Сеть «Около» в этом году вырастет в четыре раза и выйдет на Дальний Восток

Один из самых быстро растущих ретейлеров в стране — сеть магазинов «у дома» «Около», входящая в X5 Group, закончила 2024 год с сетью из 1000 магазинов, с начала года открыла уже более 1300 торговых точек , и сейчас у нее работает более 2300 магазинов в 38 регионах, сообщил «Forbes Франшизам» управляющий директор сети Игорь Плетнев. До конца года планируется увеличить количество регионов присутствия до 50, а общее число магазинов — до 4000, рассказал он. Все магазины открываются по франшизе.
В этом году «Около» выйдет на Дальний Восток, обещает Плетнев. «Мы уже
договорились с «Пятерочкой»,
которая осенью открывает распределительный
центр в Хабаровске, об организации снабжения наших партнеров из этого центра», — рассказывает он.
«Пятерочка», которая также входит в X5, тоже продает франшизу, но ее предложение прежде всего рассчитано на открытие магазинов «с нуля». Это так называемая «обратная» франшиза, при которой франчайзер берет на себя все основные функции управления партнерским бизнесом, в то время как целевая аудитория «Около» — опытные предприниматели, которые могут подключить к франшизе свои действующие продуктовые магазины, рассказывает Плетнев.
По его мнению, это востребованное предложение. Спрос на франшизы крупных ретейлеров в стране растет, потому что в последнее время выросло давление на
малый бизнес: его развитие ограничивают дорогие кредиты, растущая конкуренция, повысившаяся с начала года налоговая нагрузка и снижающийся потребительский спрос, говорит Плетнев. И в этих условиях франшизы сетевых игроков могут предложить независимым магазинам механизмы для улучшения экономического состояния — выгодные условия закупки, отсрочку платежа, инвестиции в обновление торгового оборудования, объясняет он. С
другой стороны сами крупные сетевые структуры
тоже все больше заинтересованы в
сотрудничестве с предпринимателями для ускорения своего роста.
Спрос на франшизы продуктового ретейла в январе-марте вырос в 2,4 раза год к году, при том, что общий спрос на франшизы увеличился всего на 1%, подсчитал сервис «Авито Бизнес 360». По его данным, на торговые франшизы пришлось больше четверти всех запросов от потенциальных франчайзи на классифайде. Предприниматели из регионов заинтересованы в сотрудничестве с крупными федеральными брендами, подтверждает руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская, и сейчас потенциальным франчайзи есть из чего выбрать: предложений стало больше, крупные сетевые игроки стали уделять франшизам больше внимания. Так «Пятерочка» в 2024 году увеличила франчайзинговую сеть на 50% и сообщила о намерении ускорить ее развитие в этом году. «Дикси» в прошлом году перезапустила франшизу одноименных магазинов, а в этом планирует увеличить число франчайзи в два раза.
По данным INFOLine, общее количество франчайзинговых магазинов федеральных продуктовых сетей в I квартале этого года увеличилось примерно на 4% год к году, и «Около», как и в 2024 году, стала лидером по темпам роста. Эта сеть, запущенная в 2023 году, в 2024-м получила выручку в 8,5 млрд рублей и вышла на седьмое место в топ-10 крупнейших FMCG-ретейлеров от INFOLine. У лидера рейтинга, сети «Авокадо», к концу I квартала было 5700 торговых объектов, а выручка по итогам прошлого года составила 98,5 млрд рублей.
Быстрый рост «Около» объясняется тем, что сеть предлагает потенциальным партнерам простой способ подключения к франшизе, говорит Плетнев. По его словам, в основе франшизы лежит технологическая платформа OKOLO.Market, которая работает по модели классифайда и позволяет пользователю через мобильное приложение заказывать товар для своего магазина как из ассортимента X5, так и у 150 внешних поставщиков, предлагающих более 60 000 наименований товаров в 50 регионах страны. Сейчас закупки на платформе делают 18 000 магазинов, и все они — потенциальная база для развития франшизы, считает Плетнев: «Алгоритм платформы анализирует заказы клиента и, если профиль его магазина соответствует ассортиментному предложению X5, а сам магазин расположен в зоне существующих логистических маршрутов, в личном кабинете у партнера автоматически появляется предложение о присоединении к франшизе «Около».
Если предприниматель принимает оферту, то X5 за свой счет размещает на его магазине вывеску «Около» и дает доступ к закупкам по специальному прайс-листу, а также к другим привилегиям: отсрочке платежа, подключению к программе лояльности X5, возможности получить бесплатное оборудованию.
«По нашим оценкам, в России около 200 000 независимых продуктовых магазинов «у дома», и мы считаем, что как минимум 15% из них могут присоединиться к франшизе «Около», — заключает Плетнев.