К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Катастрофические расходы в преддверии сезона: почему бизнесу на курортах России не хватает кадров

Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Бизнесу в Сочи и на других курортах российского юга не хватает линейного персонала: горничных, официантов, поваров и других специалистов. Что спровоцировало кадровый голод в самых горячих регионах страны и как предприниматели решают эту проблему, пока не начался сезон?

«Весь рынок труда находится в плачевном состоянии, персонала мало. Я не говорю уж о квалифицированном персонале», — рассказывает Анна Нетягина, владелица сочинского ресторанного холдинга A.Family Group (семейный ресторан «Оливье», банкетный зал «Мацестинская ротонда» и другие). По ее словам, из-за нехватки кадров рестораны холдинга укомплектованы сотрудниками лишь на 70–80%. Пока это не вызывает сложностей, так как после майских праздников в Сочи спал поток туристов. Но с началом высокого сезона дефицит кадров на курортах станет острым и превратится в проблему, ожидают опрошенные Forbes предприниматели.

«Мы пробовали все, но ничего не работает»

Кафе сети «Шоколадница» в Сочи, по собственным данным, тоже укомплектованы лишь на 80%. Людей не хватает из-за оттока из России трудовых мигрантов и пострадавшей репутации отрасли, считают в сети: «У кандидатов снизилось доверие к рынку HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес. — Forbes), так как именно наш сегмент в пандемию пострадал больше всех». Гостиницам сейчас сложнее всего найти горничных, так как эти позиции традиционно занимали выходцы из Средней Азии, а россияне не выходят на них из-за «сравнительно низких зарплат», утверждает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.

«Любой ценой добывать людей»: как российский бизнес переживает острую нехватку линейного персонала

 

Хотя в сочинском отеле «Форвард Апартаменты» персонала хватает, его управляющий Дмитрий Боков замечает дефицит кадров на рынке. «С нехваткой персонала сталкиваются объекты, которые распустили людей по домам и не позаботились о них [во время локдауна]», — поясняет Боков. По наблюдениям специалиста, сложнее всего сейчас закрыть позиции официантов, барменов, горничных, сотрудников прачечных при отелях и поваров.

Кадровый голод испытывают и сервисы доставки, говорит сооснователь краснодарского сервиса доставки еды Broniboy Александр Радионов. По его словам, найти людей в Анапе, Геленджике и Новороссийске невозможно, несмотря на то что требования к курьерам ниже, чем к линейном персоналу в ресторанной отрасли, и их берут даже без опыта работы. «Чтобы привлечь людей, мы пробовали все, начиная с рекламы до реферальны х программ, когда можно было получить скидку, приведя на работу друга. Но ничего не работает», — признается предприниматель.

 

Конкурс за местных

Нехватка локальных кадров — норма для юга России, отмечает директор подразделения RightForce кадрового агентства Ancor Ирина Авдонина. «У компаний есть ощущение, что они могут пойти в кадровое агентство, запустить широкую рекламу и так найти сотрудников. Но в регионе нет столько людей. Число ребят 18–22 лет, готовых занять линейные позиции, несопоставимо с количеством вакансий», — отмечает эксперт. Местные предпочитают развивать семейный бизнес или жить за счет сдачи жилья. Им нужно предлагать больше денег, чем они могут получить, работая на себя, говорит Авдонина.

Пошли в грузчики: на фоне пандемии зарплаты синих воротничков в России выросли на 35%

По словам Анны Нетягиной, ресторанный холдинг A.Family Group уже повысил зарплаты сотрудников на 30%. Такого крупного фонда оплаты труда у холдинга не было даже «в олимпийские времена» (имеется в виду зимняя Олимпиада в Сочи 2014 года. — Forbes), признается предпринимательница. На столько же, по собственным данным, пришлось поднять зарплаты сотрудникам «Шоколадницы» и сервиса доставки Broniboy.

 

Сезонный спрос на рабочие руки на курортах традиционно закрывают приезжие. И в этом году, по наблюдениям Ирины Авдониной, людей, готовых рассмотреть релокацию на сезон, стало больше. Но работодателям нужно предлагать кандидатам «хорошие компенсационные пакеты»: оплачивать переезд, жилье, питание. Например, Broniboy удалось привлечь в курортные города сотрудников из Краснодара и Ростова-на-Дону, предложив оплату жилья, рассказывает сооснователь сервиса Александр Радионов. Компания уже сняла по 50 мест в хостелах Анапы, Геленджика и Новороссийска, где планирует размещать курьеров летом. А «Шоколадница» сняла гостевой дом для сотрудников, которые приедут в Сочи из других городов России.

Куда селить приезжих

Ресторанному холдингу A.Family Group всегда требовались дополнительные специалисты в сезон и их привозили со всей России, говорит его владелица Анна Нетягина. Компания в разные годы предоставляла сезонным работникам места в общежитии, но раньше многие отказывались, потому что хотели жить обособленно или с парой. А в этом году общежитие холдинга уже переполнено, причем в некоторые комнаты пришлось ставить дополнительные кровати. Снять жилье самостоятельно люди не могут из-за высоких цен на аренду.

Дмитрий Боков называет происходящее в сфере аренды жилья в Сочи «безумием»: «Стоимость аренды однокомнатной квартиры может достигать 50 000–60 000 рублей в месяц, и это не центр города». Цены на жилье в Сочи выросли «катастрофически», подтверждает управляющая сочинского ресторана «Лимончини» Екатерина Северова: «До коронавируса однокомнатную квартиру в центре Сочи можно было снять за 15 000–20 000 рублей, а комнату — за 7000–10000 рублей. Сейчас люди предлагают комнату в двухкомнатной квартире в пятиэтажке за 30 000 рублей». По данным ЦИАН, за год аренда жилья в Сочи подорожала на 40%, а с начала апреля — на 5%.

Одноэтажный Сочи: почему жилье у моря подорожало на 40% и продолжится ли этот рост

Рестораны и гостиницы не могут повышать заработные платы в такой пропорции, считает Северова: «И людям, получается, невыгодно приезжать в Сочи, потому что они все заработанные деньги отдадут арендодателям». Для бизнеса это «катастрофические расходы», вторит ей Нетягина. Жилье по приемлемым ценам чаще всего расположено далеко от центра города — поэтому компании также нужно обеспечить сотрудникам проезд от дома до рабочего места и обратно. Из-за высоких цен на жилье люди, уехавшие во время локдауна в родные регионы, не могут вернуться обратно, а компании отказываются компенсировать проживание, рассказывает специалист.

 

К тому же в городе практически невозможно арендовать квартиру на длительный период, например, несколько месяцев, отмечают собеседники Forbes. Местные арендодатели сдают квартиры посуточно. Средняя ставка на такую аренду в Сочи за год выросла больше чем в полтора раза. Чтобы заработать больше, весной владельцы квартир массово выселяют постоянных жильцов. «И это касается не только бюджетного жилья. Моя подруга снимала квартиру за 200 000 рублей, и ее тоже выселили», — рассказывает Северова.

Развитию южного бизнеса мешает то, что и местные жители, которые поднимают цены на недвижимость, и пляжные заведения (кафе, закусочные и так далее) с высоким трафиком повально уходят от налогов, считает Нетягина. «Мы работаем в белую и не можем платить поварам больше 3500 рублей в день, — объясняет она. — Пляжные же точки, которые не контролируются (надзорными органами), дают по 5000 рублей в день наличкой. Конкурировать с ними тяжело».

Адский юг

В прошлом году нехватка линейного персонала на юге была «адской», утверждает директор подразделения RightForce кадрового агентства ANCOR Ирина Авдонина. Сложности были связаны с наплывом туристов из России, которые не смогли уехать отдыхать за границу из-за пандемии. Местные предприниматели признавались, что никогда не видели такого наплыва людей в регион, и вспоминали времена Советского Союза. К примеру, 12 июля 2020 года аэропорт Сочи обслужил 37 000 человек, в то время как в дни Олимпиады-2014 рекордным показателем были 23 000 человек.

Анна Нетягина связывает дефицит персонала в Сочи в прошлом году с тем, как регион выходил из самоизоляции. Ресторанам Краснодарского края разрешили работать с 27 июня 2020 года — власти сообщили об этом двумя днями ранее. «Мы не могли найти людей за то время, которое нам дал губернатор на открытие. Я знаю, что специалисты отделов продаж в отелях убирали номера, потому что не было горничных», — рассказывает Нетягина. К тому же сотрудники, которые приезжали на заработки в прошлые годы, отказывались от работы, опасаясь новых ограничений. По словам предпринимательницы, к июню 2020 года многие из них уже нашли стабильную работу в родных регионах и не хотели рисковать.

 

В этом году в регионе пока спокойно. По наблюдениям Нетягиной, поток туристов после майских праздников спал, а километровые очереди в сочинские рестораны — это не более чем миф. Но с началом сезона ситуация может измениться, говорит она: «Только вот когда ждать этот сезон — непонятно».

Асоциальная дистанция: как россияне отдыхают на пляжах Крыма и Кубани

Асоциальная дистанция: как россияне отдыхают на пляжах Крыма и Кубани

Фотогалерея «Асоциальная дистанция: как россияне отдыхают на пляжах Крыма и Кубани»
10 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+