Найти партнера, уехать в глушь и читать Аврелия: как бизнесмены переживают кризисы

В начале 2025 года основатель сети «Додо Пицца» Федор Овчинников на несколько месяцев исчез из соцсетей. Его подписчики строили всевозможные конспирологические теории, но потом Овчинников написал неожиданный пост в своем блоге: «В марте я отправился в Арктику. Меня на пять месяцев приняла замечательная семья ненцев-оленеводов. С 21 марта по 10 августа мы прошли 730 км на оленях от Обской губы до берегов Северного Ледовитого океана, на самый край земли… Я чувствовал себя ребенком. Я как будто учился ходить… Я понял, что отсутствие личного пространства и дýша — вообще не проблема, а добрый смех и поддержка людей вокруг спасают в пургу, дождь и холод. Я открывал жизнь заново». Овчинников объяснил, что это его бунт против предопределенности, когда накопленные успехи, неудачи, принятые в прошлом решения начинают формировать будущее: «Ну вот построил ты большую компанию. Что дальше? Бизнес, влияние, «твой круг», в целом идешь по заложенному вектору, хотя и кажется, что ты «свободен». Жизнь прекрасна тем, что ее можно открывать до самого последнего момента».
С необходимостью искать новые смыслы и опоры на вершине карьеры в последнее время столкнулись многие предприниматели. «Мне кажется, сейчас мы все зашли на новый круг кризиса, — признается Мария Бородецкая, основательница и директор образовательной платформы «Синхронизация». — Произошел 2022 год, который принес нам всем очень много перемен, потом в 2023-м показалось, что все более-менее ровно. А сейчас мир и повестка снова меняются, и нас опять трясет».
В 2024 году в McKinsey провели большое исследование среди 100 топ-менеджеров и владельцев бизнеса, чтобы выяснить, как они справляются с уязвимостью и моральными дилеммами, которые щедро подбрасывает современная действительность. Многие респонденты назвали карьеру СЕО «путем большого одиночества», во время которого тебя неминуемо настигает полная растерянность и непонимание, куда двигаться дальше.
Оказалось, что почти все лидеры так или иначе говорят о нескольких внутренних проблемах, которые становятся особенно острыми в кризисные времена. Первая из них — необходимость одновременно сохранять свою целостность и быть новатором. Ведь быстро меняющийся мир требует передовых решений, но отказываться от выработанных годами ценностей и стратегий трудно, часто невозможно.
Вторая проблема, на которую жалуются бизнесмены, — конфликт между быстрыми результатами, столь нужными в кризис, и долгосрочным стратегическим планированием, без которого тоже не обойтись. Получается, что общество и команда ждут от лидера фактически противоположных вещей. Один из опрошенных McKinsey СЕО сказал, что целый год занимался вдумчивой трансформацией компании, но эти перемены заняли так много времени, что успели морально устареть.
Наконец, почти всех опрошенных лидеров мучает вопрос о том, как в трудные времена одновременно быть сильным, бесстрашным лидером и не терять собственной идентичности. Большинство СЕО сказали, что им невероятно тяжело маневрировать между этими ролями и одна из них постоянно доминирует, вызывая внутренний дисбаланс. Все справляются с этим по-разному. Одни учатся «быть на 100% в моменте» и на работе, и дома. Другие с помощью коучей и психологов пересматривают свою миссию и ценности. Нередко оказывается, что личная миссия лидера не совпадает с миссией компании — и тогда приходится принимать непростые порой решения.
Как отмечает в исследовании лидер направления коучинга McKinsey Фабрис Демаскаре: «Для СЕО нет ничего хуже, чем под давлением потерять свои ценности. В наше время самыми счастливыми становятся лидеры, для которых важнее дорога, а не цель». На этой дороге бизнесмены закономерно встречаются с похожими трудностями и инсайтами.
Принять свой кризис
Основатель сервиса YouDo Денис Кутергин уверен: любому предпринимателю нужно принять мысль о том, что перманентный кризис — новая норма, и учиться жить именно в этой парадигме. На социальные потрясения постоянно наслаиваются экономические или личные — нет смысла ждать, когда наступит утопическое спокойное время. Предпринимателю нужно сразу принять эти правила игры и постоянно быть в боевой готовности. «Выражение «кто в армии служил, тот в цирке не смеется» определило мое отношение к сложностям и очень помогает сейчас, — говорит Кутергин. — Когда ты четыре года провел за забором с колючей проволокой во время обучения в военном институте, где были запрещены средства связи, по-другому начинаешь воспринимать слова «неприятно» и «тяжело». Тяжело — это когда ты 10 км бежишь с огромным вещмешком. А «нет времени» — это когда реально нет времени и возможности в туалет сходить за несколько часов».
Основательница косметической компании Shik Cosmetics Наталья Шик уверена, что кризис всегда дает точки роста и нужно на это опираться. В 2014 году она, тогда еще визажист, из-за подскочившего курса доллара не смогла закупить зарубежные расходники для своей школы макияжа и решила производить их сама, а спустя 10 лет приобрела косметический завод в Москве, сейчас достраивает второй завод в Новосибирске (в сентябре 2025 года Шик с семьей переехала жить в Москву). Когда в 2020 году работа полностью встала из-за ковида, Наталья не спала всю ночь, а потом пошла на склад, разлила по флаконам бочку антисептика и в 7:30 утра начала его продавать, в том числе «Золотому яблоку», и компания пережила пандемию. В конце февраля 2022 года Наталья сделала закупку продуктов в пятикратном объеме — в долг, договорившись с заводами-производителями. И снова не прогадала. Она уверена, что развития без кризиса не бывает. «Кризисы учат меня находить нестандартные бизнес-решения, полагаться на интуицию, а не на учебники по менеджменту, — считает предпринимательница. — Настоящее развитие начинается там, где заканчивается зона комфорта: лишь преодолевая кризисы, мы открываем путь к новым горизонтам. Это законы психологии».
Одно из важнейших знаний для лидера сейчас — осознание того, что стабильность иллюзорна, уверена бизнес-консультант и коуч ICF Варвара Львова. По данным Глобального исследования кризисов и устойчивости PwC, в 2019 году 69% опрошенных компаний сообщали, что пережили по меньшей мере одно серьезное потрясение за предыдущие пять лет, а в 2023-м уже 96% заявили, что прошли хотя бы через один кризис за период в два года. Причем для 91% участников опроса дело не ограничилось пандемией ковида. Стабильности не было и раньше, но сейчас скорость изменений и объем информации таковы, что к ним тяжело адаптироваться, отмечает Львова. Лидеру, который привык все контролировать, может быть непросто смириться с тем, что мир не входит в сферу его влияния.
Основательница «Синхронизации» Мария Бородецкая научилась принимать хрупкость этого мира вынужденно, после тяжелых событий 2020 года. Из-за ковида она потеряла отца, а потом пришлось экстренно спасать бизнес: «Синхронизация», которая была полностью офлайн-проектом, за считаные дни перестроилась на онлайн. «То, что происходило тогда и потом, казалось концом, но в итоге все обернулось к лучшему, мы кратно выросли, — рассказывает Бородецкая. — Теперь в кризисные, тяжелые моменты я просто позволяю этому быть. Проживаю это чувство и ничего с ним не делаю, просто выполняю свою рутину».
Серийный предприниматель, сооснователь Школы управления «Сколково», автор образовательной программы «Тандемократия» и сооснователь фонда «Друзья» Гор Нахапетян считает, что препарировать кризисы и подсчитывать их количество бесполезно. Когда правила игры меняются каждый день, на первый план выходят не административные, а психологические контракты — то, вокруг каких ценностей объединяются люди, как они друг друга поддерживают и понимают.
На смену целям-результатам (миллиард, IPO, Ironman) приходят цели-процессы, связанные с качеством жизни: отношения с людьми, ментальное и физическое здоровье, объясняет куратор и тьютор бизнес-программ в МШУ «Сколково» Юлия Жданова. Если раньше наша жизнь была заплывом на скорость, то теперь она превращается в серфинг. Нужно учиться быть в процессе и получать от него удовольствие, особенно в нестабильные времена.
«На вопрос о цели я еще как-то могу ответить, когда меня спрашивают на границе про цель приезда в Ереван, — смеется Гор Нахапетян. — В остальном цели нет, есть, как говорится, путь. И на этом пути сейчас держит не стратегия, а ценности. Мои — щедрость, любознательность и остроумие».
Нащупать смыслы
Олег Бармин называет себя «чемпионом мира по вылезанию из задницы»: за свою предпринимательскую карьеру он пережил столько кризисов и крутых разворотов, что любому другому этого хватило бы на несколько жизней.
Банкротство автомобильного холдинга («Лео», 2008) и угроза тюремного заключения, цветочный бизнес с нуля в Москве, который так и не взлетел (FunFun, 2015), онлайн-СМИ, которое просуществовало несколько месяцев, после чего сменило бизнес-модель (Agenda.Media, 2017), производство меда, прибыль которого в 2021 году сократилась с 17 млн рублей до 1,4 млн рублей («Липко-Сладко»), — и на этом список не заканчивается. Впрочем, Бармин ни разу не сдался и каждый раз буквально восставал из пепла. Например, обанкротившись, он начал рассказывать об этом в своем блоге на платформе LiveJournal — и скоро стал набирать по 1 млн просмотров в месяц. В результате Бармина пригласили работать директором по маркетингу в LiveJournal, а по мотивам постов он выпустил книгу «Я помню всех, кто мне когда-то не перезвонил», которая быстро стала бестселлером и переиздавалась.
В 2020 году, во время пандемии, Олег Бармин и его жена Ксения решили переехать «в глубинку», чтобы вырваться из антиковидных ограничений. И влюбились в столетний заброшенный дом в поселке Заливное (бывшее Постникене) на берегу Куршского залива в Калининградской области. А дальше все завертелось, причем неожиданным образом: Бармин не просто вернул дому исторический облик и поселился там с семьей, но решил восстановить весь поселок. Это оказалось сложно, дорого и долго (работа еще не закончена), но результат того стоит: вместо заросшего камышами болота — сверкающая река с лебедями, вместо грязной колеи — оригинальная немецкая брусчатка, вместо разрушенной пивоварни — бар из любовно перебранных старинных кирпичей.
«Что меня тут вдохновляет? Рядом кирха, ей 500 лет, в 15 минутах — тевтонские замки. Я во дворе нашел монету XVI века, в стене — немецкую газету 1889 года, — рассказывает Бармин. — И во всей этой красоте мне неинтересно зарабатывать миллионы, деньги вообще не могут быть смыслом жизни. Да, вся реставрация Постникене — один сплошной кризис. Зато после меня останутся не руины».
Для многих предпринимателей смысл работы не сводится к финансовой выгоде. Бизнес позволяет реализовывать более глубокие цели: влиять на общество, развивать культуру или технологии. Работа превращается в способ самореализации и проявления ценностей, а не просто в источник прибыли. Наталья Шик признается, что для нее заработок никогда не был целью, даже несмотря на успешные показатели ее бьюти-империи (по данным «СПАРК-Интерфакса», совокупная выручка принадлежащих Наталье компаний в 2023 году составила 2,3 млрд рублей, в 2024 году — уже 4,7 млрд рублей). Наталья, в прошлом преподаватель вуза, пришла в профессию визажиста, считавшуюся тогда непрестижной, потому что она сама получала огромное удовольствие, помогая женщинам преображаться. «А еще я хочу демонстрировать, что в бизнесе можно оставаться женщиной элегантной, эмоциональной и мужской мир тебя не сломает. Потому что бьюти — это просто картинка. А внутри бизнес-процессы выстроены одинаково. Что лес продавать, что алюминий, что косметику», — говорит Шик.
На пике развития у многих предпринимателей возникает кризис смыслов. Исследование Бизнес-школы Даремского университета, проведенное в 2022 году, показало, что не стресс вследствие кризисов и не большая рабочая нагрузка, а именно расхождение между ожиданиями и реальностью, в том числе в отношении целей, подпитывает негативные эмоции предпринимателей — тревогу, стыд, вину, чувство изоляции. В этот момент особенно важно ставить цели, которые будут продолжением ценностей, считает бизнес-консультант Варвара Львова. Она уверена, что цели должны рождаться из ответа на вопросы «что мне нужно в этом мире?» и «как я реализуюсь?».
Чтобы ответить на эти вопросы, основательница «Синхронизации» Мария Бородецкая даже уходила из компании, а затем вернулась, но уже с ощущением зрелой привязанности и любви, а не эмоциональной влюбленности. «Я вернула себе какое-то чувство принадлежности, которое было потеряно. Вспомнила, что у нас классная команда, классный продукт. Моя мотивация — чтобы как можно больше людей получали от жизни искреннее удовольствие. Культура и искусство — один из лучших ключей к этому, и мы делаем его доступным».
С ней согласен Гор Нахапетян, который постепенно отказывается от всех бизнесов, не связанных с образованием и филантропией, сосредотачиваясь на том, что действительно важно для будущего: «Говорят, что тот, кто открывает школы, закрывает тюрьмы. А еще во второй половине жизни приходит переосмысление: хочется не брать, а отдавать».
Найти своих
Сегодня одна из главных компетенций лидера — это умение строить настоящие партнерские отношения. Речь не просто о совместном владении бизнесом или проектом, а о крепком тандеме, когда вы прикрываете друг другу спину. «Тандем — это единое целое. Когда не «я справляюсь», а «мы справляемся», — объясняет Гор Нахапетян. Неслучайно именно в таком соавторстве — с коучем, академическим директором программ HEC Paris Викторией Михайловой — родилась образовательная программа «Тандемократия» для бизнес-школы «Сколково». Она учит строить отношения с партнерами по бизнесу: определять совместные ценности, культуру уважения и поддержки, правильно коммуницировать и даже красиво расставаться. Гор Нахапетян считает, что именно партнер может стать самым лучшим коучем. Если иметь с ним хорошие отношения, он всегда укажет на проблемы, поддержит, поможет.
Для Марии Бородецкой важной опорой стало окружение, состоящее из других предпринимателей. В кризисные моменты особенно важно иметь рядом людей, которые могут честно и без осуждения поделиться опытом: «У меня много друзей с бизнесами разного объема, кто-то меньше, кто-то больше нас. Когда я вернулась в «Синхронизацию» год назад, то просто села и стала думать: а что я за СЕО, как я вообще управляю? Было очень тяжело и понятно, что нужно меняться, внедрять более строгий менеджмент. Первое, что я сделала, — пошла за поддержкой к друзьям».
Предприниматели часто боятся проявить хоть малейшую слабость или рассказать о проблемах в компании. Об этом, например, пишет антрополог, научный сотрудник Университета Бергамо Елена Сискаренко в статье «Быть предпринимателем и чувствовать себя уязвимым: о нестабильности в строительном бизнесе на севере Италии» (2019). Опрошенные ею владельцы компаний неохотно соглашались говорить о проблемах, особенно в присутствии других людей. «Хотя моих информантов нельзя считать обездоленной или маргинальной группой, видно, что они тем не менее испытывают ту же неуверенность и уязвимость», — отмечает исследовательница, подчеркивая: хотя эта хрупкость сильнее всего проявляется именно в кризис, она неотъемлемая часть жизни любого предпринимателя на любом этапе развития его бизнеса. Информанты Сискаренко находили поддержку в профессиональной ассоциации, глава которой каждый день выслушивал по телефону и принимал в своем кабинете предпринимателей, обратившихся за советом.
Способность опираться на других и делиться трудностями — стратегический ресурс. Те, кто умеет признавать уязвимость, искать помощи у коллег, наставников и партнеров, получают не только эмоциональное облегчение, но и доступ к новым идеям, альтернативным решениям и перспективам. Мария Бородецкая уверена: сейчас люди — лучшие университеты, а предпринимательству нужно учиться в живом общении. «Мои друзья тоже делают бизнес сейчас в России, проходят сложные периоды, и вы можете друг другу похныкать, поныть, погладить друг друга по голове — это точно очень помогает». Другой важный источник поддержки для Бородецкой — команда. Предпринимательница рассказывает, что научилась показывать свою уязвимость, выходить к сотрудникам и говорить о страхах, переживаниях.
Команда становится для предпринимателя своего рода опорой: не просто рабочим ресурсом, но и источником моральной силы и вдохновения. В статье в журнале Acta Psychologica в 2025 году группа исследователей из Нанкинского университета науки и технологий, Нанкинского университета финансов и экономики и Гуйчжоуского университета финансов и экономики описывает, как честная и открытая коммуникация предпринимателя с сотрудниками запускает групповую рефлексию, которая, в свою очередь, помогает переживать кризисы. А исследование ученых из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе 2012 года показало: не только получение, но и оказание поддержки снижает реакцию на стресс, активируя нейронные области, участвующие в процессах вознаграждения и материнской заботы у млекопитающих, что, как пишут авторы, «является возможным субстратом оказания поддержки у людей в целом».
Наталья Шик подтверждает, что команда не дает ей пасть духом: когда ты несешь ответственность за 500 семей, выгорать и терять силы просто нельзя. Поддерживает и комьюнити — более 50 000 подписчиков Telegram-канала и сотни тысяч покупателей косметики Shik. «Люди в меня поверили, идут за мной, как я могу себе позволить выгореть, даже если временами очень тяжело? Это то же самое, что бросить ребенка, потому что у него режутся зубы», — говорит Шик.
Поддержать себя
Денис Кутергин считает лучшим инструментом для внутренней поддержки и саморазвития собственный дневник, который он ведет уже более 15 лет. Эта практика помогает ему помнить, каким он был в разные периоды жизни, из-за чего переживал, какие цели ставил, — и понять, как он изменился. «Недавно я сделал интересный эксперимент — дал прочитать свой дневник нейросети, задал кое-какие вопросы, попросил анализа и рекомендаций, — рассказывает Денис. — Результат просто ошеломил, думаю, это даже глубже, чем работа с коучем или психологом». ИИ-коучинг действительно набирает обороты: например, в отчете Deloitte «Глобальные тенденции развития человеческого капитала» за 2024 год приводится пример страховой компании MetLife, которая, благодаря внедрению коучинга с использованием искусственного интеллекта, повысила удовлетворенность клиентов на 13%.
Гор Нахапетян считает, что изобретать велосипед не нужно: на все мучающие нас вопросы относительно свободы, власти и этики давно ответили философы. Вместе с Викторией Михайловой он запустил философский клуб для выпускников «Сколково» — там не только обсуждают «Феноменологию духа» Гегеля и «Размышления» Марка Аврелия, но и учатся применять их идеи к непростым современным реалиям.
Причины роста популярности философии как дисциплины среди предпринимателей объясняли в своей колонке для Forbes Life философ Павел Деменчук и исследователь Максим Карпов. Во-первых, философия помогает систематизировать этические и смысловые ориентиры, которые в условиях неопределенности и постоянного давления часто размываются. Во-вторых, философские сообщества и клубы дают предпринимателям редкую возможность выйти за пределы практического мира бизнеса и обсудить фундаментальные вопросы блага, свободы, ответственности и справедливости. В-третьих, философия помогает сформировать «периферическое зрение» — умение видеть ситуацию сразу под разными углами, распознавать скрытые последствия решений, избавляться от привычных паттернов мышления.
Коуч Юлия Жданова добавляет, что, помимо умения мыслить и рассуждать, важно умение чувствовать. По ее опыту, именно за этим часто приходят в терапию предприниматели, привыкшие жить и действовать «из головы». И тут не обойтись без телесных практик.
Еще в 2013 году глобальное исследование Ernst & Young обнаружило положительную связь между занятиями спортом и успехом в бизнесе, особенно у тех, кто сталкивается с дополнительными барьерами (около 96% женщин на высоких менеджерских должностях занимаются спортом). О связи между физическим и ментальным здоровьем говорит и Всемирная организация здравоохранения: регулярная активность улучшает психическое самочувствие, когнитивные функции и качество сна. «Когда мне становится невыносимо, я убираю из жизни алкоголь, кофе, все, что может раздражать нервную систему. А еще я научилась работать с собой: говорю себе, что все проходит, и трудности в том числе», — рассказывает Наталья Шик.
Мария Бородецкая вспоминает непростой период, когда после февраля 2022 года в компании наступил кризис, а она сама в то же время проходила через тяжелый развод. Предпринимательница практически перестала есть — бывали дни, когда она выпивала литр кокосовой воды за день и этим ограничивалась. Через пару месяцев, сильно похудев, Бородецкая поняла, что так больше продолжаться не может, она прошла медицинские чекапы, начала восполнять дефицит витаминов, соблюдать гигиену сна, правильно питаться. Процесс восстановления занял около года. «Все это я делала на силе воле, в ужасном эмоциональном состоянии, — рассказывает Бородецкая. — Но самое удивительное, что через два-три месяца меня стало отпускать, тело подтянуло за собой дух, и кризис отступил. Теперь в моей рутине обязательно есть забота о себе, например йога в 8:00. Физиологию никто не отменял, дофамин можно наприседать — проверено».
Еще Бородецкая после долгих лет сомнений завела щенка, хотя долго запрещала себе это, мотивируя тем, что слишком много работает и не сможет о нем заботиться. Прогулки с собакой снимают стресс и тем самым дают бизнесу гораздо больше, чем пара дополнительных часов за компьютером. Забота о физическом здоровье и осуществление давнишних желаний, пусть и незначительных, дают чувство контроля над жизнью, даже если вокруг бушует шторм, комментирует бизнес-консультант Варвара Львова.
А для Олега Бармина лучшая терапия теперь — прогулки с дочерью на лодке по Куршскому заливу, совместное времяпрепровождение с женой, вечера с друзьями за старым французским кино и субботники для приведения в порядок старинной немецкой кирхи. «Нам всем уже за сорок, я начинаю хоронить друзей. Потому что в этой вашей Москве бег без остановки, в понедельник в 7:00 встреча, а накануне в воскресенье презентация, и так по кругу. А здесь я утром вышел и сорвал с дерева яблоко, с дочкой на лебедей посмотрел. Люди некоторые год ждут, чтобы взять отпуск и приехать на Балтику, а я тут живу. Это ли не чудо? Пожить-то когда-то надо. Ребята, давайте мы дадим себе просто пожить».
