К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Операторы добра: кто руководит крупнейшими частными благотворительными фондами России

Операторы добра: кто руководит крупнейшими частными благотворительными фондами России
Имена основателей крупнейших благотворительных фондов России всем известны — часто они вынесены в названия самих НКО. В тени остаются те, кто в действительности управляет выделенными на благие дела миллиардами и несет ответственность за то, чтобы эти ресурсы были потрачены максимально эффективно

Директора лучших частных фондов страны в основном женщины (этот факт коррелирует с общей статистикой, в некоммерческом секторе России их работает больше, чем мужчин). Большинству из них в сложном 2020 году удалось быстро перестроить работу фондов — иногда за считаные дни — и направить ресурсы туда, где они были особенно нужны во время пандемии. О главных вызовах и специфике своей работы они рассказали Forbes Woman.

Рейтинг 20 благотворительных фондов самых богатых бизнесменов смотрите тут.

Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина
Иван Кайдаш для Forbes life

Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина

Работает в сфере благотворительности: 21 год

Оксана Орачева пришла в Фонд Потанина в 2010 году на должность директора программ, в 2014-м стала генеральным директором. До этого 10 лет руководила Международной программой стипендий Фонда Форда в России, которая предоставляла гранты на обучение в магистратуре и аспирантуре в зарубежных вузах. В 2015 и 2016 годах была председателем совета Форума доноров. До прихода в третий сектор Орачева 20 лет занималась преподаванием. В ее послужном списке более 50 научных публикаций по политологии, степень магистра социальных наук Бирмингемского университета (Великобритания), кандидатская диссертация по истории в Пермском государственном университете, исследования в качестве приглашенного профессора в Йельском университете (США).

Мы переформатировали работу и собрали проектные команды, а кто не был связан с конкурсами напрямую, закрывал тыл

По словам Оксаны, ей близка культура стартапов. «Так случилось, что мне всю свою профессиональную жизнь приходилось создавать что-то новое, — рассказывает она. — После окончания Пермского университета в 1989-м вместе с коллегами я проводила первые международные конференции в городе, мы с нуля создавали новую специальность «политология», потом я запускала журнал «Российский региональный бюллетень», где была первым редактором, затем была стипендия Фонда Форда — ее я в России тоже вела от начала и до конца (в 2009 году российское отделение программы закрылось. — Forbes Woman)». Дух стартапа она стремится сохранить и в Фонде Потанина. В марте 2020 года, еще до начала «путинских каникул», Владимир Потанин выделил 1 млрд рублей на помощь НКО и культурным организациям и запустил два грантовых конкурса. «Я посчитала: мы сделали это все за 13 дней, с момента принятия решения о выделении средств до запуска двух конкурсов», — говорит Орачева. Чтобы решить задачу в короткие сроки, пришлось вовлечь в работу всю команду фонда и нанять новых сотрудников.

В 2020 году бюджет фонда составил 1,837 млрд рублей, на 800 млн больше, чем в 2019-м.

Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко
Михаил Терещенко·ТАСС

Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко

Работает в сфере благотворительности: 15 лет

Мария Морозова возглавила Фонд Тимченко с момента его основания в 2010 году по приглашению организации. До этого у нее уже был опыт работы в третьем секторе: в 2006–2007 годах Морозова руководила представительством британского благотворительного фонда Partners in Hope в России. «После банков и консалтинга я прикоснулась к темам, которые в середине 2000-х были мало известны общественности, — аутизма, инклюзивного образования, детской онкологии, безнадзорности, наркомании», — вспоминает она. До этого Морозова занималась коммуникациями в коммерческих структурах, в разные годы работала в Бинбанке и AGA Management.

У многих есть иллюзия, что в благотворительности работают идеальные люди. Но это не так

По ее словам, у многих есть иллюзия, что в благотворительности работают идеальные люди. «Как в фильме «Обыкновенное чудо» король говорил, что у него кругом палачи и интриги, а на половине принцессы идеальный мир, музыка и прекрасные люди с добрыми отношениями. Кажется, бизнес часто видит мир НКО как такую «половину» принцессы. Но это, конечно, не так, у нас работают нормальные люди», — говорит Морозова. Ключевая проблема, с которой сталкиваются руководители НКО, по мнению Морозовой, это оценка эффективности работы организации: «Мы вмешиваемся в жизнь людей с помощью наших возможностей и ресурсов. Понять, насколько мы им реально помогли, каков именно наш вклад в изменения, насколько он долгосрочный, невероятно сложно». Одной из своих главных задач Морозова считала создание системы мониторинга и оценки работы. Сегодня Фонд Тимченко опирается на «теорию изменений», когда на стадии разработки каждого проекта создается гипотеза о том, какое влияние он будет оказывать в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Весной 2020 года Фонд Тимченко выделил более 3 млрд рублей на борьбу с коронавирусом. За участие в общероссийской акции взаимопомощи «#МыВместе» Морозова получила знак отличия «За благодеяние».

Фатима Мухомеджан, директор фонда «Искусство, наука и спорт»
Из архива пресс-службы

Фатима Мухомеджан, директор фонда «Искусство, наука и спорт»

Работает в сфере благотворительности: 10 лет

Фатима Мухомеджан начала карьеру в 1996 году переводчиком с испанского в объединении «Росвнешторг» Министерства внешних экономических связей и торговли. Потом несколько лет работала в бизнес-журналистике и на госслужбе, в частности три года — помощником депутата Госдумы Мартина Шаккума. Затем она стала советником заместителя мэра Москвы по социальной политике Людмилы Швецовой. «Когда после перерыва в карьере я пришла устраиваться в Думу помощником, у меня было трое детей. В отделе кадров серьезная дама, посмотрев на мою анкету, сказала: «Ну ясно, что это будет за работник». Меня эта фраза сильно зацепила, захотелось доказать, что и с тремя детьми можно быть полноценным сотрудником. Возможно, именно это мотивировало меня работать больше, стремиться приносить пользу и в итоге привело в социальные проекты», — рассказывает Фатима, у которой сейчас пятеро детей.

Часто бывает так, что федеральные задачи неправильно интерпретируются теми, кто их реализует в регионах, — и это тупик

В 2011 году Мухомеджан по приглашению Алишера Усманова пришла в его фонд «Искусство, наука и спорт» на должность замдиректора. Среди проектов, запущенных под ее руководством, — программа «Развитие регионов» и платформа АРТ-ОКНО для создания креативной среды в малых промышленных городах предприятий «Металлоинвеста».

В декабре 2020-го Усманов назначил Фатиму директором. Под ее руководством фонд расширил территорию программы развития некоммерческого сектора в регионах «НКО-СОКРАТ». Другое важное направление — развитие инклюзивной среды. Одним из серьезных препятствий на пути устойчивого развития регионов Мухомеджан называет сложности в понимании государственной повестки на местах: «Часто бывает так, что федеральные задачи неправильно интерпретируются теми, кто их реализует в регионах, — и это тупик. Наша миссия в том числе в налаживании диалога между центром и регионами. Именно человеческий фактор часто оказывается решающим».

Наталья Полякова, исполнительный директор БФ «Абсолют-Помощь»
Из архива пресс-службы

Наталья Полякова, исполнительный директор БФ «Абсолют-Помощь»

Работает в сфере благотворительности: 7 лет

Наталья Полякова пришла в основанный Александром Светаковым фонд «Абсолют-Помощь» в 2014 году на должность заместителя исполнительного директора, чтобы развивать стратегические направления, в первую очередь только открывшуюся школу-интернат «Абсолют» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ранее Наталья 10 лет работала в экспериментальной московской школе №1189 имени И. В. Курчатова заместителем директора. После реорганизации в 2014-м учебное заведение покинула часть команды, включая Полякову. «Школа была известна своей семейной атмосферой. Затем она превратилась в огромный комплекс. Если бы этого не случилось, возможно, я бы до сих пор там работала», — говорит Наталья.

Мне хорошо понятны переживания и боль семей, которые растят детей с особенностями развития

По ее словам, предложение фонда заинтересовало ее тем, что это тоже была работа в школе с особенными детьми. «Если говорить о проблемах социализации, которые мы решаем в школе «Абсолют», то они очень похожи на те, которые мы решали в школе Курчатова, — рассказывает она. — Просто в одном случае речь идет о детях с особенностями развития, а в другой — об особенно мотивированных детях. Но и в том и в другом случае это необычные дети, и стандартные подходы для них неэффективны». Согласиться на работу в фонде Полякову мотивировала и личная история: после серьезной травмы ее ребенок год провел на домашнем обучении. «Мне хорошо понятны переживания и боль семей, которые растят детей с особенностями развития», — говорит она.

В декабре 2019-го Полякова возглавила «Абсолют-Помощь», а в 2020-м фонд провел первый масштабный грантовый конкурс с бюджетом 300 млн рублей (до этого фонд проводил только узкоспециализированные конкурсы со средним бюджетом 15 млн рублей). Чтобы быстро и грамотно обработать 555 заявок, впервые использовали цифровую платформу и реорганизовали часть бизнес-процессов. По итогам 2020 года фонд занял третье место в номинации «Лучший грантовый конкурс» на конкурсе «Лидеры корпоративной благотворительности».

Наталия Зверева, директор фонда «Наше будущее»
Из архива пресс-службы

Наталия Зверева, директор фонда «Наше будущее»

Работает в сфере благотворительности: 14 лет

В 2007 году Вагит Алекперов создал фонд поддержки социального предпринимательства России «Наше будущее» и пригласил финансиста Наталию Звереву его возглавить. До этого Зверева три года была советником председателя правления банка «Уралсиб». Ранее, с 1993 по 1996 год, она работала в ­«НИКойле» главным бухгалтером, позже была директором Департамента экономики и финансов.

Цель импакт-инвестиций — создание измеримого, общественно или экологически полезного воздействия

«Вагиту Юсуфовичу хотелось сделать не благотворительный фонд, а организацию, которая поддерживала бы предпринимателей, желающих менять мир к лучшему. Социальное предпринимательство — а тогда еще этого понятия практически никто не знал в России — меня заинтересовало, и я согласилась на предложение», — вспоминает Зверева. По ее словам, «Наше будущее» можно назвать импакт-инвестором. «Цель импакт-инвестиций (или инвестиций социального воздействия), помимо получения прибыли, — создание измеримого, общественно или экологически полезного воздействия. Это инвестирование в прогресс и будущее, соответствующее концепции устойчивого развития», — объясняет Наталия. Главный механизм отбора проектов на получение финансовой поддержки — конкурс «Социальный предприниматель». Почти за 14 лет проведения конкурса фонд поддержал 310 проектов на 780 млн рублей.

С 2011 года «Наше будущее» проводит премию «Импульс добра» за вклад в развитие социального предпринимательства. В 2013-м стартовал проект «Больше, чем покупка» — с тех пор продукция социальных предпринимателей продается в мини-маркетах на заправочных станциях «Лукойла».

В 2014-м появилась Лаборатория социального предпринимательства, которая занимается разработкой образовательных продуктов. Зверева принимала участие в слушаниях по законопроекту о социальном предпринимательстве в России, который вступил в силу 26 июля 2019 года. В конце 2019 года под авторством Наталии Зверевой вышел «Атлас практик развития социального предпринимательства субъектами РФ».

Ирина Прохорова, исполнительный директор Фонда Михаила Прохорова
Из архива пресс-службы

Ирина Прохорова, исполнительный директор Фонда Михаила Прохорова

Работает в сфере благотворительности: 11 лет

Ирина В. Прохорова (дочь Ирины Прохоровой) пришла в фонд в 2009 году, чтобы запустить литературную премию «НОС (Новая словесность)». До этого она занималась рекламой — работала с клиентами в рекламном агентстве «Новое поколение» и в отделе маркетинга «Норильского никеля».

Сначала Ирина занималась организационными вопросами премии, вскоре возглавила открывшийся московский филиал Фонда Михаила Прохорова (главный офис по-прежнему оставался в Красноярске). В 2011 году Ирина Прохорова стала исполнительным директором всей организации. Ее задачей было выстроить новую структуру менеджмента, чтобы эффективно управлять разрастающейся сеткой проектов.

Иногда мы увеличивали объем поддержки, если получатели теряли деньги из-за коронавируса

Одним из первых ее решений было перенести головной офис фонда в Москву: «В Красноярске была вся бухгалтерия, иногда даже оперативно подписать документы становилось проблемой. Разница во времени с Москвой — четыре часа, перелет — пять часов. Сложно было все контролировать», — объясняет Ирина. Реструктуризация вызвала сокращение персонала, говорит она: «Штат был раздутый, мы поняли, что какую-то работу мог делать один человек, а не два или три». Сэкономленные средства направили на поддержку новых проектов. Сегодня фонд — генеральный партнер Театра наций, фестивалей NET и «Территория», партнер фестиваля «Золотая маска» и других культурных проектов и институций. Среди собственных проектов — литературная премия «НОС», Красноярская ярмарка книжной культуры, фестиваль «Театральный синдром», конкурс «Новый театр», несколько стипендиальных программ. В 2020-м фонд выдавал гранты и проводил конкурсы. «В первую очередь мы помогали нашим постоянным партнерам. Кому-то переводили транши, а потом оказывалось, что проект пришлось заморозить, мы эти деньги не забирали обратно, просто переносили сроки реализации. Иногда по запросам увеличивали объем поддержки, если получатели теряли деньги из-за коронавируса», — говорит Прохорова.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости