Сила искусства: самые дорогие работы в коллекциях российских бизнесменов

По статистике международных аукционных домов, российские покупатели по объему своих трат занимают 11-е место. Гораздо больше искусства на аукционах покупают в США, Китае, Великобритании, Германии, Франции. Но, проигрывая в массовости, российские коллекционеры демонстрируют невероятную целеустремленность и решительность в борьбе за избранный ими лот.
Аукционный дом Sotheby’s как минимум трижды отменял торги, реализуя право продавца принять доаукцинное предложение российского покупателя. Весной 2004 года в Нью-Йорке коллекцию изделий Фаберже из собрания семьи Форбс купил Виктор Вексельберг. По оценкам экспертов, сумма сделки составила около $100 млн. Коллекция вошла в собрание Музея Фаберже, открытого фондом Виктора Вексельберга «Связь времен» в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга. В 2007 году коллекцию Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской купил до торгов Алишер Усманов. Эксперты оценивают сделку в $80 млн, коллекция выставлена в Константиновском дворце Санкт-Петербурга. В 2013 году Вячеслав Кантор совместно с Петром Авеном купили до торгов в режиме частной сделки картину Роберта Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая». По мнению экспертов, они заплатили за работу около $10 млн. Самые крупные покупки на аукционах, сделанные российскими предпринимателями за последние 10 лет — в галерее Forbes Life.
Фрэнсис Бэкон, «Триптих», 1976
Покупатель: Роман Абрамович
Аукцион: Sotheby's, 2008
Сумма: $86 281 000
У триптиха прекрасный провенанс — единственный владелец в 1977 году купил его в лондонской галерее Marlborough — и внушительная выставочная история. Впервые в январе 1977-го триптих был выставлен в парижской галерее Клода Бернара на выставке свежих работ Фрэнсиса Бэкона, оттуда уехал на 6-ю documenta в Касселе, затем в Мадрид и Барселону. В 1985 году появился в ретроспективе Бэкона, которая началась в лондонской Tate, затем гастролировал по Европе. В ноябре 1988 года был выставлен в Третьяковке в Москве, в 1990 в Лувре в Париже. Совершил большое американское турне, а в 2006-м выставлялся в галерее Ларри Гагосяна в Лондоне.
Клод Моне, «Пруд с кувшинками», 1919
Покупатель: Андрей Мельниченко
Аукцион: Christie's, 2008
Сумма: £40 921 250
Гигантские кувшинки Клод Моне начал писать в 1914 году к выставке — сейчас это фризы в Музее Оранжери в Париже. Максимально приближаясь к абстракции, экспериментируя с цветом и светом (для своего пруда в Живерни художник выписывал особенные гибридные сорта кувшинок необычных цветов), Моне надолго опережает свое время — сейчас его поздние кувшинки мировые музеи выставляют вместе с абстракциями Марка Ротко. Эту работу Моне подписал в 1919 году и продал вместе с тремя другими «кувшинками». Сейчас одна картина из этой серии находится в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке, другая продана на Christie’s за $12 млн в 1992 году, третья была разрезана на две части, а четвертая работа оказалась в коллекции Андрея Мельниченко.
Василий Кандинский, «Резкий и мягкий», 1932
Покупатель: Леонид Михельсон
Аукцион: Sotheby's, 2009
Сумма: $10 610 500
Работа входила в собрание музея Гуггенхайма с 1949 по 1965 год, затем была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 1964 году.
Фрэнсис Бэкон, «Эскиз к портрету», 1953
Покупатель: Леонид Михельсон
Аукцион: Christie's, 2011
Сумма: $28 765 614
Работа выставлялась с 1954 года, побывала с выставками в в крупнейших мировых музеях в Мадриде, Цюрихе, Нью-Йорке, Токио, Киото. С 1984 года работа была в собственности лондонской галереи Malborough Fine Art, откуда поступила на торги Сhristie’s.
Константин Бранкузи, «Первый крик», 1917
Покупатель: Леонид Михельсон
Аукцион: Christie's, 2011
Сумма: $14 866 500
Бронзовая головка плачущего младенца, подписанная Бранкузи, вероятно, побывала на многих прижизненных выставках художника и множестве посмертных, включая экспозиции в венском музее в 1920-х годах, Филадельфийском художественном музее, Музее Соломона Гуггенхайма и чикагском Арт-институте. Работа сменила всего четырех обладателей, последний, владевший «Первым криком» с 1975 года, и выставил ее на торги в 2011 году.
Илья Репин, «Парижское кафе», 1875
Покупатель: Вячеслав Кантор
Аукцион: Christie's, 2011
Сумма: £4 521 250
Уже создавший к 1875 году «Бурлаков на Волге», Репин, стипендиат Академии художеств, написал в Париже картину с таким, на взгляд передвижников, скандальным сюжетом, что не посмел предлагать ее Третьякову. В результате картину в 1916 году купил швед Мартин Монсон и увез из России. Четыре поколения семьи хранили работу, затем выставили на аукцион. Третьяковка судорожно собирала деньги на покупку, но ее переиграл Вячеслав Кантор.
Василий Кандинский, «Эскиз к импровизации №8», 1909
Покупатель: Петр Авен
Аукцион: Christie's, 2012
Сумма: $23 042 500
Одна из знаковых работ в творчестве Кандинского, мечта любого музея была продана в 1950-м на аукционе Gerd Rosen в Берлине Уолтеру Шарфу, затем полотном владели доктора в Цюрихе, которые в 1960 году продали работу владельцу, который и выставил ее 50 с лишним лет спустя на аукцион.
Борис Кустодиев, «Венеция», 1913
Покупатель: Борис Минц
Аукцион: MacDougall's, 2013
Сумма: $1 222 059
Смело экспериментирующий с цветом и жанрами, как и другие его коллеги по цеху — Александр Бенуа, Лев Бакст, Константин Коровин, — Борис Кустодиев трижды писал Венецию, в 1907, 1913 и 1918, уже по памяти, годах. Работу отличает эмоциональная сила и виртуозное исполнение. В 1968 году «Венеция» была показана на выставке Кустодиева в Академии художеств в Ленинграде, а год спустя была опубликована в каталоге издательства «Искусство». В 60-70-е годы прошлого века входила в собрание ленинградского коллекционера Мандельштама. На аукцион была выставлена частным европейским коллекционером.
Георгий Нисский, «Над снегами», 1964
Покупатель: Алексей Ананьев
Аукцион: Sotheby's, 2014
Сумма: $2 952 755
Первая работа Георгия Нисского, выставленная на аукцион. Считается одной из лучших картин автора, ученика Ильи Древина и Роберта Фалька, последователя Александра Дейнеки, одного из основоположников «сурового стиля». Более ранний вариант «Над снегами» находится в собрании Государственного русского музея. После многочисленных дискуссий установлено, что самолет, изображенный на полотне — ТУ-104.
Георгий Гурьянов, «Без названия», 1990
Покупатель: Антон Абугов
Аукцион: Sotheby's, 2016
Сумма: £143 000
Звезда Санкт-Петербурга 1990-х, барабанщик группы «Кино», эстет и красавец Георгий Гурьянов был признан при жизни, но большой коммерческий успех пришел к художнику посмертно. Автопортрет Георгия Гурьянова, проданный на лондонских торгах Sotheby’s за £143 000, стал самой дорогой работой российского художника в 2016 году.