К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Куратор ЦУР заявил об угрозе шантажа со стороны глобальных интернет-платформ


Близкий к Кремлю «Диалог» заявил о рисках шантажа властей IT-корпорациями и призвал подготовиться к ответным мерам на случай их вмешательства в российскую информационную повестку. Примером такого шантажа и вмешательства АНО назвала блокировку австралийских медиа в Facebook во время обсуждения закона о плате за местный новостной контент

Близкое к администрации президента АНО «Диалог» предложило подготовить сценарии «ответных действий» на возможный шантаж государства со стороны международных интернет-корпораций и их вмешательство в российскую информповестку. В качестве примера шантажа со стороны IT-гигантов организация привела блокировку в Facebook австралийских СМИ. Об этом сообщает РБК со ссылкой на презентацию АНО.

АНО «Диалог» была создана в 2019 году Департаментом информационных технологий Москвы, позже организация стала курировать развитие «платформ обратной связи» по всей стране. В 2020 году «дочерняя» АНО «Диалог Регионы» получила субсидию 23,1 млрд рублей на создание центров управления регионами (ЦУР) для онлайн-коммуникации россиян с местной властью и контроля за негативными отзывами в соцсетях. Гендиректором АНО в прошлом году стал Алексей Гореславский, работавший ранее заместителем начальника управления по общественным проектам в администрации президента, где отвечал за интернет-проекты. Сам Гореславский сказал РБК, что АНО «является российским центром компетенций в области интернет-коммуникаций и повсеместный процесс цифровизации находится в фокусе ее постоянного внимания». «Мы проводим анализ в интересах общества, далеко не всегда есть какой-то конкретный заказчик, нам самим важно показывать обществу объективную ситуацию с защитой прав граждан в цифровой среде по всему миру», — рассказал он в ответ на вопрос, куда будут направлены результаты исследования, представленного в презентации.

Австралия приняла закон о плате интернет-платформ за новостной контент

 

В презентации «Диалога» приводится в качестве примера «уникальный прецедент» конфликта Facebook с австралийским правительством. Исследователи оценили его как прямую «конфронтацию между транснациональной корпорацией и государственной властью конкретного государства», при которой «корпорация решилась на использование массовой блокировки контента в качестве инструмента шантажа». «Хотя в данном случае конфликт был обусловлен коммерческим спором, нельзя исключать, что в будущем Facebook, Google или другие подобные корпорации не будут использовать аналогичные инструменты давления в случае конфликтов, вызванных политическими или социальными противоречиями», — отмечают авторы исследования.

Facebook вернет удаленные из-за нового закона новости СМИ в Австралии

 

Власти Австралии планировали обязать технологические компании платить местным СМИ за размещение новостного контента на своих платформах. Facebook выступил против и в феврале 2021 года заблокировал все публикации местных СМИ. Позже стороны достигли соглашения. По словам гендиректора Института исследований интернета Карена Казаряна, конфликты, подобные ситуации в Австралии, должны решаться с помощью общепринятых основ международного права. «Однако сейчас, напротив, каждое государство пытается распространить свое регулирование на иностранные компании. Это ни к чему хорошему не приведет, и рано или поздно столкновение юрисдикций станет более заметным», —  сказал Казарян.

Европа может заставить Google и Facebook платить СМИ за новости

В исследовании отмечается, что Россия «последовательно придерживается политики выстраивания суверенного интернет-пространства». Авторы исследования напомнили, что на заседании президентского Совета по правам человека (СПЧ) в конце 2020 года была поставлена задача «встраивания зарубежных IТ-гигантов в российское правовое поле» и заявлено, что иностранные компании для легальной работы должны иметь российские юридические представительства. «Это требование позволит контролировать сбор иностранными платформами персональных данных российских граждан и принимать ответные меры на попытки из-за рубежа незаконно повлиять на формирование российского информационного поля», — отмечают авторы исследования.

 

Госдума приняла закон о «приземлении» иностранных IT-гигантов

В четверг, 17 июня, Госдума приняла в третьем чтении законопроект о «приземлении» иностранных IT-компаний. Он предусматривает, что иностранные IТ-компании, имеющие более 500 000 пользователей в сутки, распространяющие контент на языках России или зарабатывающие за счет отечественной аудитории, должны с 1 января 2022 года создать в стране филиал, представительство или юрлицо. Созданная структурная единица должна будет рассматривать обращения россиян, исполнять решения судов и государственных органов, ограничивать доступ к запрещенной в России информации.

Хинштейн назвал подпадающие под «приземление» IT-компании

Эксперты АНО отмечают, что цифровые угрозы (кибермошенничество, унижения и преследование человека в Сети, разглашение персональных данных или переписки без согласия второй стороны, распространение дезинформации, экстремистской риторики и панических настроений) могут привести к значительным негативным последствиям в офлайне. Регулирование интернет-коммуникаций в этих условиях становится «одним из важнейших направлений внутренней политики». «Оперативная коррекция государственной политики с учетом мнения граждан способствует формированию у них доверия в отношении государственных структур», — говорится в презентации. По мнению же Карена Казаряна, отдельное регулирование для такого рода угроз в Сети не нужно: «Проблема, конечно, существует, но она существует в принципе, не только в интернете. У нас дела по статье о доведении до самоубийства почти не возбуждаются и не доходят до конца, потому что собрать доказательную базу по ним очень сложно. Что уж говорить о подобных киберпреступлениях».

Верховный суд уточнил порядок наказания за фейки о коронавирусе

 

АНО также указало на «необходимость противодействия распространению дезинформации, особенно в условиях катастрофы или пандемии». В Таиланде и Сингапуре под фейками помимо прочего подразумеваются сообщения, подрывающие имидж государственных институтов, говорится в презентации, а Россия в регулировании распространения контента Россия «следует общемировым трендам». В 2019 году Госдума приняла закон о наказании за распространение недостоверной общественно значимой информации. В исследовании он назван «относительно мягким»: «он не запрещает высказывать критические мнения (в том числе и в отношении государственных служащих или институтов), суждения или точку зрения, отличную от официальной». Впервые штраф в размере 200 000 рублей за нарушение этого закона получил издательский дом «Момент истины», разместивший ссылки на несколько видеороликов на YouTube, один из которых назывался «Срочно! В России готовит революцию Майдан». «Диалог» также отметил «взвешенный подход российского государства в отношении проблемы конфиденциальности»: пользователям разрешено использовать в частной переписке, не затрагивающей гостайну, несертифицированные средства шифрования.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+