«Друг Путина» миллиардер Геннадий Тимченко создает строительный мегахолдинг

Forbes
Игорь Терентьев Forbes Contributor, Ирина Малкова Forbes Contributor
Геннадий Тимченко Геннадий Тимченко фото Дмитрия Тернового для Forbes
Суммарная выручка компаний группы превышает $6 млрд

Как стало известно Forbes, бизнесмен Геннадий Тимченко (№12 в списке богатейших россиян, оценка капитала — $9,1 млрд), сделавший состояние на торговле российской нефтью, создает строительную группу, которая станет одним из крупнейших игроков в отрасли. О планах объединить все свои активы, занятые в инфраструктурных проектах, Тимченко рассказал в интервью Forbes (интервью — читайте в ноябрьском номере журнала).

Прежде главным активом Тимченко был основанный им нефтетрейдер Gunvor. С начала 2000-х годов этой компании удалось стать одним из крупнейших продавцов российской нефти (по данным Reuters, до недавних пор на долю Gunvor приходилось около 40% рынка). Но с 2008 года коллекция Тимченко пополнилась целым рядом новых активов, включая акции компании «Стройтрансгаз» (около 80%), крупного строительного подрядчика «Газпрома». Правда, к моменту покупки доля «газовых контрактов» в выручке «Стройтрансгаза» не превышала 20%, а к 2010 году и вовсе упала до нуля. Теперь большую часть доходов компания зарабатывает в российской электроэнергетике и на выполнении зарубежных контрактов.

С конца 2011 года Тимченко стал скупать строительные компании. Он приобрел 25% акций группы АРКС. Эта компания занимается инфраструктурным строительством в Москве и Подмосковье; в числе ее объектов — Лефортовский тоннель на Третьем транспортном кольце столицы. В 2011 году выручка группы превысила 24 млрд рублей.

В этом году структуры Тимченко купили 25% УСК «Мост» — головной компании группы «Мост» с выручкой около 70 млрд рублей. Группа строит железнодорожные пути, автомобильные дороги, метро, мосты и тоннели; самый известный объект — мост на остров Русский во Владивостоке. «Мост» до последнего времени контролировали Владимир Костылев и Евгений Сур (подробнее о них и бизнесе читайте в расследовании Forbes «Миллиард в конце тоннеля»).

На очереди — 30% группы «Аргус» (сделка пока не закрыта), которая поставляет строительное оборудование и технику, а также участвует в строительстве трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Выручка только головной компании группы — ЗАО «Аргус Пайплайн Сервис» (недавно сменила название на ЗАО «Стройтрансгаз») — превышает 20 млрд рублей. У «Аргуса» есть контракты с «Газпромом»: это приобретение, по словам Тимченко, сделано для увеличения доли газового строительства в портфеле.

Следующий актив на покупку — акции «Энергостройинвест-холдинга», принадлежащего совладельцам Evraz Group Александру Абрамову и Александру Фролову. Компания строит электростанции, сети и другие энергетические объекты; выручка — более 27 млрд рублей. Представитель Тимченко сообщил, что переговоры продолжаются.

«Мне всегда нравились инфраструктурные компании, — объясняет покупки Тимченко. — Я захожу в компании, которые занимаются сегодня строительством трубопроводов, автомобильных дорог и железнодорожных путей, мостов, тоннелей. Теперь моя идея заключается в том, чтобы из этих активов создать одну из крупнейших строительных групп».

По словам бизнесмена, группа создается на базе «Стройтрансгаза», потому что это серьезный и известный, в том числе за рубежом, бренд. Изначально планировалось, что «Стройтрансгаз» получит доли Тимченко в других строительных активах в обмен на дополнительные акции. Но в итоге допэмиссия была оплачена деньгами. Миллиардер говорит, что его доли в компаниях будут консолидированы на отдельной структуре, какой — пока непонятно; «Стройтрансгаз», видимо, станет «зонтичным брендом». По словам представителя Тимченко, окончательная структура группы пока не оформлена, обсуждаются различные варианты.

Что известно точно — Тимченко не собирается ограничиваться блокирующими пакетами в строительных активах. «У нас везде есть опционы, наша доля будет больше», — говорит он.

Сотрудники нескольких строительных компаний рассказывали Forbes, что сделки Тимченко по покупке блокпакетов были безденежными. По их версии, эти активы влиятельный бизнесмен получил в обмен на гарантии обеспечить купленные компании госконтрактами. К примеру, группа АРКС за последний год выиграла три крупных дорожных подряда в Москве на сумму более 37 млрд рублей. Тимченко отрицает подобные договоренности: «Все сделки были рыночными. За все активы деньги уплачены или сразу, или в рассрочку».

По расчетам Forbes, совокупная выручка компаний группы (с учетом «Энергостройинвест-холдинга») составляет около 200 млрд рублей. Это будет третий по размеру игрок в строительной отрасли после «Стройгазконсалтинга» Зияда Манасира (333 млрд рублей) и «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга (245 млрд рублей). Кроме того, холдинг Тимченко — один из крупнейших государственных подрядчиков. По оценке Forbes, за четыре последних года строительные компании миллиардера получили контракты на сумму более 230 млрд рублей (у Ротенберга и здесь преимущество — 889 млрд рублей).

Тимченко неоднократно обвиняли в том, что быстрый рост его бизнеса в 2000-х обусловлен давним знакомством с президентом Владимиром Путиным. Миллиардер называет такие обвинения враньем и не собирается отказываться от государственных контрактов. «Вы хотите, чтобы мы не участвовали в конкурсах, потому что это государственные деньги? Почему-то у прессы и критиков возникает сомнение, что мы честно отработаем. — говорит Тимченко. — И кто тогда будет строить? У нас профессиональные компании, они работают эффективно и для государства, и для акционеров».

Новости партнеров