Без огонька: директор группы Little Big о том, как ограничения из-за пандемии влияют на доходы артистов

Фото Universal Images Group via Getty Images
Лидер группы Little Big Илья Прусикин во время выступления Фото Universal Images Group via Getty Images
Очередные ограничения, которые Сергей Собянин ввел для индустрии отдыха и развлечений до 15 января, серьезно ударили по доходам артистов и организаторов концертов. В колонке для Forbes директор лейбла Little Big Family Денис Глазин рассказывает, насколько рентабельно организовывать выступления артистов с заполняемостью зала на четверть и почему онлайн-формат не спас сферу развлечений

Несколько лет назад мы вместе с Ильей Прусикиным, фронтменом группы Little Big, и Алиной Пязок, соосновательницей группы и режиссером клипов, создали лейбл Little Big Family. Вместе с ребятами я прошел шестилетний путь, полный интереснейших событий, за время которого нам доверились такие артисты, как Lizer, The Hatters, Tatarka, Эльдар Джарахов и группа ХЛЕБ.

«Мой бизнес убили»: владельцы ресторанов и ночных клубов о новых ограничениях в Москве

Пандемия оказалась очень тяжелым испытанием для всей концертной индустрии, для лейбла Little Big Family и для группы Little Big в частности. Потери Little Big в связи с карантином колоссальны. По моим подсчетам, если бы не пандемия, мы бы отыграли от 100 до 150 мероприятий по всему миру. Не берусь говорить о сумме упущенной нами прибыли, так как в первой половине года в связи с отбором на «Евровидение» и релизом нашего большого хита Uno мы получили самый большой объем промо за все время существования группы, но полноценно монетизировать эти успехи нам так и не удалось. 

Представьте, что у вас отнимают доход, который всю жизнь кормил вас на год вперед

Частных мероприятий нет, концертов нет, есть только стриминг и сотрудничество с брендами. Не знаю, что бы мы делали, если бы одного из этих источников дохода не стало. У нас команда из 20 человек, которую мы изо всех сил стараемся сохранить в полном составе, не урезая никому зарплаты. Мы не унываем и мыслим глобально, стараясь сохранить мотивацию и не упасть духом. Но недавняя новость о том, что в Москве до 15 января отменяются все ночные мероприятия и массовые гуляния, в том числе в «хлебный» для артистов период новогодних праздников, этому не способствует.

Миссия невыполнима

Сейчас в Москве можно проводить мероприятия с 25%-ной заполняемостью зала, а в Санкт-Петербурге, как и во многих других регионах, концерты без посадочных мест и вовсе запрещены. В таком формате организовать масштабные выступления больших успешных артистов — практически невыполнимая задача. Это нерентабельно ни для площадки, ни для организатора.

Меры, которые власти сейчас применяют, чтобы ограничить распространение коронавируса, вероятно, необходимы. Однако государство не закрывает отрасль полностью, и бизнес не может рассчитывать на поддержку. Официально это не локдаун, но работать в таких условиях невозможно.

Как четверо братьев из Чечни сделали карьеру топ-моделей и зарабатывают десятки тысяч евро на показах Gucci и Versace

Достаточный уровень технического продакшена и шоу достигается при высоких затратах, которые в большинстве случаев вместе с арендой зала, рекламой и прочими сопутствующими расходами составляют около 60-70% общего валового дохода мероприятия. Остальные 30-40% — доход организаторов и артистов. Летом, когда ограничения ослабили и залы можно было заполнять на 50%, артисты и промоутеры вынуждены были либо снижать уровень постановки шоу, либо терпеть убытки. Но арифметика при большом желании худо-бедно сходилась. Сейчас, при загрузке на четверть, это практически нереально. 

Очевидно, что такие правила бьют непосредственно по организаторам и артистам, но не только по ним. Ситуация еще и сильно влияет на развитие букинг-компаний, продакшен-компаний и прокатчиков оборудования, а следовательно, и на производителей оборудования. Зачем обновлять серию световых приборов или колонок, если предыдущая не успела поработать на площадках по всему миру?  

Онлайн-норма

Но вернемся к артистам, которые страдают от ограничений не меньше. Вторая существенная часть их доходов, помимо концертов, — частные мероприятия — тоже практически исчезла. Большие компании опасаются за здоровье сотрудников и не устраивают офлайн-корпоративы, а сильные мира сего уже не закатывают масштабные торжества в ресторанах и усадьбах, приглашая артистов. Новые правила, действующие до 15 января включительно, еще более усугубляют ситуацию. 

В предыдущие годы предновогодняя неделя была зачастую самой прибыльной частью года, а в этом, по всей видимости, ситуация будет кардинально иной — запросов мало, а ивенты отменяются быстрее, чем происходит букинг новых. Доход артистов, в особенности эстрадных, очень сильно зависит от новогодних праздников — неудивительно, что Меладзе призвал бойкотировать «Голубые огоньки». Представьте, что у вас отнимают доход, который всю жизнь кормил вас на год вперед.

«Мы лишились 100% прибыли от концертов»: лидер группы Little Big о том, как изменится музыкальный бизнес после пандемии

Онлайн-концерты, которым все пророчили огромную популярность и возможность в будущем заменить офлайн-мероприятия, изжили себя, так и не закрепившись как норма. Мы тоже пробовали себя в этом формате: 11 апреля группа Little Big в сотрудничестве с «Яндексом» дала онлайн-концерт на базе «Яндекс.Эфира». На тот момент это было в новинку, паника на тему пандемии была в самом разгаре и ощущения даже от концерта в онлайне были весьма острыми.

Но после того, как онлайн-концерты с большими артистами стали проходить по несколько раз в неделю, стало понятно, что довольно трудно передать энергетику через экран. Онлайн хорош либо в не совсем полноценном душевном формате с акустикой в домашних или студийных условиях, либо в формате концерта-мультика с многомиллионным бюджетом (из-за чего такие вещи обычно невыгодны организаторам).

Онлайн-формат концертов изжил себя, не закрепившись как норма

Еще одна важная проблема в период пандемических ограничений заключается в поддержке командного духа. Нет чувства успеха от достижения высот, когда нет мероприятий, — мы не понимаем, как отразились те или иные наши действия на сборах. Возникает ощущение, что выхлопа нет. В обычное время, выпуская музыку, клип или какой-либо другой продукт, ты подстраиваешь это под график туров и осознаешь, что это подтолкнет продажи билетов. Вместо этого сейчас артисты вынуждены выпускать продукт исключительно ради стриминга, неспособного удовлетворить потребность в трансфере живой энергетики от артиста к публике и обратно. В этом заключается огромная сложность и для крупных, и для начинающих игроков — невозможно здраво оценить свой уровень сборов и получать живой фидбэк от аудитории.

Что будет дальше

По прогнозу нашего российского концертного партнера — компании Northern Sound, которой мы доверяем организацию мероприятий всех наших артистов, первые полноценные мероприятия в России начнутся не раньше осени 2021 года. А наш западный партнер — WME, одно из лидирующих агентств букинга мероприятий в мировом шоу-бизнесе, полагает, что полноценные ивенты начнутся не раньше весны 2022-го. Доверяя этим прогнозам, мы планируем начинать российские туры следующей осенью, а европейско-американские — весной 2022 года. Мы будем счастливы, если тенденция по пандемии будет более оптимистичной, но пока что предпосылок к этому не видим.

История на один раз. Как устроен рынок онлайн-концертов в России и кто на них зарабатывает

За последние несколько лет российская музыкальная индустрия претерпела огромные изменения — на рынок пришло много молодых, честных и имеющих вкус игроков, которые меняют устои, сформированные, как и во всех остальных сферах, воротилами бизнеса 90-х годов. Лейблы расцвели (передаю привет нашим партнерам Warner Music Russia), многим концертным агентствам теперь можно доверять и работать на проценте, а не на гонораре, не боясь, что тебя обманут в смете. Диджитал-пиратство практически ушло в прошлое, и стриминг стал приносить прибыль. А пандемия этот процесс еще больше катализировала — компании и люди, которые были нечисты на руку или неспособны выстраивать партнерские отношения, пострадали от карантина сильнее всего. Так что я полагаю, что все происходящее во многом подтолкнет сферу к еще более быстрому развитию. Выживут игроки, готовые оперативно перестраиваться и быть честными и открытыми со своими партнерами.

Нынешние ограничения вряд ли добьют индустрию окончательно, так как ей дали небольшую передышку в конце лета/начале осени. Но однозначно сделают невозможным существование многих ивент-компаний, которые зарабатывали львиную долю дохода в предновогодний период. 

Главный вопрос для всех нас сейчас — когда индустрия сможет полностью восстановиться и вернуться в прежнее русло, в русло 2019 года. Ответ на этот вопрос зависит от огромного количества факторов, в том числе и от ограничений, которые будут накладывать на разные сферы в России и других странах. А имели ли смысл эти ограничения в первую волну или это были лишь фантазии воспаленных проблемами умов наших политиков, мы узнаем и проанализируем позже.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Дополнительные материалы

20 звезд российского шоу-бизнеса с самыми высокими доходами. Рейтинг Forbes