К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

План «Триумф»: почему современное русское искусство к мировой распродаже готово

Фото DR
Фото DR
Ассоциация галерей продолжает обсуждать горячие темы арт-рынка современного искусства. В галерее «Триумф» прошла дискуссия на тему «Между Западом и Востоком: место российского современного искусства на международной арт-сцене»

Участники дискуссии — Николай Палажченко, куратор, представитель ярмарки ArtBasel в России, один из инициаторов создания центра современного искусства «Винзавод» и Пермского музея современного искусства, Саймон Рис, арт-директор ярмарки современного искусства Cosmoscow, коллекционер и меценат, владелец ярмарки Viennacontemporary Дмитрий Аксенов и совладелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин.

Начиная разговор, Дмитрий Ханкин экспрессивно охарактеризовал положение современного искусства в России. А затем сформулировал тему дискуссии: «Современное российское искусство неприлично маленькое для 146-миллионной страны с тысячелетней культурной историей. И когда мы говорим, что современное российское искусство недооценено и категорически нерепрезентативно на мировых площадках, что мы имеем в виду под этим? Почему за 20 лет современное русское искусство растеряло все, что у него было? Было представительство, были и есть художники, чьи работы находятся в постоянных экспозициях в Помпиду, Тейт, в американских, австралийских, сингапурских музеях. Но когда я говорю о месте, на котором оказалось современное русское искусство, и определяю его как «дыра в бытии», эта констатация дается довольно мучительно. Ведь последние 16 лет я пытался создать его экспортный потенциал и старался продавать русское искусство всем желающим. Если посмотреть на результаты этой работы сегодня, то [складывается] картина, в общем, полного, безусловного и неотвратимого поражения».

«Я смотрю на бизнес как на культурный процесс». Дмитрий Аксенов о том, почему искусство находится в поиске новой экономической модели

 

По мнению Дмитрия Ханкина, отсутствие подготовленного с детства квалифицированного зрителя приводит к тому, что, попадая на выставку современного искусства, зритель пугается и бежит прочь. «Одна из причин поражения искусства на рынке — узкий круг его зрителей и коллекционеров», — говорит он. Дмитрий Ханкин вспомнил, как в 2008 году самые успешные активные галеристы — Елена Селина, Владимир Овчаренко, Айдан Салахова и совладельцы «Триумфа», сложив клиентские листы, посчитали, сколько человек в стране покупают современное искусство. Получилось 123. «123 человека на 142-миллионную страну. Это столько, сколько в одном доме где-нибудь в районе Columbus Circle, — восклицает Ханкин, — Проблема не в русских художниках, не в нас как в людях, представляющих и производящих искусство, проблема скорее глобальная в восприятии русской культуры всем остальным миром. И в отсутствии заинтересованного квалифицированного зрителя, из которого растет все остальное: покупатели, критики, очереди в музеи современного искусства. На выставку современного искусства в России за один месяц приходит 100 000 человек. На выставку, например, Серова, за полгода пришло 620 000 человек».

По мнению галериста, развитие западного рынка российского современного искусства достигло пика в 2006-2008 годах, а дальше начался спад, который усилился в 2014 году: «Мы регулярно теряем западную аудиторию, выставочные проекты, мы каждый год становимся меньше и меньше в плане доходов, возможностей, частоты и качества культурных обменов». Одна из очевидных причин происходящего, по его словам: «Современное искусство — вещь необычайно политизированная во всех своих частях. И далеко не все эти части согласны с тем, что наше государство делает на международной арене». С этим доводом не согласен Дмитрий Аксенов: «Все неправда. Если бы все было так плохо, вряд ли бы мы так комфортно сидели в центре Москвы».

 

Третейским судьей выступил Николай Палажченко, уточнив, что художественный процесс и арт-рынок связаны не линейно и не всегда успешный рынок означает активный художественный процесс. «В Гонконге очень мощный художественный рынок, — сказал он. — Но с художественным процессом беда. По сравнению с тем, что происходит в Гонконге, Москва просто бурлит. А если взять русский авангард, он вообще существовал вопреки какому-то ни было художественному рынку, поскольку никакого рынка именно русского авангарда не было».

Галерейный бизнес, наверное, один из самых сложных бизнесов в мире

Дмитрий Ханкин вспомнил, что среди его иностранных покупателей были Миучча Прада и «молодые британские художники» братья Чепмены. «Все очень удивлены, что в такой стране есть искусство такого уровня. А меня безмерно удивляет, что их это удивляет. И мы расстаемся всегда удивленные друг другом». По мнению Палажченко, есть  очевидная закономерность: чем лучше развита экономика страны, тем сильнее рынок искусства.  «Как только вектор вверх и экономика развивается, искусство следует за ней. Если экономика падающая/слабеющая, то искусство будет первым пострадавшим».

Однако сильная экономика не всегда делает национальное искусство коммерчески успешным на мировом рынке. «Очень часто сильный внутренний спрос не ведет к интересу на Западе или на Востоке и наоборот. А для того чтобы был интерес на внешних рынках, должно работать очень много институтов дополнительных к внутреннему спросу, которые, к примеру, у нас отсутствуют полностью, — замечает Николай Палажченко, — Тем не менее в стране огромный интерес к искусству. 20 лет назад был круг в 300 человек, а сейчас это сотни тысяч человек, которые интересуются искусством, развивают свои знания, это десятки тысяч человек у которых есть хотя-бы одно произведения искусства».

 

Инструкция для отечественной торговли: есть ли кодекс профессиональной этики у современного искусства

Дмитрий Аксенов сделал ремарку: «Я не так давно занимаюсь современным искусством, всего 12-13 лет, поэтому не видел «золотых времен». По мнению Аксенова, сейчас происходит цивилизационный сдвиг, новая технологическая революция разрушит традиционный уклад, предоставив человеку новые возможности для творчества. Инвестиции в культуру — это инвестиции в будущее. Аксенов привел пример ярмарки Viennacontemporary, которая прошла в 2020 году с рядом ограничений: «В позапрошлом году у нас было 110 галерей, а прошлом — 65. Многие не смогли приехать, не было иностранных коллекционером, но австрийская аудитория покупала невероятно активно. По результатам года мы видим: те, кто работал, кто не нервничал, а продолжал инвестировать в будущее, хорошо себя чувствуют и в России и в мире».

Саймон Рис добавил, что хорошее самочувствие венских покупателей современного искусства во многом объясняется правительственными мерами поддержки населения и бизнеса. Активные покупки на ярмарках, в том числе в сентябре 2020 года на Cosmoscow, случились в том числе потому, что «рубль упал, люди не понимали, на что тратить деньги, и купили всю ярмарку». Про мнению Риса, внутренний рынок дает искусству 50% или 45 % процентов успеха.

«Это абсолютно бессовестное, эгоистическое «потребительство». Как меценат Владимир Смирнов по любви собрал коллекцию для Третьяковки

Подводя итог дискуссии, Дмитрий Ханкин заметил, что успеха добиваются только те участники рынка, кто ежедневно работает и умеет терпеть и ждать. Николай Палажченко добавил, что на арт-рынке никогда не бывает скучно. Один из самых сильных моментов галерейной деятельности — общение с художниками. «Галерейный бизнес, наверное, один из самых сложных бизнесов в мире, — убежден Дмитрий Ханкин. — Успешных галерей не больше тысячи во всем мире. А всего галерей несколько десятков тысяч. Чем выше амбиции, тем выше ставки».

 

Миллионные продажи: 20 самых дорогих современных художников России

Миллионные продажи: 20 самых дорогих современных художников России

Фотогалерея «Миллионные продажи: 20 самых дорогих современных художников России»
20 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+