Игры разума: как банки привлекают внимание юной аудитории к возможностям финтеха

Когда игры — это хорошо
Да, речь по-прежнему о детских банковских картах, а релевантная возрасту игровая среда реализована в приложении, которое загружено на устройство ребенка. И это тот редкий случай, когда запрещать играть в игры или ограничивать в них нет необходимости — время, проведенное в приложении, работает и на родителей (в качестве контента, которым увлеклись дети, они могут быть уверены), и на самого ребенка.
В частности, дети в понятной интерактивной форме запоминают и используют разные способы взаимодействия с деньгами, учатся копить (и даже распознавать мошенников!), получать и тратить кешбэк. Другими словами, повышают финансовую грамотность.
Так, в игре «Рыбки в банке» в июне — сентябре 2025 года ребенок проходил, а точнее, «пробегал» путь от школьника до предпринимателя. По пути нужно было собирать фишки и предметы, копить или тратить виртуальные деньги, выбирать профессии и выполнять задания. А они похожи на те действия, что дети выполняют и в реальной жизни: оплата покупок, перевод денег друг другу и т. д.
За успешное прохождение игры можно получить как виртуальные, так и вполне реальные призы: деньги на счет или популярные гаджеты — наушники, игровые консоли, смартфоны.
«Мы хотим не просто знакомить молодых клиентов с продуктами и культурой Альфа-Банка, а делать так, чтобы этот процесс приносил удовольствие, — рассказывает руководитель клиентского пути семейного банка Александр Васильев. — Поэтому игры — неотъемлемая фича детской версии приложения, без них оно казалось бы неполноценным».
В следующих играх не будет общего рейтинга, и ребенок не будет «зависать» в них часами, чтобы не потерять шанс выиграть приз. Он соревнуется только с собой и проходит игровой сценарий в своем темпе.
Как рождается игра в Альфа-Банке
Разработка игры занимает 4–6 месяцев, но этот период планируют сократить после открытия гейм-студии внутри банка.
На первом этапе команда анализирует результаты прошлых запусков игр и изучает рынок. Создатели описывают концепцию игры и цели, затем выбирают идею и игровую механику.
«Интересная механика — один из важнейших параметров, от которых зависит успех игры, — делится наблюдениями руководитель отдела маркетинга игровых механик Сергей Николаев. — Например, мы не проводим викторины, потому что дети не хотят отвечать на вопросы — им нравятся экшен-игры, как наш раннер «Рыбки в банке». Также одно время были популярны симуляторы кафе — тогда мы выпустили «Бургер башню», где игроки собирают бургеры».
На этапе производства создаются сценарии прохождения, тексты, персонажи, игровые экраны, придумываются награды за успешное прохождение уровней. При этом игра должна не только привлечь внимание детей, но и органично вписаться в интерфейс приложения.
После тестирования игра становится доступна детям, и, если у юных пользователей возникают сложности или вопросы, им помогают сотрудники контакт-центра. Это, к слову, еще один полезный навык — уметь сформулировать запрос или проблему, добиться ответа и применить знания в реальной жизни.
Спустя несколько месяцев банк подводит итоги и разыгрывает призы, которые выбраны специально для детей: пылесос или кофеварку им, конечно, не подарят, а сертификаты в кинотеатры, роллердром или на курсы юного геймдизайнера будут вполне уместны.
В чем польза для бизнеса
Игры действительно привлекают новых юных клиентов — именно такой вывод стал своего рода открытием для банка. Дети, у которых есть карты, рассказывают о своем опыте и показывают игры на экране смартфона друзьям. А те просят родителей оформить карты и им тоже, чтобы участвовать в обсуждениях игр, проходить их, а заодно распоряжаться карманными деньгами. Учитывая, что доставка и обслуживание детских карт бесплатны, взрослые, как правило, соглашаются. Таким образом, желание пройти игру до конца заставляет детей чаще заходить в приложение Альфа-Банка и пользоваться его возможностями, а для банка это означает улучшение бизнес-метрик и разработку в перспективе новых функций и услуг.
Уже в ближайшем будущем в приложении появится отдельный раздел с детскими играми: будут и многопользовательские игры для детей, и совместные игры с родителями (как содержательного семейного досуга). Другими словами, в выигрыше остаются все.
