К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Тень прошлого: как цифровой след мешает топ-менеджерам строить карьеру

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В последние два года компании все чаще стали отказывать кандидатам на руководящие позиции или увольнять их из-за кибертени — публикаций в соцсетях, публичных высказываний и других действий в онлайн-пространстве. О том, как цифровой след вредил топ-менеджерам и можно ли его улучшить, рассказывает основательница и управляющий директор рекрутингового агентства SunPeople Executive search Наталья Шкулова

Остаться незамеченным сегодня практически невозможно — пользователь при первом же выходе в виртуальное пространство оставит там свой отпечаток. Список друзей и подписок в социальных сетях, фотографии, комментарии или посты в чужих профилях могут рассказать о человеке больше, чем ему хотелось бы. Истории о том, что руководителя не приняли на работу, потому что у него в Facebook не оказалось нужных друзей, или наоборот, слишком много подозрительных лиц, перестают вызывать улыбку. Но даже если соискатель считает, что ему нечего скрывать от корпораций, будущий работодатель все равно проверит, насколько совпадают данные резюме и цифрового профиля. 

По данным опроса HeadHunter, проведенного в марте 2019 года, 84% работодателей проверяли страницы соискателей в соцсетях перед собеседованием. Такую проверку проходили 22% кандидатов на любые позиции (включая управленцев) и 76% претендентов на руководящие позиции. В 2020 году 91% клиентов SunPeople Executive Search изучали цифровой профиль кандидата на позицию топ-уровня. Более того, в том же году наши компании-заказчики отклонили 11% представленных им резюме по причинам, связанным с цифровым следом соискателей, — например, из-за комментариев политических новостей и постов, фотографий из ночных клубов и в алкогольном опьянении, откровенных снимков в Instagram. Такого высокого процента отказов из-за кибертени, как в последние два года, не было никогда.

Фото в бане

Чаще всего причиной отказа в найме и громких увольнений становится активный цифровой след — любые осознанные действия в интернете, от постов, комментариев и лайков в блоге до поддержки петиций. Поэтому топ-менеджеру нужно ответственно относиться к тому, чем и как он делится в интернете. Конечно, высказывания о политике, гендерном неравенстве, меньшинствах, религии привлекают внимание, но к ним лучше все равно подходить с осторожностью и по возможности избегать. 

 

Практика показывает, что беспроигрышный тон сообщений — нейтральный, уважительный. Он уместен в любой ситуации. Зато отсутствие уважения к собеседникам может привести к печальным последствиям. К примеру, это стало причиной для отстранения от работы исполняющего обязанности декана экономического факультета СПбГУ Юрия Гузова. В сентябре 2021 года он проводил онлайн-встречу со студентами по поводу их обязательного участия во всероссийской переписи населения. На замечание одной из студенток об опасности работы переписчиком Гузов ответил: «Что касается криминала, то вас могут изнасиловать и через 10 минут после нашей с вами беседы». Позднее в переписке на официальной платформе университета для дистанционного обучения он назвал людей, которые идут в волонтеры, «убогими». В начале октября руководство Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) освободило его от исполнения обязанностей первого заместителя декана экономического факультета.

Правило об уважении к собеседникам касается не только официальных платформ, но и личных аккаунтов. В 2019 году первого заместителя генерального директора «Росгеологии» Руслана Горринга уволили после его стрима на платформе Twitch. В ходе трансляции, которая появилась в Telegram-канале «Медиакиллер», Горринг оскорблял других игроков, ругался матом и говорил о том, что состоит в интимной связи со своими сотрудницами. Другой пример: в октябре 2021 года известный в США футбольный тренер Джон Груден был вынужден уйти из клуба «Лас-Вегас Рэйдерс» из-за электронных писем десятилетней давности, которые всплыли в ходе расследования Национальной футбольной лиги. Выяснилось, что Груден допускал расистские, сексистские и гомофобные высказывания, когда общался с представителями футбольных клубов во время работы на телеканале ESPN. Теперь из-за давних высказываний он может стать персоной нон-грата в любом спортивном клубе.

 

Не стоит также открыто критиковать экс-руководителей или экс-работодателей в публичном поле. Это знак для рекрутеров, что соискатель может поступить так же и на новом месте работы. В 2021 году четыре наших клиента не взяли руководителей на работу в холдинги из-за их отрицательных высказываний в сети о бывших работодателях и коллегах. 

К категории нежелательных публикаций относятся и фотографии в купальниках или с оголенными частями тела, с алкогольными напитками, в ночных клубах и так далее. Работодатели предпочитают, чтобы у директоров были более серьезные профессиональные профили. С осторожностью нужно относиться и к профилям на сайтах знакомств. Как-то раз бывший работодатель, отвечая на запрос службы безопасности нашего клиента, указал в причинах увольнения кандидата «размещение фото в бане, на которые попали представители клиентов, дистрибьюторских компаний, на популярном сайте знакомств Tinder». Само собой, после такой обратной связи соискатель получил отказ.

Рекрутеры оценят, если у кандидата есть профессиональный блог с короткими постами о лучших проектах, удачах и неудачах, выходах из сложных ситуаций, а также вдумчивые и не противоречащие друг другу комментарии. Главное — согласовать с работодателем, что разрешено и запрещено публиковать в интернете, и помнить о политике конфиденциальности с предыдущих мест работы.

 

Невидимые улики

Есть и пассивный цифровой след, который мы оставляем неумышленно. К нему относятся IP-адрес устройства, история браузера, cookie-файлы. Если знать имя и фамилию владельца гаджета, эти данные дадут исчерпывающую картину о его интересах и передвижениях. 

Пассивный цифровой след тоже вполне может стать причиной увольнения. Компании так или иначе стремятся контролировать, на что именно работники, в особенности руководители, тратят рабочее время. В офисах контроль происходит с помощью камер видеонаблюдения и электронных пропускных систем, на удаленке или при гибридном графике работы — через специальные программы отслеживания. Установка подобных программ на рабочие устройства сотрудников характерна для крупных холдингов и государственных корпораций. Чаще всего они запрещают заходить на сайты развлекательного характера, интернет-магазины, соцсети, компьютерные игры, а также хранить на компьютере личную информацию и книги. 

Сам по себе контроль со стороны работодателя — это право, данное ему Трудовым кодексом РФ в статьях 22 и 56. Поэтому несоблюдение этих запретов может стать основанием для увольнения. Так, например, поступили в компании Xsolla в августе 2021 года. Руководство с помощью искусственного интеллекта проанализировало данные в рабочих сервисах компании, а по итогам анализа решило уволить 147 человек, которых сочли «невовлеченными» и «малопродуктивными» в рабочее время. 

Чистый след

Если руководитель в прошлом необдуманно разместил слишком много информации о себе или откровенные высказывания, он наверняка захочет замести следы. Для этого, во-первых, можно использовать право на забвение, которое предоставляют крупные поисковые системы. Благодаря нему пользователь может убрать из выдачи ссылки на ресурсы, где он упоминается.

Второй способ — обратиться с просьбой об удалении к операторам персональных данных, например, интернет-магазинам, сервисам доставки, соцсетям, которые собирают электронные почты или номера телефонов с именами своих пользователей. С 1 марта 2021 года любые данные, оставленные в личных профилях в соцсетях и на онлайн-площадках, считаются «общедоступными персональными данными». Теперь оператор должен получить разрешение пользователя в случае, если хочет раскрыть информацию о нем, а также удалять данные по его первому требованию, чтобы прекратить стороннее использование. Если ресурс откажется от удаления данных по требованию пользователя, на него можно подать в суд или написать жалобу в Роскомнадзор. Исключение — случаи обработки информации в государственных, общественных и иных публичных интересах. 

 

Оба инструмента помогут, но лишь отчасти. Точечное удаление информации о себе на конкретном ресурсе будет эффективным, только если знать все источники ее размещения. С каждым из них придется связываться отдельно. При этом копии могут возникнуть там, где их никто не ожидает встретить. Даже самоудаляемые материалы вроде 24-часовых сторис или исчезающих сообщений на самом деле сохраняются на серверах или в скриншотах подписчиков. Если материалы удаляются из поисковиков, они все равно остаются в интернете. Это означает, что пользователи смогут находить их по прямым ссылкам, через социальные сети и другие поисковые системы. 

Отдельного внимания заслуживают ситуации, когда знакомые или незнакомые люди выкладывают общие фотографии и видео без разрешения участников съемки. Когда материал еще не успел широко разойтись, можно сделать скриншот и письменно попросить автора удалить публикацию. Если через два-три дня публикация останется на месте, нужно обратиться в службу поддержки соцсети со скриншотом, просьбой об удалении и объяснением: «Я не давал свое согласие на публикацию. Я не хочу делиться с другими людьми своей личной жизнью». Службы поддержки обычно отвечают в течение 10—30 дней. 

Но даже эти действия не гарантируют сохранение рабочего места. В марте 2021 года практически вся медиаслужба футбольного клуба «Локомотив» вместе с ее руководителем Кириллом Брейдо была уволена из-за одной фотографии. Один из сотрудников разместил общее фото, на котором он и его коллеги запечатлены в зеленых майках с фразой нецензурного содержания. Несмотря на быстрое удаление, подписчики успели сделать скриншот, а разлетевшаяся фотография оскорбила и фанатов клуба, и его руководство. 

Очевидно, что исправить свой негативный образ в сети пока крайне непросто. В то же время полное отсутствие упоминаний руководителя в поисковиках скорее вызовет подозрение у рекрутеров, чем уважение к приватности. Поэтому с самых первых шагов в сети стоит четко продумывать свои высказывания и публиковать только ту информацию, которая не скомпрометирует ни управленца, ни его компанию. Сегодня позитивный и чистый цифровой след так же важен, как и хорошая кредитная история.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+