К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Маска, я тебя не знаю: как показывать эмоции, когда половина лица закрыта

Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
Необходимые сегодня маски препятствуют не только распространению инфекции, но и живой коммуникации — нас хуже слышно, не видно половину лица, как следствие, сложнее проявлять эмоции и понимать друг друга. Forbes Life разобрался, какие барьеры возникают в общении и как можно их преодолеть

Людей встречают не только по одежке — образ человека конструируется в сознании собеседника из многих факторов. По статистике, 93% информации мы воспринимаем невербально — не  только в личном, но и в деловом общении. В коммуникации к невербальной информации относят как параметры внешнего вида, так и жесты, голос, мимику, кинестетические ощущения и даже запахи.

Польза и необходимость ношения масок очевидна, но нельзя не признать, что теперь при общении, особенно с малознакомым человеком, практически невозможно разглядеть его мимику, смещаются визуальные акценты, собеседника часто хуже слышно, в маске меняется и восприятие окружающей действительности. Исследование далекого 2013 года показало, что даже во время медицинской консультации советы врачей, на лице которых была маска, пациенты воспринимали более негативно — они считали, что специалисты в масках проявляют меньше эмпатии и сострадания по отношению к пациенту.

Как же выстраивать коммуникацию в условиях пандемии? Можно, конечно, использовать специальные маски с прозрачными вставками (например, в Калифорнии разработали такие маски специально для людей, у которых проблемы со слухом, поэтому они воспринимают большую часть информации, читая по губам, — таких в мире, по данным ВОЗ, порядка 466 млн человек). Или вместо маски выбрать защитный прозрачный экран. Но все-таки лучшую защиту во многих случаях дают именно стандартные медицинские маски — чтобы облегчить общение в них, можно использовать психологические и другие приемы.

 

Учитывать особенности речи в маске

Звучание голоса имеет большое значение как для частной, так и для профессиональной коммуникации. Как показывают исследования, можно сказать одни и те же слова, изменяя только тон голоса, и получить абсолютно разный отклик от собеседника. Изучение особенностей речи харизматичных лидеров (Стива Джобса, например) помогло выделить несколько основных параметров, которыми можно управлять, чтобы сделать свою речь более понятной и привлекательной. Даже в маске.

Паузы. В обычной ситуации общения закрытый рот собеседника означает, что он закончил речь или сделал паузу, в то время как открытый рот даже при отсутствии звуков дает сигнал, что собеседник хочет продолжить. Сознательно делайте паузы, чтобы перейти к другой теме для более структурированного восприятия информации или когда хотите передать слово собеседнику.

 

Громкость. Маска глушит звук, но это не значит, что громкость голоса нужно бездумно форсировать — если делать это неправильно (напрягая горло), то слышно лучше не станет, зато голос приобретет неприятный истерический оттенок, а также появится опасность повредить связки. «Безусловно, маска гасит звук, поэтому необходимо подавать его в режиме, который отличается от обычного. Для этого нужно среднее диафрагмальное дыхание, грубо говоря, дышать мышцами брюшного пресса — тогда выдох опирается на диафрагму, становится более устойчивым и длительным. Такой выдох позволяет перевести голос в средний регистр и говорить, усиливая звук не за счет напряжения голосовых связок, а за счет большей подачи воздуха», — объяснила педагог по речи в театре им. Е. Вахтангова, доцент кафедры Театрального института им. Б. Щукина Елена Ласкавая.

Акценты и интонация. Они нужны для донесения смысла фразы и избежания монотонности речи. Изобретать ничего не надо — в русском языке известны семь интонационных конструкций, которые несут смысловую нагрузку и придают речи красоту звучания. Первая — для выражения завершенности (проще говоря, понизьте голос к концу фразы, чтобы добавить силы своему высказыванию). Еще три конструкции используются для вопросов: например, во фразах с вопросительными словами (почему, зачем, откуда, как, во сколько) акцент мы неосознанно ставим именно на них; если вопросительного слова нет («увидимся завтра?»), интонация будет восходящей с последующим понижением; а в составных вопросах («я всегда ношу маску, а вы?»), наоборот, мы используем нисходяще-восходящий тон. Восклицание тоже играет разными оттенками — оно может быть мягким, взвинченным или даже с легкой иронией («какой же ты молодец!»). Все эти интонации мы используем не задумываясь — но при ношении маски они могут служить осознанным инструментом для улучшения коммуникации.

Эмоции. Маска до определенной степени создает эффект pocker face (безэмоционального лица), поэтому не забывайте добавить эмоций в речь, чтобы вызвать отклик у собеседника. Это можно сделать за счет употребления экспрессивных конструкций, выражающих одобрение, негодование и другие эмоции («Ничего себе!», «Не может быть!»), а также междометий. Также имеет смысл буквально проговаривать эмоции, если нет возможности их показать — например, в нормальном режиме мы можем выражать неодобрение, поджав губы, в маске эту реакцию можно просто озвучить: «Не уверен, что мне это нравится».

 

Артикуляция и дыхание. «В маске согласные слышатся менее отчетливо, поэтому важно уделять внимание этому аспекту. Усиление четкости артикуляции при общении в маске тоже происходит, как ни странно, за счет дыхания, потому что на слабом дыхании артикуляцию тоже сильнее не сделаешь», — говорит Ласкавая. При «правильном» дыхании вдох должен быть исключительно носовой, а выход — фонационный, то есть, вместе с речью.

Использовать жесты и язык тела

Мимика — важная, но не единственная составляющая невербальной коммуникации, не стоит забывать о жестах и языке тела. Жестикуляция служит своеобразной инфорграфикой речи, позволяя иллюстрировать идеи наилучшим образом. В деловой коммуникации жесты редко несут исключительно эмоциональную нагрузку, чаще они являются прямым проводником идей.

Нет нужды уподобляться миму и иллюстрировать каждое слово жестом — достаточно повысить выразительность жестикуляции примерно на 10% по сравнению со своей личной нормой. Переживать, что вас не поймут, не стоит — ученые Бирмингемского университета провели исследование, согласно которому наши жесты являются структурированной системой знаков, мы отлично понимаем жесты, которые обозначают дом, желание пить, траекторию движения и так далее.

Основные движения обычно совершают кисти рук и пальцы, которые рекомендуют не отводить далеко от грудной клетки. Большинство жестов используется для перечисления, показания соотношения между частями, размера, указания на собеседника, обозначения закрытости и открытости и выражения нескольких основных эмоций. Также, отзеркаливая жесты собеседника, вам будет проще его к себе расположить.

Помнить о психологических приемах

Один из важных секретов успешного общения кроется в понимании процесса работы зеркальных нейронов. Отражая позу, интонацию, копируя манеру речи и даже некоторые фразы собеседника, мы можем установить эмоциональный контакт, и наши идеи станут более понятными для собеседника.

 

Также при общении важно положение тела, исследователи утверждают, что положение ног и корпуса может многое сказать о намерениях и желаниях собеседника и бессознательно считывается партнером. В ФБР посвятили этому вопросу 25 лет и пришли к выводу, что правда о человеке в его ногах  — правильное положение ног на протяжении тысячелетий играло важную роль для выживания человека, так что если человек намерен поскорее уйти, его ноги бессознательно направлены в сторону выхода. Если собеседник врет, он отходит дальше или поворачивается торсом к вам, а концы его ног направлены в другую сторону.

Как можно использовать эти данные? Это сигналы тела, которые мы не только бессознательно воспроизводим, но и бессознательно считываем. Если вы хотите произвести впечатление человека, говорящего правду, стойте лицом к собеседнику в наиболее прямой и устойчивой позе.

Улыбаться глазами

Улыбки, которые раньше можно было раздавать и получать бесплатно, сегодня как будто стали недоступной роскошью. Но хорошая новость в том, что улыбаться можно не только и не столько губами — исследования доказывают, что, если глаза выражают страх, злость, грусть или незаинтересованность, то улыбка не воспринимается как счастливая и дарит собеседнику совсем другие чувства.

Тайра Бэнкс назвала улыбку глазами эпохи ковида «смайз» (от англ. smile и eyes — улыбка и глаза). Она написала гид по тому, как улыбаться глазами, если на лице маска. Основной параметр, по которому мы считываем улыбку — это появление мелких морщинок, разбегающихся от кончиков глаз. Бэнкс сняла видеоролик, в котором демонстрирует, как делать «смайз», главный секрет — это фокус и интенсивность взгляда.

 

Когда возможно, переходить в онлайн

Конечно, многие аспекты коммуникации теряются при переходе в сеть, но все же важно помнить, но сегодня в офлайне ограничений не меньше — и маска не дает использовать привычные приемы в общении, и социальная дистанция ограничивает многие формы социального контакта, например рукопожатия и другие тактильные взаимодействия.

В сети можно общаться без маски, использовать мимику, жесты и другие средства создания визуального образа (аксессуары, макияж, украшения) в общении с коллегами и друзьями.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+