К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Путь Галицкого: как вшить в ДНК компании личность владельца

Шесть компаний, которые похожи на «Магнит» Сергея Галицкого в самом главном

На прошлой неделе Сергей Галицкий продал контрольный пакет созданной им розничной сети «Магнит» и ушел с поста генерального директора. В понедельник стало известно, что отходит от оперативного управления En+ и «Русалом», оставляя их наемным топ-менеджерам. Может себе позволить: Дерипаска выстроил бизнес так, что вся система работает отлаженно и автономно. «При таком подходе, — говорит партнер компании Cornerstone Юрий Дорфман, — компании увереннее смотрят в будущее. И в этом плане позиция Дерипаски выигрывает перед «Магнитом» Галицкого». В сети магазинов все бизнес-процессы были построены вокруг одного яркого лидера — Галицкого, говорят на рынке. Он активно участвовал в операционном управлении. «Если буксовал какой-то блок, — рассказывает Марина Тарнопольская, управляющий партнер рекрутингового агентства «Контакт», — он мог дойти до самого последнего винтика, разобрать все части и найти решение». Сама же бизнес-модель подразумевала, что в компании все возможно сделать своими силами, без привлечения консультантов или людей из других компаний. Поэтому его команде, считают специалисты, будет тяжело без него. И Галицкий — не единственный пример российского бизнесмена, чья ДНК встроена в компанию. Кто еще — в галерее Forbes.

«СПЛАТ-Косметик»
Splat

«СПЛАТ-Косметик»

Основатель: Евгений Демин

Евгений Демин основал компанию в 2000 году вместе с женой, когда ему было всего 23 года. Сначала они продавали биологически-активные добавки и парафармацевтические товары (чаи для похудения, пластыри и т. д.). Затем, отказавшись от дистрибуции, стали производить зубную пасту. Первое время, по рассказам Демина, супругам-основателям приходилось считать буквально каждую копейку. Дошло до того, что дома за неуплату отключили телефон и свет, а вскоре начались и семейные «разборки», грозившие обернуться разводом. Но Демин нашел выход — персональный подход к покупателю. По его мнению, это единственный способ выжить небольшой компании в очень конкурентной среде.

С 2005 года Демин пишет очень личные письма своим покупателям, вкладывая их в коробки с зубными пастами. «Для нас это естественно, — признается он, — я не понимаю, почему компании, состоящие из живых людей, отгораживаются от покупателей пятиметровым забором. Ведь это же люди, которые платят нам зарплату, которым важно, кто и зачем сделал эту пасту, ботинки или компьютер, какая за этим история и кто отвечает за результат». Сейчас «СПЛАТ-Косметик» выпускает еще и бытовую химию BioMio, косметику для волос Heya и детские средства Lallum Baby. Супруга Евгения Демина Елена традиционно отвечает в компании за ценности и подбор людей, за креативную часть создания продуктов. По ее словам, она — творческий человек, а муж — продюсер.

В одном из интервью Демин рассказал о двух моделях руководства компанией. Можно подбирать команду сильных людей, которые будут закрывать твои слабые стороны, а можно на каком-то этапе найти преемника, который сможет оперативно управлять компанией лучше собственника. «Оба варианта, — говорит Демин, — правильные. Пока мы обходимся правильным подбором команды».

«Теремок»
DR

«Теремок»

Основатель: Михаил Гончаров

Сеть блинных «Теремок» Михаил Гончаров придумал 20 лет назад, когда был в Париже: увидел, как пекутся блины, и вспомнил, что в России на этом рынке никто не работает. Вернувшись домой, Гончаров вместе с мамой закупил продукты и начал экспериментировать: спустя пару дней они создали идеальный рецепт. Мама Гончарова, музыкант по образованию, до сих пор является в компании шеф-поваром и возглавляет отдел качества.

Гончаров признается, что рецепты тестирует он сам: в меню появляются только те блюда, которые лично ему нравятся. Во внутренние процессы отдельных ресторанов Гончаров не вмешивается. Зато активен в социальных сетях и часто сам общается с аудиторией, считает, что «Теремок» должен идти в ногу со временем. «Чем выше должность, тем больше времени можно и нужно уделять творческой разработке новых методов, — говорит он в одном из интервью, — а не просто ставить подписи и проводить собеседования».

«Мать и дитя»
Дмитрия Тернового для Forbes

«Мать и дитя»

Основатель: Марк Курцер

Успешный бизнес Марк Курцер построил  сам, а его фигура в компании — едва ли не знак качества услуг. Сначала он стал известным врачом-акушером, затем главврачом самого большого в Москве роддома, главным акушером-гинекологом столицы. В 2006 году взял кредит, арендовал землю, построил собственный роддом и, не переставая оперировать, создал вокруг него сеть клиник «Мать и дитя». Осенью 2012 года созданная Курцером компания вышла на IPO в Лондоне. Тогда инвесторы оценили ее в $900 млн и купили примерно треть акций.

По словам управляющего партнера хедхантинговой компании «Контакт» Марины Тарнопольской, бизнес-процессы в «Мать и дитя» построены по тому же принципу, что и в «Магните» Сергея Галицкого: в компании все делается своими силами, не используется аутсорс, менеджерская команда растет внутри компании, а все основные решения принимает ее основатель. Сам Курцер, говорит Тарнопольская, очень яркий активный лидер, генерирующий идеи, которые воплощают его подчиненные. И на нем же замкнуты все процессы компании.

Тинькофф Банк
Юрия Чичкова для Forbes

Тинькофф Банк

Основатель: Олег Тиньков

Олега Тинькова называют серийным предпринимателем: он известен своими успехами в разных сферах бизнеса. Во время учебы в университете он вместе с будущей женой спекулировал товарами народного потребления. В начале 1990-х создал компанию «Петросиб», продававшую бытовую технику. Вырученные от продажи «Петросиба» деньги он вложил в компанию «Дарья», выпускавшую пельмени и другие полуфабрикаты. Продав знаменитый пельменный бизнес Роману Абрамовичу и Андрею Блоху Тиньков переключился на производство пива под собственным именем и сеть ресторанов.

А после продажи и этих бизнесов создал Тинькофф Банк, контрольный пакет акций которого и делает его миллиардером. Сам Тиньков говорит о себе так: «Люди делают что-то десятилетиями и где-то там болтаются, а я такой — пришел, увидел, победил. И ушел, типа». Тем не менее, как оказалось, ключевым моментом успеха его компаний был он сам: после того как Тиньков продал бизнес, продукция уже не была так популярна.

Aviasales
DR

Aviasales

Основатель: Константин Калинов

История Aviasales — метапоисковика на рынке пассажирских авиаперевозок — началась в 2007 году с личного блога Константина Калинова. По словам одного из сотрудников Aviasales, работа в компании, когда ей руководил Калинов, была похожа на реалити-шоу про IT-компанию, где могло происходить все что угодно. Однажды, проиграв спор дизайнеру, Калинов вышел к сотрудникам в леопардовых стрингах. А когда в сентябре 2016 года в России стали блокировать PornHub, один из крупнейших бесплатных ресурсов с порнографией, Aviasales запустил шуточный ресурс prnhb.aviasales.ru, стилизованный под PornHub с характерными подписями под роликами.

В то же время Калинов набирал в свою команду только лучших и требовал от них работы с полной отдачей, что и сделало метапоисковик одной из крупнейших компаний Рунета. В ноябре 2016 года Калинов отошел от операционной деятельности компании из-за проблем со здоровьем, обещав вернуться, когда поправится. В декабре прошлого года он скончался. Компанией управляет Макс Крайнов, который пришел в Aviasales около семи лет назад и был тогда, как он сам говорит, сотрудником № 9.

«Инвитро»
Олега Королева для Forbes

«Инвитро»

Основатель: Александр Островский

Сеть медицинских лабораторий врач-реаниматолог Александр Островский основал в середине 1990-х. Сначала компания обслуживала корпоративных клиентов, затем стала принимать анализы у населения. Несмотря на то что в «Инвитро» есть наемные менеджеры, по словам управляющего партнера хедхантинговой компании «Контакт» Марины Тарнопольской, они все равно руководят лишь отдельными направлениями или бизнес-юнитами и всегда остаются на вторых ролях. Реально управляет компанией по-прежнему сам Островский: от его решений и инициатив в большей степени зависит, как и куда будет двигаться компания.

Сам Островский признается, что он — самый недовольный клиент «Инвитро». «Я всегда прихожу сдавать анализы в наши лаборатории, — говорит он в одном из интервью, — везде сую свой нос, все критикую». А чтобы проверить устойчивость к стрессу, Островский может специально начать провоцировать персонал: задавать глупые вопросы, требовать объяснений. Правда, признается Островский, такая профессиональная деформация переносится и на жизнь за пределами сети клиник: из-за этого жена отказывается ходить с ним в ресторан.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+