К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Остается молиться, чтобы пронесло»: с какими проблемами столкнулся бизнес из-за всеобщей вакцинации

Фото Михаила Терещенко / ТАСС
Фото Михаила Терещенко / ТАСС
В двух десятках регионов России компании из сферы услуг, розничной торговли, общепита и некоторых других отраслей обязали отчитаться о вакцинации 60% сотрудников. В Москве дедлайн всеобщей вакцинации первым компонентом — 15 июля. Мэрия обещала начать проверки с этого дня, за неисполнение требования деятельность компании могут приостановить на срок до 90 дней. Forbes рассказывает, почему не все работодатели успели привить сотрудников и какие трудности возникли у них при попытке отчитаться перед властями

«Маловероятно, что крупные розничные компании успеют»

«Вакцинация идет очень плохо», — признает в разговоре с Forbes топ-менеджер крупной сети магазинов одежды, пожелавший остаться анонимным. «Все так же, как и в обществе в целом, — процент антипрививочников большой, — сетует он. — И вроде в последнюю неделю пошло дело, но все упирается в нехватку прививок и большие очереди». По данным на середину июля, в его компании всего 20% вакцинированных, рассказывает менеджер: «Остается молиться, чтобы пронесло».

Источник Forbes на рынке онлайн-торговли рассказывает, что, хотя вакцинация в его компании идет быстрыми темпами, привить 60% сотрудников к 15 июля оказалось нереально. «Много времени требуется на решение организационных вопросов, часть сотрудников в отпусках», — говорит источник. Он оценивает долю привитых сотрудников в 30%. «Маловероятно, что кто-то из крупных розничных компаний успеет выполнить требование мэрии», — утверждает источник.

В середине июня начальник Главконтроля Евгений Данчиков говорил, что проверки начнутся 15 июля. Он сказал, что бизнес будут наказывать по ст. 6.3 КоАП РФ и ст. 3.18 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях. Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт считает, что в ход пойдет часть 2 ст. 6.3 КоАП РФ, которая подразумевает штрафы от 50 000 до 500 000 рублей или приостановку деятельности на срок до 90 суток. В Главконтроле и управлении Роспотребнадзора по Москве не ответили на вопросы Forbes о санкциях для компаний, которые не исполнят требование о вакцинации сотрудников.

 

Проваленная кампания: как бизнесу исполнить требования об обязательной вакцинации

В начале июля ассоциация «Русбренд» (объединяет PepsiCo, Nestle, Unilever, Procter & Gamble и др.) попросила Сергея Собянина продлить дедлайн до 15 августа или отсрочить введение санкций, ссылаясь на очереди в пунктах вакцинации и перебои с поставками вакцины. Также в начале июля общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Москвы и основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба» Сергей Миронов направил письмо в управление Роспотребнадзора по Москве с просьбой не применять до 1 августа санкций к тем рестораторам, которые не могут уложиться в срок «по независящим от них причинам». В разговоре с Forbes Миронов допустил, что власти все еще могут принять решение не наказывать бизнес в первые две недели после 15 июля. «Я очень на это рассчитываю», — заявил он.

 

13 июля «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Минпромторга писал, что продовольственные сети в Москве успели вакцинировать 25% работников, непродовольственные — 45%, те же показатели в Московской области — 28% и 42%, в целом по стране — около 5% и 27,5% соответственно. По данным «Коммерсанта», на фоне низких показателей в Минпромторге рассматривают возможность просить региональные власти сдвинуть сроки.

«Трагедия произвела сильное впечатление на всех»

Еще один источник Forbes на рынке онлайн-торговли утверждает, что темпы вакцинации сотрудников заметно выросли в первую неделю июля, однако примерно тогда же начались перебои с коммерческими поставками вакцины. Сейчас доступность вакцины для нужд бизнеса стабильная, говорит он.

Источник Forbes в одном из сервисов доставки еды утверждает, что в компании привиты примерно 30% сотрудников, включая курьеров. По его словам, этот показатель примерно аналогичен у всех сервисов доставки. Однако агрегаторы доставки еды и такси не обязаны прививать курьеров и водителей, если они не заключают договоры с каждым из них, а пользуются услугами компаний-подрядчиков. «Если у агрегатора такси договоры с таксопарками, а таксопарки работают с таксистами, тогда таксопарк отвечает за то, чтобы нужный процент был привит», — объясняет ведущий эксперт «Актион Право» Евгений Крылов.

 

В сети магазинов одежды Baon привиты около половины сотрудников, утверждает президент компании Илья Ярошенко. Он отмечает, что темп вакцинации мог быть выше, если бы не нехватка вакцин, недоверие к ней и большие очереди. «Но сейчас все делается для того, чтобы у людей не осталось шансов не привиться. И это считаю правильным», — резюмирует он.

Пылающий костер споров: законно ли требование власти о всеобщей вакцинации россиян

В сети фитнес-клубов Alex Fitness «уже давно» привились 60% сотрудников, рассказывает Forbes директор по маркетингу сети Андрей Потанин. «Мы проводили вакцинацию прямо в клубах: договаривались с профильной организацией, и либо к нам приезжали мобильные пункты, либо мы оборудовали кабинет, где можно было сделать прививку, — рассказывает он. — Большинство сотрудников без проблем согласились». Вакцинацию первым компонентом в компании проводят в два этапа: первый прошел 6 июля, второй запланирован на 15 июля.

Показателя в 60% привитых также добились в московском отделении спортивной школы I Love Supersport, где агитировали вакцинироваться начиная с зимы, утверждает в разговоре с Forbes ее основатель Максим Журило. «Чтобы узнать число вакцинированных, мы проводили внутренние опросы в [корпоративном мессенджере] Slack. Сначала мы опрашивали людей анонимно, а потом отдел кадров попросил сделать открытое голосование», — рассказывает он.

Журило признает, что в компании остаются люди, которые боятся вакцины. «Это происходит из-за того, что коммуникационная кампания властей по поводу вакцинации была не очень внятной, и люди много чего напридумывали», — считает он. В салоне красоты LUX привились 80% сотрудников, но в то же время люди «возмущены принудительными, манипуляционными методами вакцинирования», говорит его владелица Юлия Савенкова.

 

Все сотрудники бара «Поднебесная» привились добровольно после того, как весной от ковида погиб бывший сотрудник заведения и близкий друг команды, рассказывает сооснователь бара Николай Корсаков. «На всех эта трагедия произвела сильное впечатление, — говорит он. — У нас небольшой штат — 20 человек, так что для нас этот вопрос закрыт на 100%».

«Очень надеемся, что власти пойдут навстречу»

В сети магазинов одежды Finn Flare привиты 74% сотрудников в Москве и 64% — в Подмосковье, утверждает президент компании Наталья Рясова. При этом в компании остается много вопросов о том, как предоставлять данные властям, говорит она.

Абсолютное большинство компаний на московском рынке общепита успеют вакцинировать 60% сотрудников к 15 июля, считает Сергей Миронов. «Тут больше вопросов с техническими неурядицами», — говорит ресторатор. Он рассчитывает, что в ближайшие несколько дней «все эти технические моменты как-то притрутся».

«Очевидно, что статистика необъективна»: как сильно московский общепит пострадал от введения QR-кодов

 

В числе таких неурядиц несовпадение внутренних данных компаний о численности сотрудников с информацией ФНС, которую используют власти для проверки отчетов о вакцинации. На сайте мэрии Москвы до 12 июля включительно было указано, что при расчете доли вакцинированных сотрудников «в качестве знаменателя берется общая численность работников организации по аналитическим данным ФНС России» (позднее формулировку «аналитические данные ФНС» изменили на «данные государственных информационных систем»). У некоторых компаний, опрошенных Forbes, собственные данные о численности сотрудников не совпали с данными ФНС. Например, в группе компаний «Шоколадница» утверждают, что фактическая численность сотрудников по некоторым юрлицам разнится с данными ФНС почти в два раза.

При этом первоисточником информации налоговиков о количестве работников являются сами работодатели, объясняет адвокат Forward Legal Павел Капустин: компании ежеквартально сдают в налоговые органы отчетность по НДФЛ и страховым взносам, в которой отражают сведения о фактической численности персонала. У ФНС есть данные о том, у кого компания была налоговым агентом: удерживала НДФЛ или налог на профессиональный доход, говорит ведущий эксперт «Актион Право» Евгений Крылов.

В ФНС заявили Forbes, что вопросы методики расчета сведений о численности сотрудников относятся к компетенции мэрии. Налоговая учитывает в составе расчетов по страховым взносам показатель среднесписочной численности работников. Эти данные — открытые, они публикуются в сервисе ФНС «Прозрачный бизнес», начиная с годовой отчетности за 2020 год и далее ежеквартально. «Также ежеквартально учитывается показатель числа лиц, которым выплачен доход из расчетов по форме 6-НДФЛ. В данный показатель включаются лица, получившие любой налогооблагаемый доход, а не только от трудовой деятельности», — указывают в ФНС.

Если данные не сходятся, мэрия Москвы предлагает работодателям загрузить расчет по страховым взносам на платформу i.moscow. Рассмотрение заявки занимает не более трех дней, указывают в мэрии. Опрошенные Forbes работодатели опасаются, что могут попасть под штраф или приостановку деятельности, если не успеют убедить власти в корректности собственных данных до 15 июля.

 

Как рассказывают в «Шоколаднице», в расчете по страховым взносам указаны данные по всем сотрудникам всех филиалов по стране. «А передать сведения необходимо только по Москве и области, и при загрузке общей численности по всей стране данные опять не совпадут, так как разделения по регионам в страховых отчетах нет», — разъясняют проблему в сети кофеен. Также в «Шоколаднице» загрузили на портал данные о вакцинации иностранных граждан, однако система посчитала только граждан России. В компании «очень надеются, что власти пойдут навстречу и оперативно скорректируют подгружаемые данные, чтобы избежать неразберихи и хаоса».

Расхождение данных работодателей и ФНС может иметь место, когда работники уволились после сдачи квартальной отчетности, а работодатель еще не сдал обновленную отчетность, объясняет адвокат Forward Legal Павел Капустин. По его словам, это распространенная ситуация.

Если информация расходится, Капустин рекомендует вместе со сведениями о привитых лицах представить в мэрию пояснения об уменьшении трудового коллектива. К пояснениям стоит приложить подтверждающие документы, например, заявление работника об увольнении, приказ об увольнении, соглашение о расторжении трудового или гражданско-правового договора. По словам Капустина, такие меры могут предупредить привлечение компании к административной ответственности.

«Выше всего вероятность очной проверки для организаций торговли и общепита»

При расчете доли привитых в компании считать нужно только тех сотрудников, которые работают в Москве (в том числе иностранных), даже если они трудятся удаленно, на основании договора ГПХ (гражданско-правового характера) или являются самозанятыми, объясняет управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. «Компания ваша зарегистрирована в Москве, торговлей вы занимаетесь, сотрудники у вас есть — следовательно, обеспечить уровень вакцинации вы обязаны, даже если сотрудники ваши Москву видели только на открытках», — резюмирует он. Причем один человек может быть посчитан как исполнитель по договорам ГПХ в нескольких организациях, обращает внимание на коллизию Евгений Крылов.

 

Постановление главного санитарного врача Москвы №1 от 15 июня — это главный документ в текущих условиях, но его главенство не абсолютно, говорит Иккерт. Именно перечисленные в нем категории и сроки имеют значение для работодателей в Москве в части обеспечения уровня по прививкам, «а вот отстранение от работы — это куда более сложный момент», говорит он. По мнению Иккерта, высок риск того, что в случае обращения в суд отстраненный сотрудник (то есть отправленный в отгул за свой счет или уволенный на основании отказа от вакцинации) победит.

Роструд 13 июля разъяснил, что если сотрудники отказываются привиться от коронавируса, не имея противопоказаний, — их нужно отстранять от работы без сохранения зарплаты. В ведомстве считают, что такая мера предусмотрена в ст. 76 ТК РФ, где говорится, что работодатель обязан отстранить от работы сотрудника в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. А в законе «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» сказано, что отказ от профилактических прививок может стать причиной для отстранения от работы, если ее выполнение сопряжено с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, пересказывают позицию Роструда «Известия».

Однако адвокат Forward Legal Павел Капустин считает спорной отсылку Роструда к закону «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». В отсутствие особых распоряжений уполномоченных органов государственной власти отстранять непривитых можно только от тех работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень с такими видами деятельности пока не касается ни общепита, ни ретейла, ни сферы услуг. «При наличии акта, содержащего требование об отстранении неиммунизированных в установленный срок сотрудников, работодателям придется этим требованиям подчиниться, — рассуждает Капустин. — Пока же такого документа нет, поэтому законность отстранения невакцинированных сотрудников выглядит сомнительной именно с точки зрения трудового права».

«Это выглядело как издевательство»: что происходит на курортах Краснодарского края из-за ковидных ограничений

 

Скорее всего, контролировать исполнение постановление об обязательной вакцинации будут сотрудники управления Роспотребнадзора по городу Москве, которые начнут проводить внеплановые проверки, объясняет Павел Иккерт. Проверяющие, вероятно, будут запрашивать сведения дистанционно, а выездные проверки скорее будут проводить адресно, если есть основания полагать, что в конкретной организации нарушаются требования постановления (то есть оно игнорируется, не исполняется в срок либо сведения недостоверны).

Иккерт считает, что такие выездные проверки не будут носить массового характера, поскольку это требует колоссальных ресурсов Роспотребнадзора, численность сотрудников которого ограничена. «Контроль будет проводиться в форме сплошных проверок в отношении всех работодателей», — говорили в московском оперштабе в конце июня.

Юрист и ведущий эксперт «Актион Право» Евгений Крылов считает, что мэрия может, во-первых, проверить по ОКВЭД компании, которые не отчитались о вакцинации до 15 июля. «У столичных властей должны быть данные по всем юрлицам, зарегистрированным в Москве, с их ИНН, ОГРН, ОКВЭД и другой информацией. Например, могут обратить внимание, что у организации в основном виде деятельности стоит «торговля», а отчет компания не прислала», — объясняет он.

Во-вторых, санкции грозят компаниям, которые прислали отчеты, из которых следует, что вакцинированы менее 60% сотрудников или же вакцинированных слишком мало по сравнению с общим числом работников (например, из-за медицинских отводов), считает Крылов: «Скорее всего, сначала направят требование обосновать цифры или пришлют проверяющих, которые изучат все на месте. По опыту прошлого года, выше всего вероятность очной проверки для организаций торговли и общепита».

 

Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах

Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах

Фотогалерея «Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах»
12 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости