В «Автовазе» ответили на претензии перевозчиков к локализации такси
Новые требования к локализации такси, которые начнут действовать с 1 марта 2026-го, не вызовут дефицита водителей или автомобилей и не приведут к удорожанию перевозок, заявил вице-президент «Автоваза» Громак. С критикой закона активно выступали перевозчики, в том числе самозанятые
Новые требования к локализации такси не вызовут дефицита водителей или автомобилей, не приведут к удорожанию поездок и поэтому не нуждаются в отсрочке, заявил РБК вице-президент «Автоваза» Сергей Громак.
Соответствующий законопроект разрабатывался с 2023 года и широко обсуждался на отраслевых площадках, рассказал он, комментируя критику в адрес документа. Громак пояснил, что закон не имеет обратной сил, что позволяет за неделю до его вступления в силу с 1 марта 2026-го получить пятилетнее разрешение и продолжать ездить на любой импортной или низколокализованной машине.
Он также напомнил про уже действующие отсрочки для Дальнего Востока, Сибири и Калининградской области. По его словам, для таксиста во Владивостоке, получившего разрешение в феврале 2030-го, закон фактически начнет действовать только в 2035 году.
«Это и есть отсрочка», — подчеркнул вице-президент «Автоваза».
По поводу предупреждений о грядущем «дефиците» автомобилей он отметил, что только «Автоваз» производит более 500 000 машин в год, при том что потребности рынка такси оцениваются от 45 000 до 100 000 единиц ежегодно. Кроме того, добавил, что в России производится достаточно марок с широкой линейкой моделей — от бюджетных до бизнес-класса.
Комментируя призывы сделать исключения для самозанятых таксистов, Громак высказал опасения, что в результате таксопарки начнут массово переводить водителей в статус самозанятых для обхода требований локализации. Он сообщил, что «как пассажир не видит» риска нехватки водителей такси, но больше встревожен тем, что его повезет неопытный водитель на неисправной машине. «Пусть лучше приедет через семь минут, но на исправном автомобиле», — отметил Громак.
Он также опроверг тезис о неизбежном росте цен в случае локализации такси. По его словам, переход на более доступные российские автомобили с низкой стоимостью владения должен привести к снижению затрат таксистов, что положительно скажется на тарифах.
Закон о локализации такси Госдума приняла в середине мая, 23 мая его подписал Владимир Путин. Закон обязывает таксопарки с 1 марта 2026 года перейти на автомобили отечественных автопроизводителей и позволяет регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации такси. Под локализацией подразумевается производство автомобиля или ее частей в России.
В начале октября Минпромторг опубликовал первичный перечень машин, соответствующих требованиям закона о локализации такси. В него вошли более 20 моделей шести российских брендов — Lada, УАЗ, Sollers, Voyah, Evolute и «Москвич». Позднее ведомство пообещало расширить перечень до 1 марта 2026 года, в том числе за счет моделей под брендами Haval, Tenet, а также машин, выпускаемых на «Автоторе».
Рынок скептически отнесся к новому закону. Внести изменения в закон о локализации такси просил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Отсрочить срок вступления в силу требований о локализации автомобилей такси в отношении самозанятых перевозчиков на пять лет, до 1 марта 2031 года, просил Путина «Общественный совет по развитию такси». Профсоюз «Новый труд» в обращении на имя президента предлагал исключить из под действия закона самозанятых водителей и регионы Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера.
РСПП предупреждал, что из-за закона о локализации такси отрасль могут покинуть 200 000 водителей — почти 20% от общего числа занятых в этой сфере. По оценке профсоюза, с рынка могут уйти почти 90% водителей с частичной занятостью, а стоимость поездок вырастет на 25–50%.
