К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Улыбка совы и охота паука: лучшие фотографии диких животных на выставке в Москве

Фото Юрия Долганова
Фото Юрия Долганова
Более 400 фотографий диких животных представлены на фестивале «Первозданная Россия», который проходит в «Манеже» с 6 февраля по 5 марта. Биолог и писатель-натуралист Илья Гомыранов рассказывает о десяти снимках, ради которых стоит прийти на выставку

Фестиваль «Первозданная Россия», посвященный фотографиям дикой природы, проходит с 2013 года. Работы для выставки может предложить любой желающий. Главное условие — снимки должны быть сделаны на территории России и обладать высоким техническим и художественным уровнем. Темами 2026 года стали заповедные территории страны, волонтерство и этичные съемки. В этом году площадка мероприятия — Центральный выставочный зал «Манеж» в Москве.

Баргузинский соболь (Бурятия)
Мурзаханов Артур·Пресс-служба Первозданной России

Баргузинский соболь (Бурятия)

Один из самых известных и редких подвидов соболя.  Его густой, мягкий мех с характерным темно-коричневым оттенком считался одним из лучших в мире. Из-за меха в начале XX века соболь оказался на грани исчезновения: охота ради дорогого трофея резко сократила численность животных. Чтобы сохранить соболя, в 1916 году был создан первый российский заповедник — Баргузинский.  На его территории запретили охоту на зверька, ограничили вмешательство человека и начали наблюдения за состоянием популяции. По сути, это был один из первых примеров научно обоснованной охраны животного мира в стране. Со временем численность соболя восстановилась: с 30 особей в 1930 до 2630 в 2023-м.

В кадр попало сразу два зверька, и это большая удача для автора, ведь соболь ведет преимущественно одиночный образ жизни.

Слепыш (Белгородская область)
Веревченко Михаил·Пресс-служба Первозданной России

Слепыш (Белгородская область)

Этот грызун большую часть жизни проводит под землей. Его глаза сильно уменьшены и скрыты под кожей. В жизни слепыш полагается на обоняние, слух и чувствительность к вибрациям почвы, а его мощные резцы и крепкие мышцы позволяют рыть длинные ходы даже в плотном грунте.

Живет слепыш преимущественно в степях и лесостепях, где есть рыхлая почва и много корней, клубней и луковиц — основного корма этого грызуна. Слепыши рыхлят и перемешивают почву, улучшают ее аэрацию и, конечно же, способствуют распределению семян и органики. Несмотря на скрытный образ жизни слепыша, деятельность человека представляет для него серьезную угрозу: распашка целинных степей лишает его естественной среды обитания, строительство дорог дробит некогда единые популяции, уплотнение почвы тяжелой техникой разрушает подземные ходы, а исчезновение разнотравья оставляет зверька без кормовой базы.

«Слепыш встретился на асфальтированной дороге между деревнями. Зверек явно находился в шоковом состоянии, поэтому после очень быстрой фотосессии был отправлен в ближайшие кусты, где скрылся под землей менее чем за минуту!» — рассказал автор снимка Михаил Веревченко.

Паук-скакун (Астраханская область)
Алена Рыжева·Пресс-служба Первозданной России

Паук-скакун (Астраханская область)

Охота паука-скакуна похожа на маленький спектакль, наблюдать за которым невероятно интересно. Эти членистоногие полагаются не на сети, а на острое зрение. Два передних глаза у них огромны и работают как сверхчеткие камеры с телеобъективами. Как только паук замечает насекомое, он замирает, приседает и сжимается, а потом начинает приближаться к жертве. Перед атакой паук «прицеливается» — чуть сдвинется, приподнимет переднюю часть тела, снова застынет. В этот момент зрение позволяет ему оценивать расстояние, выбрать нужную траекторию нападения и, наконец, совершить молниеносный прыжок.

Паук способен прыгнуть на расстояние в несколько раз больше длины собственного тела и попасть точно в цель. Перед прыжком осторожный охотник страхуется: прикрепляет на то место, откуда будет совершаться прыжок, шелковую нить паутины.

Бабочка-бражник
Марина Мурашова·Пресс-служба Первозданной России

Бабочка-бражник

В кадр фотографа попался необычный бражник — языкан. Это крупная бабочка с размахом крыла от 3,8 до 5 см широко распространена в России. У насекомого есть хоботок-язык 25-28 мм, за который он и получил свое название. В отличие от других представителей своего семейства языкан ведет дневной образ жизни.

Отдыхающие на черноморском побережье часто принимают эту бабочку за колибри, и это ошибочное сравнение хорошо описывает поведение насекомого. Стремительные и мощные в полете бражники способны зависать над цветком, так же как делают и маленькие тропические птички. В этот момент их длинный свернутый в спираль хоботок под давлением внутренней жидкости — гемолимфы — раскручивается и проникает в глубину трубчатого цветка, чтобы добраться до нектара.

Болотная сова (Московская область)
Пупонин Сергей·Пресс-служба Первозданной России

Болотная сова (Московская область)

На рассвете болотная сова готовится к охоте: она разглаживает перья и наносит на них секрет копчиковой железы, обеспечивающий бесшумность полета. Этот ритуал занимает около получаса. Кадр был сделан в момент, когда птица расправляла перья на шее, создавая композицию, напоминающую улыбку.

Для сов перья — такой же важный инструмент охоты, как огромные глаза и когти. Полет этих птиц практически бесшумен, а заметить летящую сову можно разве что при прикосновении кончика крыла к уху. Дело в том, что на переднем крае маховых перьев сов есть тонкая бахрома, напоминающая гребенку. Когда сова разрезает воздух, эти зубчики разбивают поток на множество маленьких струек. Вместо одного большого вихря, который шуршит и свистит, получается мелкая рябь, которая моментально рассеивается. Кроме того, поверхность пера у совы будто покрыта мягким бархатом. Этот пушистый налет удерживает микровихри прямо у крыла и подавляет шуршание. А задний край пера слегка разлохмачен — он также закрывает воздушный поток.

Зубр (Окский заповедник)
Приваленко Наталья·Пресс-служба Первозданной России

Зубр (Окский заповедник)

В начале XX века из-за охоты и вырубки лесов зубры оказались на грани исчезновения, усугубила положение война. В итоге к 1950-м годам в дикой природе млекопитающих не осталось, сохранились единицы животных в зоопарках и частных зверинцах. Началась программа спасения вида. Зубров стали разводить, вести родословные, обменивать между питомниками, а потом возвращать в леса.

Здесь, как и в истории с баргузинским соболем, ключевую роль сыграли заповедники, среди которых Беловежская Пуща, Приокско-Террасный, Окский, Кавказский и другие. Постепенно зубры вернулись в разные регионы Европы и России. Сейчас в мире насчитывается более 12 000 животных.

Кречет (Мурманская область)
Егор Власов·Пресс-служба Первозданной России

Кречет (Мурманская область)

Когда-то кречетов называли царскими птицами: их использовали на соколиной охоте за способность переносить сильные морозы и брать крупную добычу. Кречеты отличаются от остальных соколов необычной стратегией. Во время погони хищник проводит серию атак, выматывает добычу, а затем хватает когтями. В начале XX века мощные и красивые птицы стали предметом контрабанды в арабские страны, где сохранилась традиционная соколиная охота. В результате кречетов в природе почти не осталось. 

В России вид отнесен к краснокнижным. Одной паре нужны огромные территории, птенцов бывает немного, а потеря даже нескольких птиц заметна на огромных территориях. Сегодня охрана кречетов — это прежде всего защита гнездовий, строгий контроль беспокойства в сезон размножения, защитные установки на ЛЭП и борьба с незаконным отловом.

Крапчатый суслик (Брянская область)
Харитонов Алексей·Пресс-служба Первозданной России

Крапчатый суслик (Брянская область)

Крапчатый суслик — один из самых маленьких сусликов России. Он весит около 500 грамм, а длина тела не превышает 30 см. Живут эти зверьки колониями, в которой у каждой семьи своя нора, окруженная сетью подземных ходов, тропиками в траве и обязательными постами наблюдения. При появлении опасности суслик издает резкий тревожный свист, чтобы предупредить сородичей. Зиму суслик переживает в спячке, а весной быстро входит в сезон размножения.  

Еще недавно этому виду ничего не угрожало, суслики были широко распространены. Однако освоение территорий и разрушение природных ландшафтов привело к тому, что в России сохранились лишь небольшие разрозненные колонии сусликов. В 2020 году вид внесли в Красную книгу России со статусом «сокращение численности».

Чтобы у суслика появился шанс выжить, зоологии запустили проект «Спасти самых маленьких» и создали резервную колонию из ста животных в охранной зоне заповедника «Брянский лес». Отсюда сусликов можно будет расселять в другие места.

Белый медведь (Остров Врангеля)
Зотов Станислав·Пресс-служба Первозданной России

Белый медведь (Остров Врангеля)

Тело белого медведя идеально приспособлено для жизни среди льдов. Прозрачные волоски шерсти удерживают теплый воздух, черная кожа поглощает солнечное тепло, а жесткая «щетка» шерсти на подошвах позволяет не скользить по льду. На острове Врангеля, где был сделан снимок, находится множество родовых берлог белого медведя. В отдельные сезоны в них залегают 300-500 беременных медведиц.

Самки обустраивают берлоги осенью, а зимой в них появляются слепые, размером примерно с морскую свинку, медвежата. Весной семейства покидают берлоги и уходят на морской лед, где медведица учит детенышей выживать в суровых условиях Арктики. 

Однако глобальное потепление угрожает белым медведям прежде всего сокращением площади арктического морского льда — их ключевой среды обитания. Из‑за таяния льдов медведи теряют возможность охотиться на тюленей, которые добываются только со льда, и вынуждены преодолевать большие расстояния вплавь, а также чаще остаются на суше без доступа к привычной пище. По оценкам ученых, к 2050 году популяция может сократиться на две трети, а к концу века вид рискует исчезнуть полностью.

Белка (Москва)
Долганов Юрий·Пресс-служба Первозданной России

Белка (Москва)

Город представляет для животных непривычную и агрессивную экосистему, к жизни внутри которой необходимо приспосабливаться. Звери вынуждены перестраиваться: менять маршруты, ритм дня, рацион. Даже белки в городе становятся другими. В лесу они держатся на дистанции, а в парке быстро понимают: человек — не только угроза, но и источник еды. Белки привыкают к постоянному вниманию и с ловкостью начинают им пользоваться, выходят к тропинкам и даже запоминают тех, кто чаще всего их угощает.