К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Каждый пятый сотрудник в России попросит прибавку к зарплате в ближайший квартал

Фото Антона Новодережкина / ТАСС
Фото Антона Новодережкина / ТАСС
Около 20% сотрудников российских компаний планируют инициировать разговор с работодателем о повышении своей заработной платы в ближайшие три месяца, около 30% — в ближайшие полгода, показал проведенный для Forbes опрос. Если ранее о прибавке просили менеджеры среднего звена, то сейчас — разработчики, а также руководители в IT, продукте, маркетинге и финансах

Каждый пятый сотрудник российской компании в ближайшие три месяца попросит о прибавке к заработной плате. Более 30% планируют завести разговор об этом с работодателем в ближайшие полгода. А около 15% уже инициировали такой разговор в течение прошедшего полугодия.

Закончили чтение тут

К таким выводам пришли рекрутинговая компания Benchmark Executive и деловая социальная сеть TenChat, которые провели для Forbes совместное исследование. В онлайн-опросе приняли участие более 2200 руководителей и более 10 000 сотрудников из числа клиентов и пользователей этих компаний. Он проходил с середины сентября по середину октября 2022 года.

Генеральный директор Benchmark Executive Екатерина Бахарева утверждает, что число сотрудников, которые просят повышения, в 2022 году экспоненциально не выросло в сравнении с предыдущими периодами. «Однако изменились условия рынка, соответственно, и увеличения дохода теперь просят другие специалисты — то есть произошло перераспределение внутри этой группы людей», — говорит она. По ее словам, сейчас группу «просящих повышения» составляют разработчики, а также руководители в IT, продукте, маркетинге и финансах. А ранее в эту группу входили и менеджеры среднего звена — «еще не руководители, но сильные специалисты». При этом высший менеджмент ранее в меньшей степени инициировал разговор о повышении уровня зарплаты, говорит Бахарева: «И это связано с тем, что уровень их компенсации работодатель пересматривал проактивно — то есть сам». 

 

Причиной такой переориентации эксперт считает текущую нестабильность на рынке труда. «Если ранее откликом на растущий рынок труда становился диалог о повышении заработной платы даже у крепких специалистов — по итогам закрытия финансового года в компании или по результатам квартала, — то сейчас причины повышения продиктованы реалиями на достаточно волатильном рынке труда», — объясняет она.

Согласно результатам исследования, процедуру индексации зарплаты в связи с инфляцией, достижением сотрудниками показателей эффективности и другими причинами проводят в 46% российских компаний. В большинстве таких компаний (72%) такую индексацию проводят ежегодно, в 17% — раз в полгода, а в 10% — раз в квартал или раз в месяц. В таких организациях сотрудники не инициируют разговор о повышении зарплаты, так как этот процесс регламентирован, поясняют авторы исследования. Те, кто планирует просить о прибавке, работают в компаниях, где отсутствует процедура пересмотра зарплаты, — таких в России 54%.

Больше трети (41%) сотрудников, работающих в компаниях без процедуры индексации дохода, обычно самостоятельно инициируют разговор о повышении оклада, следует из данных опроса. 23% респондентов указали, что инициативу проявляют как они самостоятельно, так и руководители. 14% ждут инициативы по поводу повышения зарплаты исключительно со стороны руководителя, а 22% не рассматривают необходимость такого диалога вовсе. Последние либо не видят причин для повышения заработной платы, либо довольны своим уровнем дохода.

Среди сотрудников, которые сами заводят разговор о повышении дохода, 83% опираются на свои достижения за прошедший период, 44% — сравнивают свою текущую заработную плату с аналогичными позициями на рынке труда, а 32% — обосновывают необходимость повышения получением более высокооплачиваемого оффера от другой компании.

По мнению Бахаревой, тренд на активное инициирование сотрудниками разговоров о повышении оплаты труда обусловлен несколькими причинами. Во-первых, часть должностей в компаниях сокращаются или упраздняются, а одному сотруднику передается больший объем задач — именно такие специалисты и инициируют разговор о повышении. Более того, сотрудники сравнивают уровень дохода на аналогичных позициях в тех компаниях, которые сменили географию пребывания и, соответственно, повысили оплату труда специалистам, готовым к переезду. «Аналогичный тренд транслируют не только сотрудники, но и их руководители: несмотря на процессы реорганизации рынка труда и сокращений в отдельных бизнесах, ценных сотрудников руководители стремятся удержать — и используют для этого в том числе материальную мотивацию», — замечает Бахарева.

 

По данным исследования Benchmark Executive и TenChat, весной 2022 года 26% компаний, в которых действует процедура индексации, провели внеплановое повышение окладов сотрудников, 16% компаний снизили размер окладов, а в более чем половине компаний (58%) размер окладов не изменился. 

Ранее Forbes писал, что большинство компаний (88%) изменили заработную плату в период с мая 2021 года по апрель 2022-го, увеличив фонды оплаты труда (ФОТ) в среднем на 8%. Это на 3 п. п. больше, чем в предыдущем году, и в полтора раза больше, чем планировали компании. При этом, согласно исследованию рекрутинговой платформы HeadHunter на апрель 2022 года, большинство компаний с начала «спецоперации»* не пересматривали ставки заработных плат. Почти каждый пятый работодатель в апреле планировал или ожидал увеличения зарплат, каждый десятый — снижения.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+