Как дочь медика превратила клинику отца в бизнес на $1 млрд и спасла компанию в пандемию

Фото Metropolis Labs / Facebook
Дочь медика Амира Шах превратила клинику отца в бизнес стоимостью $1 млрд Фото Metropolis Labs / Facebook
Индийская предпринимательница Амира Шах сумела за 20 лет превратить бизнес своего отца — частную лабораторию в Мумбаи — в компанию стоимостью почти $1 млрд. Ей также удалось спасти свою сеть лабораторий Metropolis, когда в марте началась пандемия и поток клиентов резко сократился, а власти попытались обязать клиники бесплатно проводить тесты. О том, как ей это удалось, рассказывает Financial Times

Metropolis начиналась как небольшая лечебница на дому с десятью койками, которую открыл дед Амиры Шах, известный в Мумбаи (до 1995 года Бомбей) врач, рассказывает Financial Times. Отец Амиры в конце 1980-х перенес лабораторию в другое, более просторное помещение. А Амира, выпускница Техасского университета, превратила семейное дело в настоящую компанию: сейчас у Metropolis 125 лабораторий по всей стране и более 2700 пунктов забора образцов на анализ. Стоимость компании, чьи акции торгуются на Бомбейской бирже, приближаются к $1 млрд: Шах почти превратила семейный бизнес и разрозненные независимые лаборатории в «единорога». Как ей это удалось?

 

 

Как создать национальную сеть

Еще девочкой Шах проводила летние каникулы, помогая отцу — выписывала рецепты, отвечала на телефонные звонки и обрабатывала людям руки спиртом перед тем, как у них брали образцы крови. Она вернулась в Индию после учебы США в 2001 году и отправилась в поездку по стране, предлагая независимым и разрозненным лабораториям объединиться под брендом Metropolis. Потенциальные партнеры к девушке относились скептически: «Если ты молодая женщина, то это смертельная комбинация, и ты, скорее всего, понятия не имеешь, что делаешь», — вспоминает эмоции партнеров Шах в разговоре с FT.

Заразить всех: где может сработать стратегия массового иммунитета в борьбе с коронавирусом

Но она использовала репутацию своего отца и не пыталась развеять иллюзию, будто бы он руководит проектом, и партнеров удавалось убедить. Когда сеть достаточно разрослась, Metropolis построила высокотехнологичную централизованную лабораторию в Мумбаи для проведения самых сложных исследований анализов, собираемых по всей Индии.

Шах нисколько не смущало то, как ее воспринимают: «Я всегда была довольно смелой. Никогда дважды не думала, прежде чем постучать в двери к людям, которых я не знала», — говорит женщина. Во время пандемии решительность не только помогала, но и мешала ей.

Как спасти компанию в пандемию

Коронавирус испортил Шах, теперь уже управляющему директору сети диагностических лабораторий Metropolis, декретный отпуск. Она надеялась вернуться в Мумбаи после рождения первого ребенка в 40 лет и хотя бы месяц отдохнуть без забот о компании, рассказывает Financial Times. Этим планам не суждено было сбыться. Когда в Индию, страну со вторым по численности населением в мире, пришла пандемия, Metropolis пришлось срочно подключаться к спасению людей, а Шах — к спасению компании.

Когда число зараженных в Индии стало расти, власти стали разворачивать систему тестирования населения, и Шах оказалась вовлеченной в переговоры с властями. Metropolis стала одной и шести первых частных лабораторий, которым правительство 23 марта разрешило начать тестирования на коронавирус. На следующий день премьер-министр Индии Нарендра Моди ввел в стране карантин.

Ушли с рынка, потеряли выручку, сократили сотрудников: как малый бизнес пережил карантин

Политика правительства в отношении тестирования была одной из главных проблем для Metropolis. Власти требовали от лабораторий наращивать тестирование, но при этом у правительств штатов и федерального правительства были разные требования, что иногда сильно ограничивало работу.

Была и другая проблема: местные власти не хотели увеличивать объемы тестирования, чтобы в статистике не было роста числа случаев заражения. «Тестирование было, очевидно, самым фундаментальным правом и наиболее фундаментальной потребностью граждан в то время. Мысль о том, что нам не позволяют проводить тесты на полную мощность, была крайне шокирующей и пугающей одновременно», — вспоминает женщина.

Четыре ошибки, допущенные российским бизнесом во время пандемии

При этом компания переживала финансовый шок из-за карантина. Практически все медицинские услуги в стране, кроме срочной помощи и лечения коронавируса, были приостановлены, а это очень сильный удар по частному бизнесу в области здравоохранения. В этой непростой ситуации Metropolis пришлось идти на дополнительные траты и организовать автобусы и отели для работников, которые опасались, что подвергнут свои семьи риску заражения, если будут возвращаться домой.

Если до пандемии выручка Metropolis росла на 15% в год, то во второй половине марта выручка сократилась на 45% в сравнении с тем же периодом 2019-го. Выручка в апреле составила лишь 40% от ожидаемой. «Было очень много паники. Мы все пытались понять, можем ли мы платить зарплаты, можем ли выжить». Мы с моей командой пытались понять, как поддержать финансовое положение компании. Мы не хотели никого увольнять и не хотели сокращать зарплаты», — говорит Шах.

«А вдруг я следующий?» Как сократить людей в пандемию и сохранить репутацию

Переговоры с арендодателями и сокращение других расходов помогли уменьшить потери. Но трудности на этом не закончились — в апреле Верховный суд Индии постановил, что частные лаборатории должны проводить тесты на коронавирус бесплатно. «[Им] казалось, что частные лаборатории, как наша небольшая компания, должны заплатить за [тесты для] миллионов индийцев, потому что это благородная профессия», — не согласна с таким решением Шах. Она «день и ночь» трудилась с юристами, чтобы представить возражения на это решение. Вскоре оно было аннулировано, но многие штаты установили ограничения стоимости тестов.

Хлеб, кров и тест: какие франшизы выстояли в кризис

Компания прошла острую фазу кризиса. Что ее ждет дальше? Будущее этой сферы в Индии — дальнейшая консолидация частных лабораторий и медицинских компаний, считает Шах. «Люди ждут определенного уровня безопасности и гигиены и потому предпочитают идти к крупным брендам, а не к местным игрокам», — добавила она.

Индия занимает третье место в мире по общему числу заразившихся коронавирусом — их почти 1,08 млн человек, следует из данных Университета Джонса Хопкинса. В стране от вируса скончалось 26 816 человек, по официальным данным.

Дополнительные материалы

Асоциальная дистанция: как россияне отдыхают на пляжах Крыма и Кубани