К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Самые дорогие клубы НБА — 2020. Рейтинг Forbes

Фото AP\TASS
Фото AP\TASS
Несмотря на череду информационных скандалов, НБА остается привлекательным бизнесом для владельцев клубов. 2019-й лига запомнит в том числе благодаря сделке по продаже Михаилом Прохоровым доли в «Бруклин Нетс»

В последние несколько месяцев Национальная баскетбольная ассоциация попадает в заголовки СМИ не в самом позитивном контексте. Трагическая гибель легенды лиги Коби Брайанта, падение телевизионных рейтингов и ссора с властями Китая из-за поддержки протестов в Гонконге генеральным менеджером «Хьюстон Рокетс» Дэрилом Мори — все эти информационные поводы не добавляют оптимизма фанатам. Не говоря уж о конфликте между владельцем и болельщиками самой дорогой команды НБА «Нью-Йорк Никс», из-за чего череда неудач коллектива тянется седьмой год кряду.

Прощай, легенда: жизнь Коби Брайанта на корте и за его пределами

Тем не менее, согласно подсчетам Forbes, баскетбольный бизнес находится на пике популярности. Капитализация франшизы НБА продолжает расти: за прошлый год совокупная стоимость клубов лиги увеличилась на 14%. В среднем команда НБА сегодня оценивается в $2,12 млрд. Для сравнения, клубы Национальной футбольной лиги за год подорожали на 11%, до среднего показателя $2,86 млрд, а Главной лиги бейсбола ― на 8%, до $1,78 млрд. За десятилетие стоимость команд НБА повысилась почти вшестеро.

 

За прошлый сезон 30 клубов лиги принесли владельцам рекордный доход в объеме $8,8 млрд — на 10% больше, чем годом ранее. В текущем сезоне показатели тоже будут расти. Ожидается, что доходы от продажи билетов увеличатся на 8%. Помимо этого, росту выручки поспособствует открытие новой арены «Голден Стэйт Уорриорз» в Сан-Франциско и реставрация уже существующих арен в Бостоне, Кливленде, Филадельфии и Вашингтоне.

«Фундаментальные позиции НБА по-прежнему сильны, лигой сейчас управляют очень эффективно, ― комментирует Сэл Галатиото, президент консалтинговой фирмы Galatioto Sports Partners. ― Была пара неурядиц, но матчи остаются для фанатов отличным зрелищем и баскетбол уверенно сохраняет статус самого популярного в мире вида спорта после футбола».

 

2019 год запомнился двумя крупными сделками. Сооснователь Alibaba Джозеф Цай еще в 2018-м договорился о покупке команды «Бруклин Нетс» за $2,35 млрд в течение трех лет, но потом, уже в августе 2019-го, добавил в параметры соглашения с Михаилом Прохоровым арену «Барклайс-центр» в Бруклине. Итоговая сумма сделки достигла $3,3 млрд.

Миллиардер с невероятной интуицией: как Прохорову удается раз за разом выгодно выходить в кеш и чем он увлечен сейчас

Месяц спустя Майкл Джордан объявил о планах продать долю 20% «Шарлотт Хорнетс» инвесторам Гейбу Плоткину и Дэниелу Сандхейму. В рамках соглашения команда была оценена в $1,5 млрд, хотя в 2010 году, когда Джордан перекупил контроль над клубом, сумма составляла всего $175 млн.

 

Не обходится в баскетбольном бизнесе и без факторов вне корта. С учетом того, что за последние пять лет индекс S&P вырос на 80%, спортивные команды НБА остаются вариантом диверсификации активов для тех, кто хочет сократить долю вложений в акции. Цены на клубы растут вслед за фондовым рынком.

Покупка команды может быть отличным поводом и для налоговых каникул: согласно требованиям законодательства США, для владельцев подобных активов действует 15-летний льготный период выплаты налогов.

По расчетам Forbes, сдающие позиции «Нью-Йорк Никс» — пятый год подряд на вершине рейтинга. Их выручка выросла в отчетный период на 15%, а стоимость — до $4,6 млрд. Сразу за ними следуют «Лос-Анджелес Лейкерс» с $4,4 млрд и «Голден Стэйт Уорриорз» с $4,3 млрд. Эти три команды могут похвастаться самыми высокими доходами в НБА. Если принимать во внимание другие спортивные франшизы Северной Америки, то «Нью-Йорк Никс» по стоимости опережают лишь «Даллас Ковбойз» из Национальной футбольной лиги (НФЛ) с капитализацией $5,5 млрд. «Лос-Анджелес Лейкерс» и «Голден Стэйт Уорриорз» идут позади еще одного небаскетбольного клуба ― «Нью-Йорк Янкиз» из Главной лиги бейсбола (ГЛБ), который оценивается в $4,6 млрд.

Характерно, что спортивные команды Нью-Йорка и Лос-Анджелеса переходят к новым владельцам за суммы, многократно превышающие их выручку. Так, в 2014 году Стив Балмер выложил за «Лос-Анджелес Клипперс» 14 годовых выручек клуба, а Цай за «Бруклин Нетс» — 11. Тилман Фертитта при покупке «Хьюстон Рокетс» в 2017-м предложил бывшему владельцу всего лишь в 7 раз больше годового дохода команды.

Средняя цена баскетбольной команды впервые превышает $2 млрд, хотя еще в 2011-м ни одна франшиза лиги не дотягивала до $1 млрд.

 
КлубСтоимость, $ млнРост по сравнению с прошлым годом, %
«Нью-Йорк Никс»4 60015
«Лос-Анджелес Лейкерс»4 40019
«Голден Стэйт Уорриорз»4 30023
«Чикаго Буллз»3 20010
«Бостон Селтикс»3 10011
«Лос-Анджелес Клипперс»2 60018
«Бруклин Нетс»2 5006
«Хьюстон Рокетс»2 4758
«Даллас Маверикс»2 4007
«Торонто Рэпторс»2 10025

Тем, кто стал владельцем баскетбольного клуба десять лет назад, сильно повезло. Они хорошо заработали благодаря контракту на трансляции матчей НБА на телеканалах TNT и ESPN в размере $24 млрд. Сотрудничество началось в сезоне 2016/2017, и прибыль равномерно распределяется среди всех 30 команд.

Еще одним важным стимулом стал коллективный договор, подписанный в 2011-м. С 57% до 51% снизилась доля зарплатной ведомости в структуре доходов клубов, что и обеспечило рост прибыли всех команд. В прошлом сезоне средняя операционная прибыль каждого клуба возросла на 15%, до $70 млн. Пол десятка команд заработали по меньшей мере $100 млн, в то время как «Оклахома-Сити Тандер» единственной ушла в минус с показателем убытков в $23 млн — все из-за уплаты налога в размере $61 млн с колоссальных гонораров игрокам.

Несмотря на то, что за последние четыре года владельцы сменились только у двух клубов, благодаря аудитории НБА и перспективам выхода франшизы на зарубежные рынки приобретение команд  становится в глазах потенциальных покупателей привлекательным капиталовложением. Впрочем, пока матчи НФЛ остаются самым популярным спортивным зрелищем в США, и любая другая профессиональная лига подобным телерейтингам может лишь позавидовать. В 2019 году 41 телетрансляция из числа 50 самых просматриваемых пришлась именно на футбольные матчи.

Однако не стоит забывать о том, что в последнее время просмотр спорта все больше тяготеет к стриминговым сервисам, а значит, ключом к развитию НБА будет более молодая аудитория. Согласно данным аналитического агентства Nielsen, средний возраст зрителя НБА — 43 года, а игры НФЛ и ГЛБ интересны людям постарше ― 52 и 59 лет соответственно. Популярность НБА на стриминговых платформах в нынешнем сезоне выросла на 30%.

 

Ли Берк, руководитель консалтинговой фирмы LHB Sports, объясняет: «В текущем сезоне ситуация с рейтингами НБА получается какая-то дурацкая. Выборка проводится по ограниченному пласту зрителей. НБА ― это лига, которая работает круглый год и в которой все время что-то происходит. Следующие соглашения на трансляцию претерпят существенные изменения из-за стриминговых сервисов. Появится еще больше медиакомпаний, которые захотят показывать матчи НБА в США и других странах». Текущее соглашение с телесетями ESPN и TNT на $2,7 млрд в год истекает в сезоне 2024/2025, и Берк прогнозирует, что новая сделка будет заключена на сумму  вдвое большую.

По результатам недавнего опроса среди 2000 руководителей спортивных коммерческих организаций аналитикам MarketCast удалось определить любимые виды спорта американцев и соотнести их с возрастными группами. НФЛ более популярна у фанатов в возрасте от 35 лет и опережает НБА в соотношении 10:1. Но НБА чаще предпочитают зрители от 18 до 34 лет (41% против 38%), и просто обожают те, кому от 13 до 17, ― в этой группе НБА лидирует с показателем 57%, НФЛ далеко позади с 13%. Что касается ГЛБ, среди подростков она набрала скромные 4%.

Потенциал на международном рынке тоже выгодно отличает НБА от конкурентов, которые в основном работают на американскую публику. Матчи НБА можно смотреть в 215 странах, и среди ее игроков много спортсменов со всего мира. В прошлом сезоне перечень игроков включал 108 человек из 38 стран и территорий, причем ряд из них удостоился таких званий, как самый ценный игрок (Яннис Адетокунбо), лучший оборонительный игрок (Руди Гобер), новичок года (Лука Дончич) и самый прогрессирующий игрок (Паскаль Сиакам).

Помимо всего прочего, важным рынком для будущего НБА остается Китай, особенно это стало очевидно прошлым летом после заключения сделки с Tencent на $1,5 млрд. Лига усердно работает над улучшением отношений с китайским телевидением и партнерами-спонсорами, но ситуация постоянно меняется. Большинство руководителей считает, что позиция Дэрила Мори не помешает долгосрочному развитию бизнеса НБА в КНР.

 

Методология

Доход и прибыль до вычета процентов, налогов, износа и начисленной амортизации рассчитаны на сезон 2018/2019 за вычетом распределения дохода и обслуживания задолженности по арене. Для расчета стоимости клуба (цены активов вместе с чистой задолженностью) применены коэффициенты годового дохода на основе финансовых условий текущего соглашения об арене каждой команды. Оценка Forbes является предполагаемой суммой, за которую клуб выставили бы на продажу. Поэтому, несмотря на то, что Джозеф Цай заплатил за «Бруклин Нетс» $3,3 млрд, мы считаем, что команда стоит $2,5 млрд, так как он заплатил приблизительно $1 млрд за убыточный бизнес по обслуживанию арены. Если у клуба есть новая арена, сделки на распространение контента или спонсорские соглашения, вступающие в силу по завершении сезона 2018/2019, мы оценивали их влияние на стоимость бизнеса. Наши оценки по доходности и стоимости франшизы включают также заработок, который владельцы команды получают от арены благодаря не связанным с НБА мероприятиям.

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+