в общей картине уверенности.  

Результаты измерения позволили выявить наиболее важные драйверы (имеют самые высокие значения и «тянут» индекс вверх) и компрометирующие источники уверенности (имеют низкие значения и «тянут» индекс вниз). 

Из среднего взвешенного непрямой и прямой оценок получили многофакторный индикатор уверенности. Показатель индекса между 0 и 3,9 считается крайне низким, показатель уверенности между 4 и 5,9 — низким, показатель уверенности между 6 и 7,9 — умеренным, а показатель уверенности между 8 и 10 — высоким.

Кроме этого, оценивалось, насколько согласованы оценки важных источников уверенности и тех, которые присутствуют в жизни. Если между ними сильное рассогласование, то это говорит о высокой роли общества в определении уверенности. Желание приобрести уверенность, которая задана общественными стандартами, отражает конформность.

Королева говорит: 9 способов донести свою мысль до собеседника так, чтобы вас поняли

Уверенность женщин в разных странах 

Во всех странах такое рассогласование было выражено в разной степени. На уровне общих выводов это показало, что есть общества, в которых очень сильно выражена социальная составляющая уверенности. Например, в Великобритании, Франции желаемые и присутствующие в жизни источники уверенности имеют высокую корреляцию, а значит, общественные стандарты задают то, как женщины описывают свою уверенность. А вот в Китае (не считая Гонконга) корреляция отрицательная и показывает, что те стандарты, которые есть в обществе насчет уверенности, почти никогда не являются тем, что в реальности присутствует в жизни китайских женщин. Получается, что они не соответствуют ожиданиям, которые создает общество.

Здесь важно отметить, что у каждого человека эти показатели могут отличаться, и для  описания значений по стране их нужно переводить в среднее. В свою очередь, это говорит о том, что есть люди, у которых собственное определение уверенности сильно отличается от того, которое принято в обществе, в котором они живут. Таким людям сложнее описать, что именно дает им уверенность, и само чувство уверенности в этом случае является менее устойчивым. Сложно идти против общественных стандартов, это может подрывать уверенность.

В России чувствительность к общественным стандартам выражена в двух примерах. Уверенность во многом связана с интеллектом (на 7,1 пункта из 10) — это соответствует заданным обществом стандартам. Однако он не считается желанным источником уверенности (только 28% женщин уверены, что интеллект может дать ощущение уверенности) — это проявление рассогласования. Наиболее желанным источником уверенности для российских женщин является определенность происходящего, однако его реальный вклад составляет только 5,7 пункта из 10.

Наибольший вклад в уверенность российских женщин вносят система поддержки (7,6) и рутина (7,3). Об этих факторах женщины в России (но не только) говорили, что они являются важными составляющими их уверенности и при этом сильно выражены в их жизни.

Система поддержки основана на ощущении сильных кровных связей. В России узы, связывающие членов семьи, особенно сильны, так как семья была важной опорой советской идеологии. До сих пор российские женщины знают, что могут рассчитывать на поддержку своей семьи даже в тяжелые времена, и черпают в этом уверенность.

Фактор рутины выражен в тяготении к обычаям и традициям. Несмотря на то что русские женщины являются одними из самых эмансипированных в истории, традиции дают им ощущение стабильности и уверенности. Женщины черпают уверенность в себе из обычаев, общего здравого смысла и повседневной жизни. Вот почему русский фольклор и история принципиально важны для понимания культурных и социальных обычаев обычных людей.

Компрометирующие источники уверенности — устойчивость (5,8) и определенность происходящего (5,7). Это те источники, в отношении которых человек признает, что они играют важную роль в уверенности, но в реальной жизни присутствуют мало.

Устойчивость выражена шаблонным поведением. Традиционные и новые социальные институты в России ориентированы на процедуры, а о том, какие шаги необходимо выполнять в тех или иных ситуациях, обыватели узнают от учителей, руководителей и администрации и т. п. Этим процедурам сложно не следовать, и это может выглядеть обнадеживающе. Тем не менее такой культурный автоматизм оставляет мало места для того, чтобы российские женщины могли увидеть возможности для себя среди вариантов исходов сложных ситуаций.

Определенность происходящего — это стабильность, которой можно доверять. В условиях современного благополучия в сознании россиян остаются яркими исторические события последних 30 лет. Многие женщины все еще помнят переход от жизни, организованной «сверху», к новому миру, в котором экономика и политическая система претерпели радикальные преобразования. В этих нестабильных условиях вера женщин в будущее своей страны была поколеблена. 

Российские женщины чувствуют себя неустойчиво из-за постоянных политических и экономических перемен и так же воспринимают свою страну — как находящуюся в нестабильной геополитической ситуации. Однако даже в этих условиях 53% российских женщин считают, что их положение в обществе становится лучше. Уверенность в себе они черпают в своей повседневной жизни и в поддержке близких. Ощущение стабильности им обеспечивают традиционные семейные ценности.

Кроме того, в России женщины очень ценят профессиональное признание и полагаются на соблюдение правил. 71% российских женщин убеждены, что они знают, как нужно вести себя в профессиональном контексте, чтобы коллеги и руководители воспринимали их подобающим образом. 46% российских женщин уверены, что их начальство признает их качества в профессиональном контексте и знает, что они хороши в своей работе.

В целом показатель уверенности в себе в России средний: 6,6. Наиболее близкие показатели в Германии (6,5) и США (6,7). При этом комбинации и вес движущих и компрометирующих источников уверенности в этих странах отличаются. 

Во всем мире уверенность в себе женщин довольно низкая — только некоторые женщины чувствуют себя максимально уверенными в себе. Наиболее сильными источниками уверенности женщин являются механизмы, позволяющие им интегрироваться в общество.

Эмоциональная трезвость. Как грамотно оценить свои силы в работе

Как это все сделает меня увереннее?

Рутина оказалась неожиданно важна для уверенности каждой женщины, и это должно поменять наше отношение к понятию «самоуверенность». Пример рутины показывает, что уверенность черпается в том числе во внешних источниках.

Это может стать поводом для рефлексии. Ответив на вопрос: «Какие источники уверенности для меня важны? Какие присутствуют в моей жизни?», — можно понять, где ваша уверенность в себе «проседает», какие обстоятельства и убеждения тянут ее вниз, в чем вы не совпадаете с ожиданиями общества, а где можете получить подпитку.

Уверенность в себе можно повысить. Например, характерную для российских женщин нехватку устойчивости можно компенсировать поддержкой извне — поиском ролевых моделей, общением с менторами и коучами, объединяясь по профессиональным и других интересам (помимо прочего, это еще и расширение системы поддержки за границы семьи и круга близких людей). А организация спортивных, культурных событий и регулярных активностей поможет в построении новых социальных связей.

Дополнительные материалы

Self-made: 11 женщин, попавших в рейтинг Forbes впервые