Интерес инвесторов к франшизам алкогольных магазинов снизился

Крупные каталоги зафиксировали в 2025 году падение числа заявок на приобретение франшиз пивных магазинов и магазинов-баров. На портале TopFranchise.ru в январе-июне потенциальные покупатели подали на 43,49% меньше заявок на этот вид бизнеса, чем за соответствующий период 2024 года, на Franshiza.ru — на 17%, на Businessmens.ru — на 7,9%.
Спад интереса к пивным франшизам может быть связан в первую очередь с общим замедлением франчайзингового рынка, полагает руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская. О такой тенденции ранее сообщал Роспатент. Кроме того, по мнению Рождественской, спрос на алкогольные франшизы снижается из-за ограничений на развитие алкогольной розницы. Многие регионы вводят такие инициативы, причем это происходит на фоне информационного шума вокруг запретов, напоминает она.
С начала 2025 года те или иные антиалкогольные ограничения ввели в Вологодской, Московской, Калужской областях, в Санкт-Петербурге, Бурятии и Якутии. Власти регионов ограничивали время продажи алкоголя и вводили запреты на торговлю им в заведениях, расположенных в жилых домах. Так, в Вологде с начала марта алкоголь можно продавать лишь два часа в день по будням. Губернатор Вологодской области заявил, что благодаря этому к июню в регионе закрылось 40% алкогольных магазинов. В конце июня в Госдуму поступил законопроект, запрещающий размещение алкомаркетов в жилых комплексах по всей стране. Как признают его авторы, принятие документа вынудит большинство розничных сетей, торгующих алкоголем, менять формат или искать новые локации.
Участники рынка отмечают, что региональные ограничения действительно негативно влияют на развитие алкогольной розницы. Основатель сети пивных магазинов «Беру выходной» Николай Желагин сообщил «Коммерсанту», что из-за них предприниматели теряют интерес к пивным магазинам, кроме того, ужесточается регулирование рынка на федеральном уровне. В итоге предприниматели вынуждены работать в условиях неопределенности, приспосабливаясь к нововведениям — от обязательной маркировки до ЕГАИС. Это удерживает новых игроков от выхода на рынок. «Если раньше риск наказания со стороны власти был невелик, то сейчас другая ситуация», — утверждает Желагин. По его данным, с начала года в стране закрылось уже около 20% пивных магазинов.
Помимо ограничений, на финансовые показатели пивных маркетов негативно влияет подорожание импортного пива, цены на которое за последние полгода выросли на 15%, отмечает управляющий партнер The Last Bar Давид Автандилов. При этом он уверен, что на перспективных рынках, например в Москве, такие заведения будут открываться в прежнем объеме.
Несмотря на все сложности, франшизы пивных магазинов
остаются в лидерах спроса, потому что порог входа в такой бизнес
невысокий, от франчайзи не требуется большого опыта, а в регионах
достаточно подходящих локаций для открытия подобных заведений, отмечает Рождественская. Магазины-бары «Пенная гильдия» в этом году возглавили рейтинг самых выгодных франшиз в ретейле от Forbes: 700 000 стартовых вложений в этот бизнес могут окупиться за три месяца.
Но Желагин прогнозирует, что спад интереса к пивным франшизам будет продолжаться и на рынке останутся только самые устойчивые франчайзеры.
