«Сбер» купил разработчика «Ё-мобиля»

Сбербанк приобрел 100% компании «Ё-инжиниринг», которая разрабатывала гибрид «Ё-мобиль». В его создание инвестировал миллиардер Михаил Прохоров. Проект выпустил четыре машины, после чего Прохоров от его развития отказался

«Сбер» выкупил 100% компании «Ё-инжиниринг», которая разрабатывала российский гибрид «Ё-мобиль»,  у белорусской «Кейджи Импэкс». После отказа миллиардера Михаила Прохорова от проекта в 2014 году, команда главного конструктора «Ё-мобиля» Андрея Гинзбурга работала над белорусским электромобилем, теперь на нее рассчитывают в SberAutoTech, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на Сбербанк, данные о закрытии сделки и экспертов. 

По данным данных «СПАРК-Интерфакс», Сбербанк через дочернее ООО «Цифровые активы» приобрел у белорусской «Кейджи Импэкс» 100% ООО «Ё-инжиниринг». В Сбербанке газете подтвердили закрытие сделки, сумма инвестиций не раскрывается. Как пояснили в банке, компетенции команды «Ё-инжиниринга» понадобятся для развития направлений Sber Automotive Technologies (SberAutoTech), разработки платформы для автономных средств передвижения, беспилотных автомобилей и технологий. Ранее в SberAutoTech перешла часть команды «Яндекса», которая отвечала за создание экосистемы для автомобилей. В конце 2020 года компания запустила в Москве тестирование первой серии беспилотников на базе Kia Ceed.

В то же время «Ведомости» сообщали, что совместное предприятие «Сбера» и Cognitive Technologies заморозило проект Cognitive Pilot, сославшись на отсутствие необходимого госрегулирования. «Сбер» тогда сообщил, что подразделение SberAutoTech продолжает заниматься разработкой беспилотных автомобилей самостоятельно. 

Проект «Сбера» и Cognitive Technologies отложил создание автопилота для транспорта

С 2010 года «Ё-инжиниринг» занималась разработкой для проекта гибридного автомобиля «Ё-мобиль». Журнал «За рулем» называл владельцем «Кейджи Импэкс», которой в последние годы принадлежала «Ё-инжиниринг», Андрея Гинзбурга. Гинзбург возглавлял «Ё-Авто», работал над «Ё-мобилем», был главным конструктором проекта. Создание российского гибридного автомобиля инициировал Михаил Прохоров, вложения в его разработку оценивались в €150 млн. В апреле 2014 года группа ОНЭКСИМ Прохорова отказалась от проекта. Основная часть документации по «Ё-мобилю» за €1 была передана НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). До серийного выпуска машины дело не дошло, а четыре собранных экземпляра ё-Crossback получили сам Прохоров, Владимир Жириновский, неназванный адресат и компания-разработчик. С 2017 года «Кейджи Импэкс» участвует в проекте белорусского электромобиля на базе Geely. По тендеру компания разрабатывала «систему управления движением образца, схемы ее согласования с электроприводом и батареей». Последний анонсированный проект — разработка «полностью электрических» мотоциклов Punch.

«Мы чувствуем себя супергероями»: Сбербанк нашел партнера на рынке беспилотников

Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов отметил, что «Ё-мобиль» был хорошим маркетинговым ходом, а для создания машины нужны опытные инженеры из крупных концернов. Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов добавил, что партнерство с Cognitive развивалось в рамках концепции возможности перехода с третьего уровня автономности (driver assistant) на четвертый, которую отрицают игроки вроде «Яндекса», Waymo и другие. Ряд собеседников газеты увидели в действиях «Сбера» недостаточное понимание перспектив и deep pockets problem («синдром избытка средств»). Дмитрий Бабанский из SBS Consulting считает, что «Сбер» активно развивает логистические направления, беспилотники — «перспективное в долгосрочном плане решение логистических задач, особенно в грузоперевозках», а «Ё-мобиль» «скорее нужен для формирования компетенций». Электротранспорт при нынешней стоимости батарей может быть только коммерческим, отмечают эксперты. Коммерческое применение беспилотников собеседники в автопроме называют более перспективным в ближайшие годы из-за того, что возможность участия такого транспорта в общих потоках ограничена.