Блогеры в Clubhouse стали зарабатывать на молчании: как это происходит и почему не все считают это этичным

Владимир Барабанов/ТАСС
Владимир Барабанов/ТАСС
Популярные блогеры в русскоязычном Clubhouse стали брать деньги за «молчаливый приход» в комнату. Стоимость такого действия достигает 500 000 рублей. Но не все аудиоинфлюенсеры считают этот формат рекламы этичным по отношению к аудитории

Самый популярный российский пользователь Clubhouse Илья Варламов (более 249 000 подписчиков) обновил свой прайс-лист для рекламодателей (обновленная версия появилась на сайте Варламова). В нем блогер прописал расценки на несколько форматов взаимодействия с аудиторией голосовой соцсети. Модерация и организация комнаты со спикерами в Clubhouse стоит 900 000 рублей, «активный приход в комнату» (привод подписчиков и общение) — 600 000 рублей, «молчаливый приход в комнату» (привод подписчиков) — 500 000 рублей. Варламов сказал Forbes, что это расценки за час его присутствия в эфире. На другие вопросы Forbes о монетизации и формировании стоимости «молчаливого прихода» блогер не ответил.

Блогеры берут деньги за «молчаливый приход» потому, что их подписчики получают уведомления о мероприятии и тоже заходят в комнату, объясняет директор по цифровой трансформации маркетинга агентства MGCom Булат Ламбаев. Высокая стоимость активностей Варламова в Clubhouse объясняется тем, что блогер является медийным лицом и за пределами голосовой соцсети, считает Ламбаев. «Я думаю, в реальности в эти 500 000 рублей за молчаливое присутствие сразу заложена скидка на будущие интеграции», — добавляет он. 

Новый Дикий Запад: как пользователи Clubhouse научились зарабатывать в соцсети

По словам Ламбаева, формат молчаливого присутствия «уже не очень хорошо работает в целом»: «Clubhouse — это про то, чтобы создавать интересные обсуждения, быть интересным спикером. Пользователи уже все понимают и, если видят, что тема нерелевантна, не заходят в комнату, даже если там сидит блогер, на которого они подписаны». 

Тем не менее в монетизации формата Варламов не одинок: основатель компании-производителя кровельных, гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов «Технониколь» Игорь Рыбаков (более 78 000 подписчиков) рассказал Forbes, что тоже зарабатывает на молчаливом присутствии — по 150 000 рублей за эфиры до полутора часов. За модерацию комнат миллиардер берет вдвое больше — 300 000 рублей. Рыбаков уточнил, что все деньги, заработанные в Clubhouse, направляет на благотворительную акцию «Ноутбуки для многодетных семей», которую устраивает созданный им некоммерческий «Рыбаков Фонд».

Впрочем, большинство опрошенных Forbes клабхаузеров к монетизации молчаливого присутствия относятся негативно. Маркетолог и создатель блога об SMM Dnative Алексей Ткачук (более 57 000 подписчиков) считает подобный подход «очень вредной и некорректной практикой, которая убивает доверие аудитории». «Люди приходят в комнату послушать тебя и то, что ты можешь рассказать, а не каких-то других людей. Поэтому я отказываюсь от таких предложений, — говорит Ткачук. — Один раз я случайно согласился [на молчаливый приход], просто не поняв формат. В итоге сидел час в комнате молча и разругался с агентством, которое меня туда привело, не объяснив сути». Денег Ткачук за этот единичный случай, по собственным словам, не брал: «Я пришел в комнату по дружбе, была интересная мне тема». За час модерации он берет 60 000 рублей.

Гид по ClubHouse для бизнесменов: что слушать и на кого подписываться

С Ткачуком согласна блогер и соосновательница Belong Agency Ксения Дукалис (более 147 000 подписчиков): «Молчаливым присутствием вы вводите свою аудиторию в заблуждение. Это нечестно по отношению к ней». Дукалис не соглашается на предложения молчаливо поприсутствовать в комнате. Стоимость часа ее модерации составляет 150 000 рублей.

Не рассматривает формат молчаливого присутствия и художник-каллиграф Покрас Лампас (более 84 000 подписчиков). За активное участие в комнате или ее модерацию он берет от 80 000 рублей. В эту сумму входят анонсы в других соцсетях: Instagram, «ВКонтакте», Telegram.

Clubhouse — это голосовая закрытая соцсеть (попасть в нее можно, только получив «инвайт» — приглашение), в которой за последние недели каждый день регистрируются тысячи пользователей, включая известных предпринимателей, топ-менеджеров, блогеров и звезд шоу-бизнеса. Сейчас это одно из самых популярных приложений в российском App Store (пока оно доступно только пользователям iPhone). К 10 февраля приложение скачали 7700 пользователей из России, сообщал РБК со ссылкой на данные AppAnnie. 20 февраля количество российских пользователей Clubhouse составило почти 200 000, рассказывал собеседник Forbes, имеющий доступ к AppAnnie.

Дополнительные материалы

Главные в Clubhouse: рейтинг самых популярных российских пользователей голосовой соцсети