К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Недостойная компенсация: чем интересен коллективный иск к «Яндекс.Еде»

Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Справедливая компенсация морального вреда — больной вопрос судебной системы России, поэтому перспективы у коллективного иска к «Яндекс.Еде» пока не слишком радужные. Но ситуацию может изменить общественный интерес к делу и масштаб иска, считает партнер адвокатского бюро Asterisk Сергей Демченко

Персональные данные граждан регулярно попадают в открытый доступ или оказываются товаром на черном рынке. Найти адрес бывшей девушки или конкурента по бизнесу не составляет большого труда. А теперь можно узнать даже, сколько они тратят на еду, — 1 марта один из крупнейших сервисов доставки «Яндекс.Еда» сообщил об утечке данных тысяч пользователей и миллионов информационных строк. 

Пока гендиректор «Яндекс.Еды» лишь принес извинения пользователям. Часть клиентов это не удовлетворило, и они подали против «Яндекс.Еды» коллективный иск о взыскании компенсации морального вреда. Заявители требуют по 100 000 рублей за утечку их персональных данных. 

Персональная небрежность

Это не первый случай массовой утечки данных в России, но на данный момент это самый крупный иск от пользователей в связи с утечкой персональных данных в российской практике. Раньше жертвами сливов становились клиенты банков. Вспомним случай со Сбербанком в 2019 году, когда на черном рынке оказалась база данных с информацией 5000 владельцев карт.

 

Тогда была установлена вина работника компании, который продал данные о клиентах в даркнете. Кстати, по не такой уж впечатляющей цене — пять рублей за строку. Бывший сотрудник получил тюремный срок — два года и десять месяцев. А вот клиенты банка не получили ничего. Произошло совсем наоборот: суд обязал выплатить 25,8 млн рублей Сбербанку за нанесение ущерба деловой репутации — разумеется, за счет осужденного.

У историй Сбербанка и «Яндекс.Еды» есть одна важная общая деталь: в обоих случаях компании признали, что слив данных произошел в результате недобросовестных действий одного из сотрудников. Новые детали того, как произошла утечка, мы, вероятно, скоро узнаем. Роскомнадзор обратился в мировой суд с заявлением о привлечении к административной ответственности на основании протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 13.11 КоАП. Рассмотрение дела состоится уже 21 апреля. 

Если вина агрегатора будет доказана, компании грозит штраф от 60 000 до 100 000 рублей за нарушение законодательства в сфере персональных данных. Понятно, что для крупной компании подобные штрафы не выглядят хоть сколько-нибудь серьезно. Все инициативы по ужесточению ответственности за утечку персональных данных пока остаются без ответа. И даже если суд оштрафует сервис, как это поможет пользователям?

Коллективные страдания

Чтобы взыскать компенсацию за утечку персональных данных через суд, истцам придется доказать не только факт нарушения, но и характер и объем нравственных страданий. Недостаточно просто сообщить суду о том, что вам было неприятно увидеть свои фамилию, адрес и телефон в публичном доступе. Придется пройти сложный путь доказывания того, что из-за утечки данных для истца наступили реальные негативные последствия, которые могли выразиться, например, в болезни или распространении ложных и порочащих сведений (маловероятно, что «Яндекс.Еда» обладал таковыми). К негативным последствиям могут относиться и иные события, например квартирная кража. Однако будет крайне проблематично доказать наличие причинно-следственной связи между сливом информации и кражей.

Наконец, главный вопрос, который волнует сейчас пользователей, — это размер компенсации. Справедливая компенсация морального вреда — больной вопрос судебной системы России. Попытки взыскания происходят регулярно, особенно после громких и в чем-то похожих процессов на Западе. 

 

Так, в 2021 году пользователи TikTok обратились с коллективным иском к компании-владельцу Byte Dance в связи с нарушением закона о конфиденциальности биометрической информации штата Иллинойс. По утверждению истцов, TikTok передает биометрические данные пользователей третьим лицам. В итоге компания Byte Dance согласилась выплатить $92 млн в результате заключения мирового соглашения. Эта сумма будет распределена между двумя десятками истцов.

Однако стоит отметить, что и в развитых странах суммы не всегда столь впечатляющие. Не так давно начались выплаты пострадавшим от утечки данных из Google+ в 2018 году. Google должен выплатить $7,5 млн, но после вычета всех судебных издержек и расходов на юристов участники коллективного иска против компании получат лишь по $2,15.

В России же соответствие причиненным моральным или физическим страданиям практически никогда не адекватно причиненному вреду, а суммы компенсации морального вреда являются чисто символическими и обычно составляют не больше нескольких тысяч рублей.

По статистике, суды не оценивают высоко даже страдания обманутых дольщиков, которые годами ждут своих квартир. Например, члены семьи Фоминых, в том числе и ребенок-инвалид, получили по иску к ООО «Квартал 17 А» по 20 000 рублей компенсации за три года мытарств. Суммы чуть побольше мы можем увидеть в случаях компенсации морального вреда в связи со смертью. Согласно проведенным исследованиям, за моральные страдания из-за утраты близкого присуждают в среднем 111 000 рублей компенсации. 

Поэтому перспективы у коллективного иска к «Яндекс.Еде» не слишком радужные. Теоретически возможность взыскать компенсацию есть, но многое будет зависеть от результатов расследования, которое установит виновных в утечке. Даже если будет доказана вина компании, мало шансов, что суд удовлетворит требования истцов в полном объеме. Разве что большой общественный интерес к делу и масштаб иска принесут свои плоды. В таком случае дело станет важным прецедентом для российской практики. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+