Без воды и зонтов: как акции экоактивистов изменили систему безопасности в музеях

Представители крупных экоактивистских движений, которые совершали нападения на шедевры мирового искусства с 2022 года, постепенно объявляют о прекращении своей деятельности. В августе 2024 года закрылась австрийская ячейка Letzte Generation, в конце апреля 2025 года последнюю акцию провели члены Just Stop Oil. Самих атак за последние месяцы было совершено на порядок меньше, чем в 2022 и 2023 годах. Но правила посещения европейских музеев и политика безопасности изменились безвозвратно.
До волны нападений в музеях Европы полагались преимущественно на рамки металлоискателей. Но когда стало понятно, что угрозу картинам представляют не колюще-режущие предметы, а супы-пюре и торты, руководство оказалось в замешательстве. Теперь в них проводят личный досмотр каждого посетителя, но чтобы наращивать штат смотрителей, у музеев, только оправившихся от последствий пандемии, средств нет.
Тем не менее, по словам главного управляющего парижского музея Орсе Пьера-Эмманюэля Лесерфа, для музейщиков неприемлем любой риск, которому могут подвергаться экспонаты. При этом они стремятся не нарушить баланс, сохраняя образ музея как центра взаимодействия всех слоев населения. «Мы не должны превращаться в режимные объекты, — считает Герман Парцингер, президент Фонда прусского культурного наследия. — К тому же приставить охранника к каждой картине или скульптуре просто нереально».
Во многих музеях прекрасно понимают, что полностью исключить возможность подобных акций невозможно. «Самой действенной мерой было бы просто закрыться, но мы этого делать не собираемся», — говорит заместитель художественного директора Центра искусств королевы Софии Мейбл Тапия.
Forbes Life рассказывает, как акции экоактивистов изменили системы безопасности и досмотра в музеях по всей Европе.
Великобритания: «Подсолнухи» Ван Гога как последняя капля воды
Трендсеттером изменений в английских музеях выступила лондонская Национальная галерея, которую посещает более 3 млн человек в год. В октябре 2022 года в залы музея проникли члены движения Just Stop Oil. Две активистки облили томатным супом «Подсолнухи» Винсента Ван Гога (картина находилась под защитным стеклом). После этого девушки приклеили свои ладони к стене, на которой висел экспонат. Чуть позже они были задержаны полицией. На следующий день по решению окружного суда обе были освобождены под залог при условии, что не будут впредь появляться в общественных местах, имея при себе красящие и клеящие вещества.
Дальнейшего развития дело не получило, но оно стало решающим фактором в череде из пяти нападений 2022 года: активисты в числе прочих атаковали «Телегу для сена» Джона Констебла и «Венеру с зеркалом» Веласкеса.
Уже летом Национальная галерея приняла решение о полном запрете на любые жидкости в выставочных залах. Исключениями стали детская смесь, грудное молоко и рецептурные лекарства. Галерея начала предупреждать посетителей, чтобы те брали с собой минимум вещей, а рядом с рамками металлоискателей оборудовали пункты досмотра.
Германия: запрет на сумки, мирные чтения
Государственные музеи Германии одними из первых, еще в 2022 году, ввели ряд ограничений для посетителей: на выставки с тех пор категорически не пускают в верхней одежде, с рюкзаками и дамскими сумочками, которые до этого были разрешены. Исключения могут составлять только мини-аптечки с необходимыми лекарствами, которые должны пройти проверку охраны.
После того как в октябре 2022-го «Стога сена» Клода Моне облили картофельным пюре, музей Барберини, где хранится картина, закрылся на пять дней, чтобы усилить меры безопасности. Кристина Хаак, заместитель генерального директора Берлинских государственных музеев, тогда сообщала, что все сотрудники подотчетных ей площадок прошли специальное обучение, в ходе которого им объясняли, как выявлять потенциальных нарушителей.
В 2023 году немецкие музеи пошли на неожиданно смелый шаг. Они пригласили активистов движения Letzte Generation, чтобы те провели у них серию ненасильственных акций, публичные чтения манифестов и текстов, подтверждающих серьезность климатического кризиса. Одним из текстов, например, была официальная речь Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша.
За год до этого, в октябре 2022-го, члены Letzte Generation приклеили себя к «Сикстинской Мадонне» в Дрездене. Изначально ущерб, нанесенный раме, был оценен музейщиками в €5000, а недополученная прибыль из-за временного закрытия музея — еще в €7000. Впоследствии прокуратура приняла решение дополнительно оштрафовать каждого из участников инцидента на €1500. После серии обжалований общая сумма нанесенного ущерба составила €5500. После выплаты компенсаций участники акции были полностью помилованы.
Франция: курсы для музейных работников и запреты на зонты
В мае 2022 года посетитель Лувра в инвалидном кресле бросил кусок торта в картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза», защищенную бронестеклом. Когда нарушителя задерживала охрана музея, он призывал окружающих подумать о будущем Земли. После этого в Лувре увеличили число ячеек для хранения ручной клади. Малогабаритные вещи можно сдавать бесплатно, а с громоздкими сумками и рюкзаками (превышающих параметры 55 x 35 x 20 см) в музей перестали пускать в принципе. Кроме того, посетители обязаны еще при входе оставлять все зонты в общественном контейнере.
В октябре 2022 года охранники музея Орсе задержали на входе женщину в футболке с надписью Just Stop Oil, у которой при себе был лоток с супом. Она добровольно покинула музей еще до того, как сотрудники успели вызвать полицию. Как потом утверждали руководители Орсе, избежать нападения удалось благодаря специальной подготовке, которую в обязательном порядке проходили все сотрудники французских музеев.
Испания: полицейские под прикрытием
В ноябре 2022 года члены движения Futuro Vegetal приклеили себя к «Махе обнаженной» и «Махе одетой» Франсиско Гойи в мадридском музее Прадо. На стене между двумя картинами они оставили сделанную черным маркером надпись «+1,5 °C», свидетельствующую об озабоченности проблемой глобального потепления.
Как и в других странах, большинство испанских музеев отреагировало на угрозу новых нападений запретом на ношение любых сумок в выставочных залах, а все личные вещи стали гораздо тщательнее досматривать на входе. Прежде всего теперь обращают внимание на еду и напитки. Руководство мадридского Центра искусств королевы Софии вскоре объявило, что также ввело практику присутствия в залах полицейских под прикрытием.
Италия: отложенный рост цен на входные билеты
Летом 2022 года члены движения Ultima Generazione провели акцию в галерее Уффици, где приклеили себя к стеклу, за которым находится картина Сандро Боттичелли «Весна». Согласно выпущенному тогда заявлению, они предварительно проконсультировались с реставраторами, прежде чем выбрать клей, который не повредил бы работу.
Первой реакцией итальянских властей стала попытка повысить цены на билеты в государственные музеи. Эту инициативу тогда активно лоббировал министр культуры Дженнаро Санджулиано. «Учитывая масштабы культурного наследия, требующего защиты, нам потребуются крупные средства, получить которые можно только путем повышения цен на билеты», — писал министр в своих соцсетях.
В 2022 году на фоне вспыхнувшего общественного недовольства эту меру было решено отложить. Власти вернулись к ней год спустя, в 2023-м, когда пришлось спешно бороться с последствиями катастрофических наводнений в ряде итальянских регионов. Чтобы собрать необходимые $2 млрд, цены на входные билеты во все государственные музеи Испании были единоразово повышены на €1.
