«Мы не заложили кучу рисков и чуть не поседели»: как построить завод в России и понять, нужно ли бизнесу собственное производство

Фото Сергея Конькова / ТАСС
Фото Сергея Конькова / ТАСС
Как понять, что бизнесу пора открывать свое производство, и не наделать ошибок в процессе его создания — в колонке для Forbes рассказывает основатель фудтех-сервиса Grow Food Павел Паскарь

Компанию Grow Food в 2015 году основали Даниэль Гальпер и Павел Паскарь. Партнеры придумали доставлять на дом здоровую еду, сидя как-то вечером в баре, и вложили на старте по 100 000 рублей каждый. В 2019 году оборот Grow Food, по собственным данным, составил 1,95 млрд рублей. 

Создание собственного производства — капиталоемкая история, особенно если вы хотите создать завод в «чистом поле». Так, на строительство первой фабрики Grow Food в Колпине (пригороде Санкт-Петербурга) ушло 200 млн рублей — мы не заложили кучу рисков и чуть не поседели. Чтобы понять, нужно ли тратить такие ресурсы — как денежные, так и психологические — оцените свою бизнес-модель. 

Вот две основные ситуации, когда точно стоит заводить свое производство:

  1. Без него ваша компания не выживет. Мы много лет отдавали производство на аутсорс, но теряли в широте ассортимента и цикле ротаций. Поиск позиций, подрядчиков и переговоры о поставках нужно было совмещать с постоянной заменой блюд. Иначе меню наскучило бы пользователям и аудитория бы сократилась. 

    Российские производства не смогли «запараллелить» эти процессы. Задачу усложняло и то, что наборы блюд должны быть приготовлены по одинаковым стандартам и приезжать системно, в одно и то же время. Так мы поняли, что экономика проекта обречена на провал без своего производства. 
  2. Повышение маржинальности. Если у сервиса уже есть ассортимент продуктов от сторонних подрядчиков, который позволяет нарастить ядро аудитории, следующий шаг — собственное производство. Это позволит сократить долю маржи, которая идет поставщикам, и создать свою линейку продуктов.

Кухня на продаже: как сервис доставки еды из Петербурга резко вырос и едва не обанкротился

Где разместить производство

Следующий этап — выбор модели, по которой будет работать ваше производство. Например, децентрализованная модель по концепции dark kitchen («темная кухня» — кухня, которая готовит еду только на доставку. — Forbes) поможет снизить расходы на оборудование и команду. Централизованная модель с единой фабрикой предполагает значительные инвестиции: экономика будет лучше, но лишь при большом масштабе.

Теперь к деньгам: минимальный порог входа для создания своего пищевого производства — 5–10 млн рублей. Этого бюджета хватит на небольшой цех, который справится с ограниченным ассортиментом позиций. Одна кухня для производства по концепции «темной кухни» обойдется примерно в 2–4 млн рублей.

Предположим, что бизнес готов к масштабированию и у вас есть ресурсы на создание завода по централизованной модели. Тогда перед вами два пути строительства:

  1. Поиск существующего объекта. Алгоритм такой: находите подходящее здание и заключаете договор долгосрочной аренды. Затем фактически «возводите» внутри объекта новую фабрику.
  2. Возведение завода «в поле». Этот способ популярен у больших иностранных компаний. Они находят и покупают земельный участок, к которому уже подведены ресурсы — вода, газ, электричество. Затем на нем строят «коробку» завода с нуля: закладывают фундамент, возводят здание, завозят оборудование.

Мы строили свой первый завод по первой модели. Если бы мы занялись строительством фабрики «в поле», то она обошлась бы примерно в четыре раза дороже — в 800 млн рублей. При этом самым дорогим пунктом расходов стали бы инженерные подводки — городские сети, которые уже есть в готовых объектах, и огромную стоимость которых часто недооценивают.

Хвост кометы в Краснодаре: как кубанец конкурирует с «Яндекс.Едой» и Delivery Club на юге России

Кроме того, второй способ привел бы к комплексной проверке от надзорных органов. Получить разрешение на ремонт уже существующего здания гораздо легче. Изменения, которые не затрагивают несущие конструкции или фасад, достаточно согласовать в проектно-инвентаризационном бюро. Этим вы будете заниматься в связке с арендодателем, что тоже облегчает дело.

Выбираем площадку для завода

Основная сложность при использовании уже готовых объектов — поиск площадки с подходящими параметрами. У пищевого производства большие требования к расположению, количеству электроэнергии, объему потребляемой воды. Так, нашему заводу в Колпине нужна электрическая мощность в 1 МВт. Кроме того, сегмент подпадает под множество регламентов: например, пищевую фабрику нельзя расположить рядом с пластмассовым заводом. 

Другие сложности — в деталях проекта: например, диаметр труб в здании может не позволить подавать необходимое количество воды. А еще многие промышленные объекты в России находятся в очень тяжелом состоянии, как будто после войны.

Чтобы облегчить поиски, составьте райдер требований для агента по поиску недвижимости. Наш райдер состоит из 30 пунктов. Внимание, сюрприз: мы ни разу не находили здание, которое бы подходило по всем требованиям. Команда посмотрела суммарно более 100 промышленных объектов — это очень много. 

При этом основных критерия четыре: 

  • наличие электричества; 
  • наличие водных ресурсов;
  • назначение здания; 
  • нагрузка на перекрытия (то есть прочность объекта). 

Подобрать здание поможет главный инженер: обязательно наймите такого специалиста в штат или хотя бы возьмите консультанта на подряд. Инженер подскажет, на что обратить внимание при выборе, а со временем вы сами прокачаете компетенции.

Официант простит: как сервис для оплаты чаевых картой вырос в 16 раз за год и был куплен Альфа-банком

Чтобы определиться с местом для завода, просчитайте стоимость логистики, труда рабочих и менеджмента. Строительство в регионах означает, что руководители должны переехать в город рядом с фабрикой, чтобы контролировать процессы. 

Кроме того, вопрос в бизнес-модели и продукте. Например, если вы производите карандаши, вам выгоднее будет выбрать место поближе к лесной промышленности или в зоне с налоговыми квотами. Заводы по производству скоропортящихся продуктов, как у Grow Food, стоит располагать ближе к точкам дистрибуции. 

Сколько времени закладывать на стройку

В идеале на весь процесс стоит закладывать несколько лет. На поиск объекта и подписание договора уйдет девять месяцев, на проектирование — еще девять месяцев, а на строительство — примерно год. Конечно, по счастливому стечению обстоятельств здание можно найти за неделю, но не стоит рассчитывать только на удачу. 

Другой подводный камень — высокая маржинальность и, как следствие, завышенные цены компаний-проектировщиков. Чтобы спроектировать завод, нужно разработать 12 разделов. Для каждого нужен свой специалист — электрик, канализационщик, вентиляционщик и так далее. Как правило, в бюро всем проектом занимаются лишь несколько сотрудников. Остальной бюджет — наценка компании, которая может выходить за грани разумного.

Как фермер из Владимирской области стал одним из крупнейших поставщиков Lay’s и зарабатывает на картошке больше 400 млн рублей в год

Постарайтесь найти проверенных проектировщиков или создать свое подразделение, чтобы не переплачивать. Мы сразу решили, что будем растить свою команду и наращивать именно внутреннюю экспертизу.

Завод тяжело построить, разбираясь по ходу дела и проектируя «на коленке». Из-за спешки мы «запараллелили» проектирование со строительством и потратили слишком много нервных клеток. Чтобы избежать лишнего стресса, не повторяйте наш опыт — выстраивайте процессы последовательно. Помните, что на одной чаше весов — время, деньги и нервы, на другой — скорость исполнения проекта. Выбирайте, что для вашего бизнеса важнее.

Как найти оборудование и сотрудников

За время работы завода мы перепробовали технику разных мировых производителей и поняли, что здесь работают принципы мировой экономики. Так, российские подрядчики традиционно сильны в конструкциях, где нечему ломаться. Например, мы заказали у российской фабрики блинницу, которая делает 1200 блинов в час, заменяет 24 сотрудника и очень надежна.

За оборудованием с «начинкой» из электроники лучше обратиться к немецким и итальянским производителям. Такие печи, котлы и пароконвекторы стоят в разы дороже, но зато они гораздо надежнее и точно не сорвут ваши поставки. Подобрать оборудование нам помог анализ рынка и опыт нашего технолога-проектировщика, который отвечает за все оснащение фабрики. 

Русская кухня: что участники отечественного фудтех-рынка думают о его развитии в России

Так как оборудование скорее всего обойдется вам в расходы, сравнимые с половиной строительства завода, не отдавайте подбор техники на аутсорс. Постарайтесь покупать оборудование самостоятельно и наращивать внутреннюю экспертизу. Кроме того, будьте готовы к проблемам с доставкой зарубежной техники. В России работящий народ, особенно когда нужно кому-то что-то продать. Живя тут, легко к этому привыкнуть: нерасторопность европейских коллег может застать врасплох. Например, нашу заявку на покупку оборудования в Италии только обрабатывали чуть ли не месяц из-за местных праздников.

Кроме того, пищевая промышленность — жесткий офлайн-бизнес. Мы приходили в нее из IT-индустрии и с другим менталитетом, но быстро поняли, что рабочим вряд ли важны agile-методы (методы гибкого управления) или корпоративный психолог. Поэтому их руководителям нужен свой уникальный сплав навыков. С одной стороны, важно сохранять связь с технологиями и клиентоориентированным головным офисом, с другой — уметь находить общий язык с рабочим коллективом и выстроить армейский порядок. Такого сотрудника сложно найти: за пять лет существования мы меняли руководителя производства девять раз. 

Выжимка из опыта

  • Не стоит мечтать о фабрике с самого запуска. Прежде чем строить производство, постройте работающий бизнес с большими объемами. Иначе вы получите «коробку», обслуживание которой будет съедать безумное количество денег.
  • Создание фабрики — ресурсоемкий проект, по которому сложно точно подсчитать расходы. В свое время мы ошиблись в расчетах бюджетов почти в три раза. Чтобы не искать деньги «в мыле», закладывайте бюджет с двукратным запасом.

Битва за еду: как Delivery Club и «Яндекс.Еда» перекраивают рынок во время пандемии

  • Не экономьте на проектировании — мы видели примеры объектов, которые строили без проекта вообще или по недоработанным проектам. Экономия на интеллектуальной части лишь приведет к проблемам, которые невозможно будет решить потом, или даже к закрытию компании надзорными органами. Постарайтесь найти проверенных проектировщиков на аутсорсе. Если вы не собираетесь ограничиться одним заводом, собирайте компетенцию внутри компании.
  • Хорошее производство состоит из трех вещей: качественного хорошо спроектированного помещения, IT-систем управления и надежной команды специалистов. Сотрудников не удастся нанять в моменте: многих придется заново учить специфике работы. Поэтому постарайтесь с самого начала выстроить процесс обучения, найма и карьерного роста.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Дополнительные материалы

Новые правила еды: чем фудтех интересен потребителям и инвесторам