К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

 

Расходы государства в 2020 году стали максимальными для России за 30 лет


Госрасходы России в реальном выражении в прошлом году оказались рекордными с начала 1990-х годов. На фоне дополнительных антикризисных трат федеральные расходы выросли на 25% по сравнению с 2019 годом

В 2020 году расходы консолидированного бюджета России, в том числе трех внебюджетных фондов, составили рекордную за последние 30 лет сумму в реальном выражении. Об этом пишет РБК со ссылкой на оценку ведущего научного сотрудника Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Андрея Чернявского.

В консолидированный бюджет в его расширенном понимании входят федеральный, региональные и муниципальные бюджеты и три социальных внебюджетных фонда. По оценке Счетной палаты, федеральные расходы в 2020 году увеличились на 25% по сравнению с 2019 годом на фоне дополнительных антикризисных трат правительства не менее чем на 2,9 трлн рублей. По данным Федерального казначейства, консолидированные бюджеты регионов выросли на 15%, главным образом за счет увеличения расходов на здравоохранение. Государственные расходы России в целом в 2020 году выросли до 42,15 трлн рублей, из которых 54% пришлось на расходы федерального бюджета. В 2019 году расходы федерального бюджета составили 49%. В процентном отношении к внутреннему валовому продукта (ВВП)  расширенные госрасходы в прошлом году составили 39,5%, то есть на почти 5 процентных пунктов больше, чем в среднем за 2011–2019 годы. В кризисном 2009 году, когда российский ВВП упал на 7,8%, они были выше — 41,4% ВВП. Поддержка экономики в кризис «увеличила расходы государства почти до 40% ВВП — рекордный уровень», утверждает Институт переходных экономик Банка Финляндии (BOFIT).

«Откладывать больше нельзя»: Мишустин объявил реформу системы госуправления

 

Как пояснил изданию Андрей Чернявский, по сравнению со странами Западной Европы госрасходы России в процентном отношении не очень велики. Но в тех странах развитая мощная система социальной защиты,  пенсионная система и более высокое, чем в России, налогообложение. Эксперт советует сравнивать Россию по величине бюджетных расходов с такими же, как она, развивающимися странами: Польшей, Турцией, Мексикой и другими государствами Латинской Америки. Главный экономист БКС Владимир Тихомиров отметил, что для современной России характерна жесткая фискальная политика, ей и определяются не очень высокие бюджетные расходы. Но, по словам эксперта, сдерживание расходной части бюджета это «вопрос двадцатилетней давности». Тихомиров объяснил, что к существенному сокращению расходной части бюджета привели бюджетные реформы 90-х и «нулевых» с отменой советских видов социальной помощи. «С тех пор бюджетная конструкция остается достаточно жесткой. Более того, она стала еще более жесткой с введением бюджетного правила, по которому часть нефтегазовых доходов бюджета, которые превышают заранее установленную планку, идут на накопление в резервы, а не на траты», — добавил собеседник издания.

Безнадежный тупик: почему страна богатеет, а доходы граждан падают

Заместитель главного экономиста Института международных финансов (IIF) Элина Рыбакова отметила, что с 2014 года на фоне санкций Россия накопила значительные фискальные резервы за счет стратегии «Крепость Россия» (Fortress Russia).  Аналитики IIF в февральской записке указывали, что эта стратегия приводит к низкому экономическому росту, падающим реальным доходам населения и ограничению бюджетных расходов. «Когда произошел шок, связанный с COVID-19, Россия несколько лет проходила через бюджетную консолидацию [в реальном выражении], которая включала существенное сокращение расходов на образование, здравоохранение и социальную поддержку — не только на федеральном, но и на региональном уровне», — говорится в записке IIF. Тихомиров добавил, что ограничение бюджетных расходов влияет на реальные располагаемые доходы населения. «У нас достаточно большая часть рабочей силы относится либо к бюджетникам, либо к госслужащим, 40–50% рабочей силы прямо или косвенно связано с государством», — сказал эксперт. Из данных Казначейства следует, что расходы на социальную политику (пенсии, социальные пособия и т.д.) составляют 35% консолидированных расходов государства.

Fitch оценило влияние протестов в поддержку Навального на российский бюджет

Руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина сказала, что Россия пошла по пути низкого долга без наращивания расходов, исходя из «горького опыта дефолта» 1998 года.  Такая стратегия, по ее словам,  «позволяет в трудный период временно увеличить расходы без ущерба экономике в целом». При низкой эффективности госрасходов их простое наращивание не приведет к результату — сначала надо повысить эффективность расходов (сократить коррупцию, улучшить систему госзакупок, сделать процессы более прозрачными) и только потом можно будет «достаточно безболезненно» увеличивать расходы, отметила Суслина. Ведущий аналитик рейтингового агентства S&P Global по суверенным рейтингам стран СНГ Карен Вартапетов считает, что при нынешнем запасе прочности в госфинансах Россия могла бы расходовать больше. «Другое дело, на какой срок и какой ценой», — рассуждает он. «Скорее, вопрос в структуре и эффективности расходов, а здесь и само правительство говорит о необходимости повышения доли расходов на человеческий капитал и резервах по повышению эффективности расходов», — добавил эксперт.

Изъять 1,7 трлн рублей: сколько российский бюджет может получить от балансировки налоговой системы

В Минфине отмечают, что именно взвешенная бюджетная политика последних лет позволила «создать запас прочности и справиться с вызовами 2020 года». Пресс-служба министерства сообщила, что в 2020 году Россия вошла в число лидеров среди стран G20 по эффективности антикризисного пакета.  По словам представителя Минфина, по мере восстановления экономики предусматривается нормализация бюджетной политики с одновременным восстановлением деловой активности за пределами нефтегазового сектора. «Особый акцент будет сделан на достижении национальных целей развития и выполнении послания президента Федеральному собранию», — указали в Минфине. С 2021 года госрасходы должны постепенно нормализоваться на фоне ожидаемого восстановления экономической активности: расходы бюджетной системы в 2021 году должны сократиться примерно до 37% ВВП и до 35% — в 2022–2023 годах, следовало из Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина. По уровню госдолга федерального центра и регионов Россия занимает одно из самых низких мест в мире — около 20% ВВП. При этом в  2020 году этот долг вырос на 5,4 трлн рублей. Наращивать государственный долг такими же темпами, как в предстоящие годы, не планируется, отметили в Минфине. Там добавили, что безопасный уровень госдолга предполагает «разумную стоимость обслуживания, которая не снижает доступность кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета, а также сбалансированную структуру без пиков платежей». Расходы на обслуживание федерального долга вырастут в 2021 году с 0,8 до 1,2% ВВП.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+