Не в «Яндексе» счастье: как Аркадий Волож спас пострадавших инвесторов Yandex N.V.

Что случилось?
Компания Аркадия Воложа Nebius (ранее Yandex N.V.) и Microsoft на этой неделе заключили соглашение на $19,4 млрд — за такую сумму Nebius будет предоставлять Microsoft мощности в дата-центре в США в ближайшие пять лет. Это позволит Nebius развивать инфраструктуру для искусственного интеллекта. Новость привела к взрывному росту котировок Nebius — с $64 до $95 за штуку.
За последний год Nebius заключила несколько важных сделок, которые привели к росту акций компании. Так, в декабре прошлого года компания привлекла $700 млн от крупных инвесторов, в числе которых был GPU Nvidia. В мае компания Toloka, входящая в Nebius, привлекла $72 млн от фонда основателя Amazon Джеффа Безоса. Несколькими неделями ранее бумаги подорожали на 28% после публикации квартального отчета, в котором говорилось о росте выручки в семь раз.
Сейчас акции стоят $91, а в октябре прошлого года, когда Nebius только появилась, на торгах стоили $18. Капитализация Nebius на этой неделе превысила капитализацию российского «Яндекса». А состояние Воложа выросло на $1 млрд до $3,3 млрд.
Почему это важно
Новость напрямую затрагивает российских инвесторов, среди которых осталось большое количество тех, кто продолжает владеть акциями Nebius. По разным причинам в 2024 году они не смогли поменять акции нидерландской Yandex N.V. на акции российского «Яндекса» в процессе раздела активов компании.
Напомним, что Волож решил выйти из российского бизнеса в 2022 году после того, как попал под западные санкции после начала «спецоперации»* на Украине. Российские активы Yandex N.V. были выкуплены по цене в два раза ниже рыночной (таково было одно из требований государства). Покупателем стал ЗПИФ «Консорциум. Первый». Сумма сделки составила 475 млрд рублей, из которых 230 млрд рублей было выплачено в юанях, а остальное — акциями класса А самой Yandex N.V. (около 176 млн акций). В марте 2024 года Евросоюз снял санкции с Воложа.
В Yandex N.V., которую после окончания раздела переименовали в Nebius, остались несколько стартапов в области ИИ и дата-центр в Финляндии. После завершения всех расчетов в свободном обращении осталось около 199 млн акций. При этом торги акциями компании на Nasdaq были остановлены еще в 2022 году.
В надежде на то, что владельцы российского «Яндекса» выкупят или поменяют акции Yandex N.V. на бумаги российского «Яндекса», инвесторы стали приобретать их за рубежом по дешевке на внебиржевом рынке и переводить на депозитарный учет в России. Однако эта инвестиционная идея не сработала.
Последствия развода
ЗПИФ «Консорциум. Первый» и правда предложил обменять или выкупить акции, но только около 108 млн штук из тех, что находились в обращении. Приоритет отдавался тем, кто покупал акции в России или учитывал в российских депозитариях на определенные даты. «Консорциум. Первый» в прошлом году отчитывался о том, что получил заявки на обмен 99% акций, которые обращались на Мосбирже и СПБ Бирже.
Некоторым инвесторам из тех, кто покупал акции нидерландской компании за рубежом и перевел в Россию после сентября 2022 года, предложили продать их с дисконтом в 70%, а для других российских инвесторов (как и для большинства иностранных) вообще не был предусмотрен выкуп или обмен.
После этой процедуры в свободном обращении должно было бы остаться около 91 млн акций. Но сколько из них принадлежало российским инвесторам и было переведено на учет в российские депозитарии — неизвестно. Таких инвесторов, судя по всему, было много, они жаловались в ЦБ и пытались судиться.
Кто в выигрыше
Вариант оставить на счетах бумаги Yandex N.V. (переименовавшейся в Nebius) инвесторы тогда рассматривали как худший из возможных. «Сейчас можно считать, что инвесторы, имеющие позиции в акциях Nebius, оказались в выигрыше, да еще и в каком! После разделения бизнесов и старта торгов самого Nebius его котировки выросли примерно на 570%. А вот наш отечественный «Яндекс» за это время прибавил всего лишь 9%», — говорит директор по работе с состоятельными клиентами «БКС Мир инвестиций» Иван Потехин.
И инвесторы, которые поневоле застряли в Yandex N.V., теперь видят огромный рост котировок Nebius. Можно считать, они получили бонус за терпение и убытки, считает основатель инвестиционного клуба «Лига инвесторов» Евгений Ходченков. Вопрос в том, можно ли получить этот бонус.
В 2024 году инвесторам было крайне важно понять, что дальше делать с акциями бывшего Yandex N.V. Оказалось, что акции можно перевести из России обратно в иностранную юрисдикцию и торговать бумагами уже там. Один из инвесторов сказал Forbes, что перевел акции Nebius иностранному брокеру и может ими распоряжаться в иностранной инфраструктуре. «Переводить совсем не сложно и не долго. И это вполне оправданно. Комиссия при продаже [через иностранного брокера] будет меньше», — говорит он на условиях анонимности.
Обратно за рубеж
Инвестиционный консультант Павел Лузин в своем Telegram-канале, в частности, пишет, что помогает инвесторам с переводом акций Nebius из России на счета иностранных брокеров, которые имеют доступ к торгам на Nasdaq. В своих постах он отмечает, что процедура проста. Есть нюансы, когда какой-то элемент цепочки учета акций Nebius попадает под санкции. Лузин, в частности, описывает ситуацию, когда уже в процессе перевода бумаг из брокера «Синары» группа попала под санкции, и бумаги фактически оказались заблокированы.
В августе 2025 года Лузин подробно описывал процедуру перевода акций Nebius со счета небольшого российского брокера «Ньютон инвестиции» во «Фридом брокер Армения». В цепочке учета также фигурировали «Райффайзенбанк» и Euroclear. По словам Лузина, процесс занимает около месяца и сравнительно дешев для инвестора.
«Да, инвесторы, у которых остались акции Nebius (бывшей Yandex N.V.), теоретически могут распоряжаться ими за пределами России, если сам инвестор не находится под санкциями, его брокер и депозитарий тоже не находятся под ограничениями, у инвестора открыт и доступен счет у иностранного брокера, куда можно перевести бумаги», — подтверждает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Правда, зачастую иностранные брокеры, которые взаимодействуют с российскими инвесторами, оперируют только большими суммами, говорит инвестиционный стратег «Гарда Капитал» Александр Бахтин. Кроме того, брокерский счет может оказаться под пристальным надзором как со стороны иностранного регулятора, так и со стороны российской налоговой службы.
За бортом
При этом обладателями бумаг Nebius остались не только те, кто приобретал акции за рубежом на внебиржевом рынке, но и часть инвесторов, покупавшая их на Мосбирже. Так получилось из-за того, что брокеры разошлись в подходах к организации обмена акций Yandex N.V. на акции российского «Яндекса», говорит председатель правления Ассоциации розничных инвесторов Илья Херсонцев.
Значительная часть брокеров сделала обмен акций автоматическим — инвестору не нужно было предпринимать каких-то действий. Но были брокеры, которые поступили иначе: клиентам нужно было самостоятельно подавать заявления на обмен бумаг. И это было более правильно с точки зрения законодательства. Но в итоге, говорит Херсонцев, кто-то из инвесторов забыл, что у него были бумаги Yandex N.V., кто-то не знал, что нужно что-то делать, а кто-то был в отъезде или отпуске.
Акции в обмен не попали и остались на счетах инвесторов. Но поскольку эти бумаги изначально покупались на Мосбирже, то учитываются они в Национальном расчетном депозитарии, который находится под блокирующими санкциями как ЕС, так и США. «Такие ценные бумаги, к сожалению, сейчас лежат без движения из-за того, что НРД под санкциями и перевод этих акций для продажи, например, на бирже NASDAQ, невозможен», — говорит заместитель генерального директора по брокерскому бизнесу ФГ «Финам» Дмитрий Леснов.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
