К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

IT-компании запускают бизнесы в офлайне: зачем им это нужно

Фото Агентства «Москва»
Российские технологические компании бросают вызов игрокам из ретейла, индустрии кино, перевозки пассажиров и других офлайн секторов. За последние несколько лет IT-гиганты вроде «Яндекса», Mail.ru Group и Сбера стали продавать продукты, снимать сериалы, предоставлять услуги такси и каршеринга. Это плата за высокую конкуренцию и сбор данных своих пользователей, считают аналитики

Интернет-компании будут продолжать расширять свой бизнес в офлайне, прогнозируют аналитики Goldman Sachs (GS) в записке для инвесторов «On the verge of digitalization of the economy» (есть у Forbes). Технологические игроки по всему миру уже пошатнули позиции нескольких офлайн бизнесов: этот тренд заметен в России и будет усиливаться, особенно, в электронной коммерции (e-grocery) и финтехе, отмечают авторы записки.

Какие традиционные ниши заняли российские интернет-компании и почему они были вынуждены это сделать?

Кто ушел в офлайн

Такси и общественный транспорт. уже подорвал рынок такси, в некоторой степени общественного транспорта и владения личным автомобилем, указывают аналитики GS. С 2011 года «Яндекс» начал развивать мобильный агрегатор «Яндекс. Такси», а в 2015 году приобрел разработчика софта для таксопарков «Рос.Такси». В 2017 году «Яндекс» объединился с Uber, а в 2021 году купил часть активов такси «Везет». Осенью 2017 года компания запустила свой каршеринговый сервис «Яндекс.Драйв», парк которого насчитывает 16 000 автомобилей на сегодняшний момент.

Реклама на Forbes

На рынок такси вышли и со «Сбером», которые владеют по 45% совместного предприятия «O2O Холдинг»: в него входят сервис заказа такси «Ситимобил» — игрок номер два на российском рынке, и каршеринг YouDrive. 

IT-компании идут в финтех: смогут ли они конкурировать со «Сбером» и «Тинькофф»

Ретейл. В последние несколько лет «Яндекс.Еда», Mail.ru Group и Сбербанк зашли в сегмент онлайн продовольственных магазинов, бросив вызов традиционным ретейлерам, указывают аналитики GS. «Яндекс» начал развивать этот бизнес с покупки сервиса доставки еды из ресторанов Foodfox в 2017 году. В 2019 году у компании появился сервис доставки продуктов за 15 минут «Лавка». На этом рынке продуктовым магазинам составляют конкуренцию и Mail.ru со «Сбером». В СП компаний входит сервис быстрой доставки продуктов «Самокат» и сервис доставки еды из ресторанов Delivery Club.

Теле- и киноиндустрия. «Сбер» и «Яндекс» запустили собственное производство контента и зашли на рынок телевидения и кинотеаторов. «Яндекс» в 2013 году купил сервис «Кинопоиск» за $80 млн: к новостям, рейтингам и информации о кинопремьерах на этом ресурсе IT-гигант добавил онлайн-кинотеатр. Сейчас у «Яндекса» 10 собственных сериалов, производство которых компания запустила в 2019 году.

В 2020 году единственным владельцем Rambler Group стал «Сбер». Банк купил Rambler ради видеосервиса Okko, который можно монетизировать, говорили источники Forbes. Собственный контент онлайн-кинотеатр начал производить одновременно с «Кинопоиском» — сейчас у Okko три оригинальных сериала.

Принадлежащий АФК «Системе» мобильный оператор МТС в 2020 году объявил, что займется производством сериалов вместе с продюсерской компанией Александра Цекало «Среда». Вскоре также состоялась премьера мюзикла «Шахматы», в который инвестировало подразделение МТС.

​​Вынужденный шаг

Cложно представить офлайн-бизнес без онлайн-составляющих — граница между ними стирается, говорит аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин. Крупные IT-компании, как правило, концентрируются не на выходе в офлайн, а на переводе офлайна в онлайн, отмечает он. «Нельзя сказать, что «Яндекс» или Mail.ru Group пришли в офлайн-сегмент такси, потому что они не владеют таксопарками и не нанимают к себе водителей», — считает Михайлин.

Их сервисы предоставляют платформу водителям и таксопаркам, то есть соединяют бизнес и его клиентов в онлайне, указывает он. То же самое касается, например, розничной торговли, продолжает эксперт: «Вы не можете прийти в даркстор «Самоката» и купить там продукты с полок, нужно воспользоваться приложением и быть онлайн».

Развиваться и в онлайне, и в офлайне вынуждены компании с высокой капитализацией, которые работают в сегменте b2c, говорит ведущий аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. «Как когда-то интернет-порталы хотели, чтобы пользователи никуда не уходили с их ресурса, нынешние крупные IT-компании хотят держать нас в поле досягаемости 24 часа в сутки и семь дней в неделю», — считает он. Ради этого интернет-гиганты будут доставлять еду, чтобы в это время вниманием пользователя не завладел, например, цифровой банк, рассуждает Делицын. Сегодня IT-компании вынуждены стать универсальными и заниматься всеми сферами бизнеса, чтобы вакантные ниши не заняли их конкурент, полагает аналитик.

«Яндекс» ведет разведку: как российский IT-гигант развивает интернет-торговлю и что из этого выходит

С Делицыным согласен старший аналитик по акциям «Системы Капитал» Андрей Ушаков. «Универсальные» компании имеют определенные конкурентные преимущества перед классическим офлайн-бизнесом благодаря большому объему собранных данных по своим клиентам, считает Ушаков. По его словам, большинство интернет-компаний оценивают по числу ее активных пользователей, но после того, как эта цифра достигает высокого уровня, возникает вопрос — как монетизировать эту аудиторию. Первым в списке вариантов монетизации идет продажа онлайн-контента, но в определенный момент у компаний появляются ресурсы и возможности для расширения продуктовой линейки в офлайне, отметил он.

Еще одна причина, по которой такие компании как «Яндекс» и Mail.ru Group выходят в офлайн — это борьба за данные о клиентах, отмечает Делицын. Компании все время собирают данные о своих пользователях, а доставка недорогой еды и предоставление бюджетных поездок на такси — лишь плата за информацию, которую IT-гиганты получают о своих клиентах, считает ведущий аналитик ГК «Финам». Но тренд перехода из онлайна в офлайн характерен не для всех российских технологических компаний, замечает Делицын. Например, компании «1С» и системный интегратор «Крок» остаются в своих нишах и не стремятся выходить на рынок ретейла или финтеха.

По словам Делицына, тренд на «цифровизацию» офлайн-сегментов пришел в России из-за рубежа. Одна из крупнейший компаний мира Amazon начинала как онлайн-ретейлер, а в 2017 год купила сеть супермаркетов Whole Foods. А материнская компания Google — Alphabet начинала, как и «Яндекс» с развития поиска, а сейчас вышла в транспортную отрасль (с беспилотниками Waymo), в медицину (с исследовательской компанией Verily) и другие офлайн-сегменты.

30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Фотогалерея «30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes»

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+