Лучшая на свете вечеринка: как прошла церемония вручения премии «Оскар»

Фото Mark Terrill-Pool / Getty Images
Фото Mark Terrill-Pool / Getty Images
Что значит триумф «Земли кочевников» для киноиндустрии, зачем церемонию провели на вокзале и сколько статуэток получил Netflix — Forbes Life подводит итоги «Оскара»

В ночь с 25 на 26 апреля 2021 года, на два месяца позже, чем обычно, вручили «Оскары». Пусть в последние годы влияние этой престижной премии падало, а непрозрачную иерархичную структуру над кинематографом понемногу подменяли автоматизированные алгоритмы стриминговых сервисов — все равно, каждый «Оскар» — определенная веха в истории. Кинокритик Егор Беликов посмотрел оскаровскую церемонию и остался доволен результатами, Ведь в главных номинациях победили действительно выдающиеся фильмы. 

Тише, интимнее, уютнее

Трансляция вручений «Оскаров» оказалась поразительно увлекательной, и это благодаря, а не вопреки, карантинным предосторожностям. В последние годы рейтинги шоу неуклонно падали. Академия экспериментировала, придумывала новые ужимки и прыжки — ничего не помогало. И тут вдруг организаторы, кажется, сдались — и сделали лучшее шоу за много лет. 

«Оскар» резко возмужал — трансляция будто приглашала принять участие в лучшей на свете вечеринке

Сперва они позвали продюсером Стивена Содерберга (про него все вспомнили в начале коронакризиса как про режиссера фильма «Заражение», который, как известно, многое предугадал). Он решил сделать церемонию тише, интимнее, уютнее и заодно превратить ее из телевизионной передачи в некое подобие фильма, снимаемого в прямом эфире. И это сработало. Место действия сменили и решили вручать главную кинопремию мира… на лос-анджелесском вокзале, а не в знаменитом театре на Голливудском бульваре. На импровизированной площадке сделали поменьше посадочных мест, выбрали побольше неожиданных ракурсов, сократили музыкальные номера и сократили сам хронометраж премии на два часа. И «Оскар» резко возмужал — трансляция будто приглашала принять участие в лучшей на свете вечеринке, хотя бы в качестве соглядатая. Появилось ощущение сопричастности, при этом исчезла маета и нервотрепка — номинации награждались постепенно, с чувством, с толком, с расстановкой. 

$41 млн за 12 месяцев: сколько зарабатывают номинанты на «Оскар»

Но не всем понравился новый стиль «Оскара» — в соцсетях многие уже сейчас пишут, что это чуть ли не скучнейшее шоу в истории. В конце всех еще и ждала реальная, нигде не анонсированная неожиданность — чуть ли не впервые в истории последней по порядку номинацией была не основная — «Лучший фильм года», а актерские.

Искусство высоких достижений

Всю церемонию ставились рекорды и попирались ногами многолетние традиции. Эмиральд Феннел («Девушка, подающая надежды») стала первой за 13 лет женщиной, получившей «Оскар» за сценарий. Хлоя Чжао — второй в истории женщиной (после Кэтрин Бигелоу) и первой азиаткой, удостоенной «Оскара» за режиссуру. Заодно она стала первой постановщицей киновселенной Marvel с премией Американской киноакадемии в этой номинации — в 2021 году выйдет ее блокбастер «Вечные». 

Триумф женщины-режиссера: «Земля кочевников» Хлои Чжао собрала все основные награды «Оскара»

83-летний Энтони Хопкинс — старейший в истории актер, получивший «Оскар» (этот рекорд «удерживал» Генри Фонда аж с 1982 года). Фрэнсис МакДорманд завоевала на одной церемонии сразу две статуэтки — как лучшая актриса и как продюсер лучшего фильма, «Земли кочевников» (в этой категории награждают именно продюсеров). С учетом двух предыдущих «Оскаров» (за главные роли в фильмах «Фарго» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури») она стала самой титулованной актрисой за все время — второй после Кэтрин Хепберн, у которой тоже четыре «Оскара».

«Землю кочевников» довольно бессмысленно смотреть дома — это засвидетельствовала даже сама МакДорманд

Наконец, самая большая неожиданность, сюрприз, который случился против всех правил и ожиданий — это, собственно, победа «Земли кочевников». Да, картина и так шла по наградному сезону на правах основного фаворита. И все же фильм Хлои Чжао слишком нетипичный, неожиданный, небанальный. Это настоящий киноэксперимент, а такое привечают скорее на фестивалях («Золотой лев» в Венеции наглядное тому подтверждение). У картины нет ни статуэтки за сценарий, ни за монтаж — данные категории считают маркерными для основной, кто там выиграл, тот и главный «Оскар» заберет. Но в том-то и дело, что прошедший год явно не располагал к закреплению и сохранению традиций.

Вопрос в будущее: прокат против стриминга

Победа «Земли кочевников» сразу в трех важнейших категориях — лучший фильм, режиссер, женская роль — оказалась не такой уж ожидаемой, как можно было подумать. У картины было немало конкурентов, в том числе «Суд над чикагской семеркой» (эту классическую по духу работу прокатили вообще по всем номинациям), «Девушка, подающая надежды» (всего один приз за в меру увлекательный оригинальный сценарий) и другие достойные работы. Значит, из этого триумфа фестивального кино на «Оскаре» можно сделать какие-то выводы. И речь даже не о том, что это действительно чудесная картина. «Землю кочевников» довольно бессмысленно смотреть дома — это засвидетельствовала даже сама МакДорманд, которая в своей кратчайшей наградной речи сказала нечто в духе: «Посмотрите наш фильм и все остальные фильмы на самом большом экране, который сможете найти». Это масштабное кино с широкоформатными пейзажами, от которых при просмотре должно захватывать дух. 

Для онлайн-кинотеатра, который вознамерился конкурировать за зрителя с голливудскими мейджорами, это вопрос престижа

Таких форматных ограничений, которые могут повлиять на впечатление от фильма, не было у конкурентов работы Хлои Чжао. «Суд над чикагской семеркой» — это изначально эксклюзив Netflix, камерная, по сути, разговорная драма, где действие лишь изредка выходит за пределы зала суда. Получается, что кинематографисты сделали окончательный выбор в пользу прокатного кино? Не совсем.

У Netflix дела обстоят очень даже неплохо — они выиграли целых семь статуэток. Впрочем, почти все из них второстепенные: за грим, костюмы, документалистику, короткометражки и так далее. По сути, все их продвижение на «Оскаре» делается не из коммерческих соображений, как это бывает в случае прокатного кино (увидев золотой силуэт болванчика на постере фильма, зритель с большей вероятностью купит на него билет). Для онлайн-кинотеатра, который вознамерился всерьез конкурировать за зрителя с голливудскими мейджорами, это всего лишь вопрос престижа: мол, они не только «Ведьмаков» с «Бриджертонами» снимают, а еще и умеют создавать искусство.

NFT-токен и водка с золотом: что входит в подарочный набор номинантов на «Оскар» за $205 000

Получается, что великой битве между технологией прошлого, то есть кинотеатральной индустрии, и технологией будущего (стриминги), «Оскар» конца не положил. Но все же тысячи кинематографистов, членов Американской киноакадемии, сказали этой ночью свое веское слово — они хотят делать такие фильмы, которые можно будет посмотреть на широком экране. Да и заинтересованные зрители были бы не прочь как можно раньше вернуться к нормальной жизни, когда поход в кинотеатр не будет сопряжен с риском заразиться. И Netflix рано или поздно придется с этим смириться.

Дополнительные материалы

От Фиби Уоллер-Бридж до Марго Робби: 10 влиятельных женщин-кинопродюсеров США