К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему IT-компании не платят штрафы в России и что им за это грозит

Фото Krisztian Bocsi / Bloomberg via Getty Images
Фото Krisztian Bocsi / Bloomberg via Getty Images
Российские суды уже неоднократно наказывали иностранные IT-компании за несоблюдение российского законодательства, общая сумма их штрафов в 2021 году составила 169,5 млн рублей, по данным Роскомнадзора. Сколько штрафов зарубежные компании уже оплатили, почему они делают это выборочно и какие меры к ним будут применять власти?

В четверг, 16 сентября, пресс-служба Таганского суда заявила, что если Facebook и Telegram не заплатят штрафы в течение 60 дней, то их будут взыскивать приставы. За два дня до этого этот же суд в очередной раз оштрафовал эти компании, а также Twitter за отказ удалять противоправный контент в общей сложности на 35 млн рублей. За 2021 год иностранные технологические компании получили в России штрафы на общую сумму 169,5 млн рублей. Почему они вряд ли их заплатят?

За что штрафуют

Как правило, IT-компании — как российские, так и иностранные, штрафуют за то, что они не удаляют противоправный контент — например, призывы к самоубийству для несовершеннолетних на видео или ссылки на нелегальный магазин наркотиков в поисковой выдаче и т. д. У Facebook, WhatsApp, Twitter, а также Google есть штрафы за отказ локализовать данные российских пользователей на территории страны — то есть установить в России серверы в дата-центрах, где будет храниться информация о россиянах. 

В январе Роскомнадзор заявил, что планирует оштрафовать шесть соцсетей — TikTok, «ВКонтакте», Facebook, Twitter, Instagram и YouTube — за распространение призывов к подросткам участвовать в несанкционированных акциях. Речь идет о публикациях, в которых пользователей призывали выходить на акцию в поддержку Алексея Навального 23 января 2021 года. Роскомнадзор сообщал, что уже рассмотрел большинство протоколов и штрафы за неудаление призывов к митингам уже получили «ВКонтакте» (3 млн рублей), «Одноклассники» (4 млн рублей), TikTok (2,6 млн рублей) и Twitter (8,9 млн рублей). Размер штрафов YouTube, Instagram и Facebook именно за распространение призывов к митингам неизвестен.

 

Кто платит

Прежде чем заплатить штраф, российские соцсети пытаются сначала оспорить решение суда. «ВКонтакте» заплатила 3 млн рублей по двум штрафам за неудаление призывов к митингам после того, как получила отказ по апелляции, а кассационную жалобу компании вернули без рассмотрения, рассказал Forbes представитель «ВКонтакте». Соцсеть планирует подать кассационную жалобу повторно, добавил он. «Одноклассники» также оплатили свои штрафы за те же нарушения и обжаловали их, и этот процесс еще не завершился, пояснил представитель соцсети.

Из иностранных компаний в этом году штрафы заплатили только TikTok и Google — они выплатили 2,6 млн рублей и 3,5 млн рублей соответственно, сообщила пресс-секретарь Таганского суда Москвы Зульфия Гуринчук. 

 

Google оплачивает вовремя все штрафы после того, как они вступают в законную силу, рассказал Forbes источник, близкий к компании. Это происходит спустя 10 суток после того, как компания сначала подает жалобу на решение суда, а потом апелляцию, говорит партнер юридической фирмы «Томашевская и партнеры» Роман Янковский.

В 2021 году Google оплатила только 3,5 млн рублей из 32,5 млн рублей (штраф за недостаточную фильтрацию поисковой выдачи). В пресс-службе Google отказались от комментариев.

Twitter в последний раз оплатил штраф в России в 2019 году в размере 3000 рублей за то, что не предоставил информацию о локализации данных россиян. На заседании суда представитель Twitter заявил, что у компании нет юридической обязанности отвечать на запросы Роскомнадзора, так как сервис является иностранной компанией и к нему не может применяться российское законодательство. Twitter не ответил на запрос Forbes.

 

Facebook заплатил 4 млн рублей штрафа в 2020 году за отказ от локализации данных россиян, но не оплатил штрафы за неудаление контента. Публичных сообщений о том, что Telegram платит штрафы в России, не было. 

Почему платят не все

IT-компании платят штрафы выборочно, говорит гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. По его словам, иностранные компании оплачивают штрафы, когда «есть объективное, неполитизированное нарушение законодательства». При этом зарубежные игроки не спешат платить, когда регулятор возлагает на них вину за действия пользователей.

Зарубежные компании могут позволить себе не выплачивать штрафы, потому что на территории России нет представительств или сотрудников, которых можно привлечь к ответственности, а у российских властей нет адекватных способов получить денежные средства, говорит руководитель направления «Разрешение T&IP споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. Иностранные компании не боятся потерять российский рынок, поскольку его объем незначителен в сравнении, например, с Китаем, полагает Шицле.

IT-компании не выплачивают штрафы, потому что не обязаны — ведь Роскомнадзор не может привлечь к ответственности настоящих операторов сайта, находящихся за рубежом: например, заблокировать им счета, говорит Янковский из «Томашевская и партнеры». Альтернатива штрафам — полная блокировка, но власти боятся ее применять, особенно перед выборами, считает он.

Что грозит компаниям

Если зарубежные интернет-компании продолжат нарушать требования российского законодательства, то блокировать их на территории России будут только в крайнем случае, заявил Forbes глава Минцифры Максут Шадаев. «Для нас важно, чтобы сервисы оставались доступны для пользователей. Есть много путей эффективного экономического воздействия на компании — например, при определенных условиях мы можем вводить запрет на размещение российскими компаниями рекламы на платформах злостных нарушителей», — отметил он.

 

По его словам, Минцифры исходит из того, что цель работы иностранных компаний — это прибыль. «Россия не супергигантский рынок, но в случае нарушений они рискуют потерять значимую долю выручки», — отметил Шадаев. Он добавил, что рост аудитории Telegram стал возможен «в том числе благодаря тому, что компания соглашается с частью требований по блокировке контента, запрещенного в России».

За неповиновение российским законам Роскомнадзор уже пригрозил Google, Facebook и Twitter применить оборотные штрафы (их размер зависит от выручки компании) за неудаление запрещенного контента. Сейчас, при повторном нарушении требований об удалении противоправной информации, штраф может составлять от 5% до 20% годовой выручки компании в России. 

Если IT-компании продолжат игнорировать предписания Роскомнадзора, Госдума может ужесточить законодательство об ответственности их российских менеджеров и это является одной из приоритетных задач нового созыва депутатов, написал 15 сентября в Telegram-канале комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России ее председатель Василий Пискарев.

С 1 января 2022 года вступит в силу закон о приземлении IT-компаний. Согласно ему, все иностранные IT-гиганты с аудиторией свыше 500 000 пользователей в России должны открыть официальные представительства в России. Они нужны для того, чтобы исполнять требования властей и решения судов, а также нести ответственность за нарушения российского законодательства. Если же компания проигнорирует требования закона, ей грозят санкции: запрет рекламного трафика в России и ограничение денежных переводов, замедление или полная блокировка сервиса и т. д.

 

Скорее всего, оплаченные компаниями штрафы поступают в федеральный бюджет, поскольку правонарушение было выявлено именно федеральной службой (Роскомнадзором), рассуждает Шицле. С этим согласен и Янковский, отметив, что в противном случае города или регионы получили бы слишком большие преференции за счет выплаты таких штрафов, а столичный суд рассматривает это дело потому, что в нем расположен федеральный Роскомнадзор. 

Facebook и Telegram не ответили на запрос Forbes.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости