К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

«Хамство со стороны компании»: почему массовое увольнение из пермской Xsolla было ошибкой

Фото Xsolla
Глава компании Xsolla Александр Агапитов объявил об увольнении 147 человек по итогам анализа данных о том, насколько активны они в рабочих инструментах вроде почты. Агапитов назвал их «невовлеченными» и «малопродуктивными». HR-специалисты рассказали Forbes, чем может обернуться для компании жесткое и экстравагантное поведение лидера

«Удар по репутации компании, плевок в сторону бренда», — горячится в разговоре с Forbes соосновательница рекрутингового агентства Unicorn Search Дарья Баркова. CEO компании Xsolla Александр Агапитов единоразово объявил об увольнении из компании почти 150 сотрудников. Решение он принимал по результатам работы «команды big data», которые анализировали активность сотрудников в почте, рабочих досках и других рабочих инструментах.

Новость об увольнении Агапитов сопроводил небрежной общей рассылкой с пофамильным списком уволенных. «Вы получили это письмо, потому что моя команда биг дата проанализровала ваши активности в жире, конфлюенс, гугл почте, чате, документах, дашбордах и пометила вас как невовлечные и малопродуктивные сотрудники. иными словами вы не всегда присутсвовали на рабочем месте тогда, когда работали удаленно», — написал сотрудникам Агапитов (орфография и пунктуация автора сохранены). Подлинность письма подтвердил источник, близкий к компании.

«Идет жесткий хантинг»: почему в России резко выросли спрос на IT-специалистов и их зарплаты

Реклама на Forbes

Пермяк Александр Агапитов основал Xsolla в 2005 году. Компания предоставляет разработчикам и издателям видеоигр платежные и биллинговые решения. В 2020 году ее выручка составила $67 млн, а EBITDA — $33 млн. Инвестбанк Goldman Sachs назвал Xsolla в числе 12 крупнейших глобальных цифровых компаний с российскими основателями. Сегодня штаб-квартира компании находится в Лос-Анджелесе, но большая часть ее команды работает в Перми.

Агапитов рассказал Forbes, что сообщение, которое появилось в сети, получили 147 человек из пермского офиса компании. «Я написал людям, что не хочу больше с ними работать», — сказал Агапитов. По его словам, не всех из этих сотрудников уволят, около 60 человек, скорее всего, останутся в компании. Остальные получат компенсацию в 4–6 окладов, у них также останется медицинская страховка, рассказал предприниматель. «Но это те люди, которые ничего не делали и, в принципе, ничего не изменится, если их не будет», — отметил Агапитов.

Неэтичная big data

С точки зрения HR увольнять, опираясь только на алгоритмы и большие данные, это «супернеэтично», считает соосновательница рекрутингового агентства Unicorn Search Дарья Баркова. Увольнение — это всегда про эмоции, потому что это неприятно, продолжает она, а с эмоциями должен работать человек.

Кроме того, не ясно, насколько объективно оценил сотрудников алгоритм, отмечает Баркова: «Кто-то может кодить — и это можно проверить. А если человек искал ошибку? Или искал, как создать новую архитектуру?» Вероятно, алгоритм также не учел, какой вклад уволенные сотрудники внесли в компанию ранее, считает Баркова: «Может быть, он [сотрудник] до этого создал что-то большое».

«Никто не знает реальной картины, но из сотрудников сразу сделали жертв, а из СЕО — сумасшедшего деспота», — удивляется основатель сервиса подбора IT-специалистов «Подбор» Кирилл Николаев. Он вспоминает нашумевший пост на HackerNews, где разработчик пишет о том, что удаленно работает сразу на десяти работах и ему удается «просидеть» на каждой четыре — восемь недель до увольнения.

Николаев считает, что причины для увольнений были более объективными, чем результаты анализа big data. Например, плохие результаты или реальное отсутствие на рабочем месте в то время, когда было необходимо присутствие, предполагает он.

Разошлись в показателях: почему KPI часто вредят бизнесу в долгосрочной перспективе

Для эффективной удаленки нужны инструменты контроля сотрудников, и решения на основе big data могут действительно помочь эффективно оценить уровень вовлеченности команды, считает руководитель IT-департамента рекрутинговой компании Cornerstone Максим Антонов. Но это скорее маркер для собственников бизнеса и HR-специалистов о необходимости дополнительных, превентивных мер по работе с мотивацией, а не готовый инструмент принятия решения об увольнениях, добавляет он.

Удар по бизнесу в моменте

Поскольку в Перми находится технологический хаб и центр разработки Xsolla, решение об увольнении 150 человек вызовет кадровый дефицит и может сильно затормозить развитие компании в краткосрочной перспективе, прогнозирует Максим Антонов. По его оценке, на наем 150 сильных IT-специалистов потребуется минимум полгода.

Подпорченный HR-бренд

Случившееся сильно подпортит HR-бренд Xsolla, считает Дарья Баркова. По ее мнению, из-за неприятия ситуации уволится часть оставшихся сотрудников, а кандидатов извне станет привлекать сложнее. Письмо подрывает доверие внутри компании, а вовне снижает привлекательность работодателя, поэтому искать новых сотрудников придется дольше, добавляет CEO рекрутингового агентства DigitalHR Катерина Гаврилова.

Рынок IT-специалистов — это рынок кандидатов, они любят персонализированный подход к себе, а массовое увольнение из Xsolla показало, что в компании относятся к людям как к расходному материалу, считает Баркова. Также такое непопулярное решение может спровоцировать волну недоверия со стороны текущей команды и спровоцировать дальнейшую цепочку увольнений в знак поддержки коллег, предполагает Максим Антонов.

Сотрудники, оставшиеся в Xsolla, входят в число тех, кого оставили из-за высокой эффективности, поэтому хантеры будут активнее обращаться к ним, убеждена Гаврилова: «Для них сейчас лучший момент, чтобы вести переговоры с новым работодателем».

Токсичная культура

Работодатели отбирают сотрудников, исходя из представления об их hard и soft skills, причем в последнее время «акцент делают на soft, чтобы человек вписался в культуру, был драйвовым, хотел обучаться», объясняет Баркова. «Здесь они [Xsolla] просто убивают, сильно обесценивают soft», — считает она.

Уволить людей можно было иначе, уверены HR-специалисты. «Сам посыл — это «трэш», сам формат — это ужасно. Это как расстаться с любимой женой, написать на зеркале два слова: «Пока, дорогая». Люди же вкладывали в эту компанию, верили в нее. Это просто хамство со стороны компании», — сетует Дарья Баркова. «Зачем было прикрываться алгоритмами, когда сделать то же самое можно было гораздо тише и проще?» — недоумевает Кирилл Николаев.

Мечта стартапера: какие проекты с русскоязычными основателями стали «единорогами» за последний год

Реклама на Forbes

По итогу истории с увольнением уровень тревожности в компании может возрасти, считает Катерина Гаврилова. При этом сотрудники, оставаясь в Xsolla, тем самым подтверждают, что им близка эта корпоративная культура, добавляет она.

Агапитову ближе американская бизнес-культура, где считается нормальным увольнять одним днем, рассуждает Максим Антонов. При этом для России, тем более на IT-рынке, это решение уникальное, отмечает он.

Будущее уволенных сотрудников

Каждому из 150 уволенных сотрудников станет сложнее найти работу из-за письма Агапитова с пофамильным списком, считает Катерина Гаврилова. Поскольку письмо подрывает доверие к экс-сотрудникам Xsolla на рынке, суммы в офферах могут снизиться до 30–40% от рыночных условий, ожидает она.

Тем временем уволенных сотрудников Xsolla уже пригласили на собеседования в несколько компаний, в том числе в Альфа.банк и MY.GAMES — игровое подразделение Mail.ru Group.

Уволенным из Xsolla сотрудникам стоит трудоустраиваться через два-три месяца, когда «схлынет негативный пиар», считает основательница сервиса рассылки вакансий Facancy Алена Владимирская. «​​Стоимость ваша будет выше, потому что огульный ярлык «бездельник» за это время забудется», — объясняет она. Перед этим хедхантер рекомендует уволенным сотрудникам подать в суд и трудовую инспекцию: «Получите прилично денег».

Реклама на Forbes

Сервис профориентации для детей и соцсеть с картой событий: кому дали денег на этой неделе

Сервис профориентации для детей и соцсеть с картой событий: кому дали денег на этой неделе

Фотогалерея «Сервис профориентации для детей и соцсеть с картой событий: кому дали денег на этой неделе»
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021