«Эпоха консолидации»: индустрия переработки нефти оказалась в кризисе из-за России и ОПЕК

Сектор переработки нефти столкнулся с невиданным прежде кризисом, который обусловлен в первую очередь Россией и ОПЕК. Картель добился повышения цен на нефть, но спрос на конечные ее продукты так же пропорционально не вырос, что обходится НПЗ большими убытками. Сектор ждут большие изменения, и многие игроки могут трудности не пережить

Мировая индустрия переработки нефти сейчас переживает невиданный прежде кризис, пишет Bloomberg. Причина — в коронавирусе, из-за которого сильно упал спрос на нефтепродукты по всему миру. Другая причина — сделка России и ОПЕК по ограничению добычи нефти.

«Прибыль нефтеперерабатывающих предприятий совершенно катастрофическая», — приводит Bloomberg слова гендиректора одной из крупнейших энергетических компаний Европы Total Патрика Пуянне с его выступления перед инвесторами в июне. Мнение Пуянне совпадает со взглядами других топ-менеджеров, трейдеров и аналитиков, отмечает агентство. 

Люди используют не сырую нефть, а продукты ее переработки — в первую очередь, бензин, дизельное топливо, авиакеросин и побочные продукты, которые используются при производстве пластика. Экономика нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) довольно проста: покупать сырую нефть, перерабатывать и продавать получившиеся продукты. Из-за коронавируса спрос на топливо сильно упал, в том числе из-за этого упали и цены на нефть, особенно после разрыва сделки ОПЕК и России и начала ценовой войны между Россией и Саудовской Аравией. Но в апреле картель договорился о новой сделке, она помогла поднять цены на Brent с минимума в $16 до примерно $42. Но поскольку спрос на нефтепродукты остался низким, цены на бензин, дизель и керосин так же сильно не выросли, из-за чего НПЗ несут убытки. Получается, что нефтепереработчиков убивает то, что спасает всю остальную индустрию, отметил Bloomberg.

Баррель подешевеет на четверть: аналитики предсказали вторую волну падения нефтяных цен

Еще несколько недель назад положение на рынке было многообещающим: в Китае спрос почти восстановился до докризисных показателей, а другие страны, в том числе США, приступили к снятию ограничений. Но за последнее время число случаев коронавируса снова начало расти в ряде стран, и правительствам пришлось либо уже ввести карантин заново (пусть и частично или только на локальном уровне), либо готовиться к нему. В США число новых случаев выросло до рекордных значений, причем новыми эпицентрами стали штаты, которые потребляют больше всего топлива — Техас, Калифорния и Флорида, пишет Bloomberg. «Самый главный страх нефтеперерабатывающих заводов — возрождение вируса и новая серия карантинов по всему миру, которая вновь существенно повлияет на спрос», — заявил президент консалтинговой компании Lipow Oil Associates Энди Липоу.

Китайские компании задумались о создании крупнейшего в мире покупателя нефти

Лето обычно хороший период для нефтепереработчиков, потому что спрос на нефтепродукты растет из-за большого числа людей, отправляющихся в отпуск. В этом году это происходит в куда меньших масштабах. Если спрос на бензин и дизельное топливо почти вернулся на докризисный уровень, то спрос на авиакеросин остается примерно таким же низким, как во время повсеместного карантина: страны только начали открывать границы и допускать международные рейсы. В некоторых европейских странах спрос на авиатопливо колеблется на уровне 10-20% от докризисного, сообщил Bloomberg.

По этой причине НПЗ начинают перерабатывать авиатопливо в дополнительный бензин. Увеличивается предложение — цена как следствие падает и на бензин тоже. «Сейчас спрос на бензин еле держит некоторые заводы на плаву. Учитывая смещение от производства авиатоплива к производству бензина, это создает еще больше сложностей для поставки продуктов», — отметил глава отдела сырой нефти консалтинговой компании Energy Aspects Ltd. Стивен Вулфи.

WSJ узнала об угрозах саудовцев начать новую ценовую войну на рынке нефти

В результате НПЗ теряют деньги на переработке нефти. Условная разница в цене между сырой нефтью и получающимся бензином и сопутствующими продуктами упала до самого низкого уровня для лета с 2010 года, утверждает Bloomberg. То, что случится с индустрией в этот критический момент, будет иметь последствия и для других участников энергетического сектора. На заводах стоимостью в несколько миллиардов долларов работают тысячи людей, и грозит волна закрытий и банкротств, поясняет агентство. «Мы полагаем, что вступаем в «эпоху консолидации» в нефтеперерабатывающей индустрии», — цитирует оно аналитика Goldman Sachs Нихила Бхандари.

Оракул перемен: чем известен аналитик Генри Гроуп, которому доверяет Герман Греф

«Прибыль от нефтепереработки в следующие пять лет будет меньше, чем средняя за пять прошлых лет, и особенно сложной будет ситуация в Европе. Мы и так думали, что сектору предстоит тяжелое время, теперь мы в этом убеждены еще больше», — заявил вице-президент по нефтяным рынкам консалтинговой компании IHS Markit Спенсер Уэлш. Суммарная выручка сектора в этом году упадет до всего лишь $40 млрд, хотя в 2018-м было $130 млрд, приводит Bloomberg оценку консалтинговой компании Wood Mackenzie Ltd.

По мнению Bloomberg, разориться в первую очередь могут НПЗ в развитых странах, потому что в развивающихся возникло много новых игроков, строятся новые заводы, а в тех странах за счет модернизации экономик обеспечивается и высокий спрос.

Фото AP/TASS

Дополнительные материалы

Короли бури: самые устойчивые к коронавирусу участники рейтинга Forbes