К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ядерный эксперимент из Ярославля: как группа Cream Soda переизобрела российскую поп-музыку и попала в список Forbes

Фото DR
Фото DR
Музыкальная карьера участников группы Cream Soda началась еще в конце нулевых. В 2021 году музыканты коллектива Илья Гадаев и Анна Романовская вошли в рейтинг Forbes «30 до 30». Как Cream Soda прошла путь от ярославского клубного андеграунда до одного из самых ярких поп-коллективов современной России?

«Бывает же такое, когда у артиста выстрелил трек и все на этом. Про Cream Soda так не скажешь, — отмечает сценарист и продюсер продакшена «Чикен Карри», давний друг музыкантов Вадим Селезнев. — Они очень много работают, экспериментируют, пробуют новый звук. И мне нравится, что их музыка каждый раз меняется, развивается и они не пытаются применить какой-то шаблон, меняя лишь слова».

Хотя популярность Cream Soda заметно выросла в последние годы, группа активна с 2012 года. Сначала музыканты писали англоязычные треки в стиле хаус, вдохновлялись творчеством западных электронщиков и намеревались покорить Европу. В 2017 году группа сменила курс и стала выпускать русскоязычные треки, благодаря чему ее аудитория в России выросла в разы. Широкой публике Cream Soda стала известна благодаря синглам «Никаких больше вечеринок» и «Плачу на техно».

В прошлом году музыканты примерили на себя роль продюсеров и записали альбом рэперу Федору Инсарову (Feduk). А в мае 2021-го Cream Soda запустила свой лейбл. Forbes рассказывает, как музыканты из Ярославля справлялись с безденежьем после переезда в Москву, как создавали главный хит во время карантина в России и почему группе пророчат мировую славу.

 

Рейтинг самых перспективных россиян до 30 лет — 2021

Знакомство в интернете

Будущие участники группы Cream Soda Дмитрий Свиргунов (Dima Nova) и Илья Гадаев познакомились в 2007 году на популярной тогда онлайн-площадке для диджеев и музыкантов PromoDJ. До знакомства каждый из них писал музыку в стиле drum’n’bass (драм-энд-бейс — жанр электронной музыки, который возник в Англии в начале 1990-х годов. — Forbes): Илья сочинял более жесткий neurofunk (нейрофанк — поджанр драм-энд-бейс), Дима — более мягкий soulful (соулфул, или «душевный») d’n’b.

 

«Когда я увидел на PromoDJ профиль Илюхи и послушал его треки, то подумал: «Блин, классный звук, ничего подобного не слышал». И предложил ему сделать что-то вместе», — вспоминает Свиргунов. Изначально дуэт назывался Dima Nova & Nu Mind, затем сменил название на The Neft и до 2012 года выпускал музыку в стиле dubstep.

Первые два года с момента знакомства музыканты общались в интернете: Дима жил в Ярославле, Илья — в Орехово-Зуево. «Я не знал, как выглядит Илья, целых два года. На момент, когда мы начали общаться, ему было 15 лет, — рассказывает Свиргунов. — Я тогда попросил его прислать какую-нибудь фотографию, чтобы примерно понимать, как он выглядит. Он прислал мне какое-то непонятное фото с застолья, где он ест соленый огурец. И я ему отвечаю: «Ну, примерно понял».

Фото Павла Кобузова

Параллельно с написанием музыки Свиргунов учился в Ярославском государственном университете имени П. Г. Демидова на историческом факультете. Там он познакомился с Григорием Шатохиным и Вадимом Селезневым — вместе они играли в команде КВН DasISTfak’t. Шутки Свиргунова часто вырезали из выступлений, вспоминает Шатохин: «В Рязанской лиге был редактор, который, видимо, не понял юмор Димона, его репризы и шутки. Они хоть и были странные, как и его актерская пластика, но я всегда с них дико смеялся. Дима на самом деле очень крутой и банальные вещи может отыграть на сцене так, что тебя разносит».

 

Сегодня Шатохин и Селезнев работают сценаристами шоу «Вечерний Ургант». Кроме того, вместе с комиком Александром Гудковым они занимаются продакшеном «Чикен Карри» (в прошлом — Fastfoxes), который выпускает проекты Comment Out, «Подземелья Чикен Карри», «Лига плохих шуток» (закрыт в 2019 году), а также снимает провокационные клипы: «Цвет настроения синий» Филиппа Киркорова, «Пьяная любовь» Димы Билана, «Ибица» Николая Баскова и Филиппа Киркорова, Boom Boom Светланы Лободы и другие.

Задел для будущего хита

Спустя два года общения в интернете Свиргунов предложил Гадаеву приехать в Ярославль и познакомиться лично. Зимним вечером 2012-го Гадаев и Свиргунов сидели дома у последнего и за прослушиванием Jai Paul и James Blake начали обсуждать, «почему бы не создать экспериментальный проект, где можно вымораживаться», и стали выбирать для него название. По словам музыкантов, они придумывали название, которое хорошо бы звучало на русском и на английском, потому что ориентировались на западную публику. На это ушло более полугода. «Был вариант с названием Nuclear Kiss (в переводе с англ. «ядерный поцелуй»), но в том году произошла авария на японской АЭС, и мы подумали, что называться так будет неправильно, — рассказывает Свиргунов. — Поэтому решили остановиться на Cream Soda».

Затем музыканты познакомились с диджеем Александром Хижняковым, которому тогда принадлежал лейбл Electronica. На этом лейбле Cream Soda выпустила первый виниловый релиз в 2014 году. «Еще до цифровых релизов мы объездили с dj-сетами большую часть России, порядка 50 городов. И все нас тогда спрашивали: «Как группа, у которой нет ни одного релиза, объездила всю Россию?» — вспоминает Свиргунов. — А потом, когда вышел релиз на виниле, мы начали светиться в московской тусовке».

В конце марта 2016 года на лейбле Electronica вышел дебютный альбом Cream Soda под названием «Пожар». Вокал для него записывала в том числе знакомая музыкантов Анна Романовская. По словам Свиргунова, для российского андеграунда выход альбома стал настоящим бумом. Альбом был на «витринах» iTunes, про Cream Soda писали в журнале «Афиша» и других изданиях. Особенно вдохновила музыкантов положительная реакция критиков. При этом больших денег альбом не принес, признают музыканты.

В 2017 году группа выпустила сингл Volga с участием Романовской. Музыкантам понравилось, как она в «несвойственной ей манере» исполнила вокальную партию в треке, и Свиргунов предложил ей стать третьей участницей коллектива. Тогда же на этот сингл вышел первый клип группы. Его снял ярославский оператор Олег Токмаков. Бюджет клипа, по словам музыкантов, составил 30 000 рублей. Они шутили, что из этих денег 25 000 рублей ушло на шампанское, которое фигурировало в кадре, а 5000 — на стабилизатор для камеры. Ролик набрал более 1 млн просмотров на YouTube.

 

В том же году группа переехала в Москву, хотя, как вспоминают музыканты, денег на жизнь в то время едва хватало. По случаю пятилетия группы музыканты устроили тур по городам России с dj-сетами, чтобы суметь прокормить себя в столице. По словам Романовской, вернувшись с очередного выступления обратно в Москву, измотанный Свиргунов произнес фразу «Никаких больше вечеринок», которая стала заделом для будущего хита группы.

Как Клава Кока пережила провал на ТВ, смену имиджа и в 24 года стала одной из главных молодых звезд России

Нормальная попса на русском языке

Поводом для записи следующего альбома Cream Soda стал релиз альбома OTD Ивана Дорна, который состоял из англоязычных песен. Это расстроило музыкантов и заставило задуматься о том, что «теперь нет нормальной попсы на русском языке», рассказывает Гадаев. Когда группа записала альбом, то стала искать лейбл, который бы выпустил их материал. В итоге Свиргунов обратился к самому Дорну, который запустил свой лейбл Masterskaya. «Я отправил альбом, и через пару часов Ваня мне присылает голосовое сообщение: «Я дослушал до второго трека. Мне все нравится, будем выпускать», — вспоминает Свиргунов.

В конце марта 2018-го на лейбле Masterskaya вышел альбом Cream Soda «Красиво». Звучание новой работы сильно отличалось от того, что было в альбоме «Пожар»: по словам музыкантов, оно стало «более чистым и народным». В мае 2018-го у группы начался тур «Красиво», который растянулся до весны 2019-го и принес около 2 млн рублей.

 
Фото Павла Кобузова

В июне музыканты выступили в московском клубе Powerhouse, где во время концерта возникла давка. «Тогда Андрей Алгоритмик, основатель и владелец Powerhouse, нам сказал: «Чуваки, вы, похоже, подросли, вам нужна уже новая площадка, — рассказывает Дима. — А мы просто не знали, что стали так популярны, и поэтому выбирали привычные нам заведения». После этого музыканты запланировали концерт в более просторном московском клубе «16 тонн». На него быстро раскупили билеты, и артисты выступили в клубе два раза вместо одного — оба выступления собрали полный зал. В среднем, по словам музыкантов, за один концерт в 2018 году они получали от 70 000 до 100 000 рублей.

В том же году началось сотрудничество Cream Soda с друзьями из «Чикен Карри». «Дело было на корпоративе Саши Гудкова, — рассказывает Романовская. — Тогда Вадик Селезнев меня спросил: «Аня, а ты бы поцеловалась с Гудковым в кадре?» Я ответила, что подобного раньше не делала, но почему бы и нет. И Саша был не против. Так и появилась идея будущего клипа». Первой совместной работой Cream Soda и «Чикен Карри» стал снятый на пленку клип «Уйди, но останься», который посмотрели на YouTube более 5 млн раз. Это первое видео группы, которое попало в ротацию на телевидении.

По словам сценариста и продюсера «Чикен Карри» и друга музыкантов Григория Шатохина, производство клипа обошлось примерно в 400 000 рублей. Средства выделил продакшен «Чикен Карри». Сотрудничество Cream Soda с «Чикен Карри» взаимовыгодно: продакшен снимает музыкантам клипы, а группа делает музыкальное оформление для их проектов. Среди них шоу Comment Out и «Лига плохих шуток», а также рекламные проекты.

С ростом популярности музыканты решили выпустить следующий альбом на крупном лейбле. В 2018 году директор группы Little Big Денис Глазин познакомил музыкантов с представителями Warner Music. «Глазин рассказал, что группа ищет лейбл для нового релиза и хочет пообщаться с нами, — вспоминает старший маркетинг-менеджер по локальному репертуару Warner Music Катерина Бергер. — Мы оперативно организовали встречу, где впервые, еще на тот момент в демо, услышали треки с будущего альбома и, конечно, бэнгер (хит) «Никаких больше вечеринок». Мы сразу поняли, что у ребят большое будущее». В июле 2019-го Cream Soda выпустила на Warner Music альбом «Комета». Альбом набрал более 2 млн прослушиваний во «ВКонтакте» и занял третье место в чарте Apple Music.

 

Трек «Никаких больше вечеринок», который вошел в альбом, стал одним из главных хитов коллектива. Клип на эту песню с участием актеров Никиты Кукушкина и Александра Баширова собрал более 14 млн просмотров на YouTube. Бюджет клипа — 4,5 млн рублей. Как вспоминает Романовская, после того, как вышел альбом, группу начали постоянно звать на разные шоу, а ее треки и клипы — чаще ротировать по радио и телевидению. «Для меня 2019 год — самый тяжелый в плане работы. Бывали времена, когда всего один день в неделю мы были дома, а все остальные дни мотались по городам», — рассказывает Гадаев. По словам музыкантов, в 2019 году группа выручала за концерт от 150 000 до 200 000 рублей, а всего за год заработала 17 млн рублей.

«Сама себе лейбл»: как певица Манижа борется со стереотипами и насилием и зарабатывает десятки миллионов рублей в год

Как создавали главный хит

Весной 2020-го Cream Soda перенесла все концерты: сначала на осень 2020-го, затем на весну 2021-го и еще раз — до осени 2021-го. Когда пандемия только начиналась, коллектив принял участие в YouTube-шоу «Студия 69», где музыканты меняются друг с другом песнями и исполняют их в своей интерпретации. Cream Soda должна была создать свою версию песни группы «Хлеб» «Плачу на техно». «Мы тогда еще были уставшими, думали вообще забить и отказаться. Но все-таки решили, что если сделаем трек за один день, то примем участие. И мы его сделали, — вспоминает Илья. — Далее долго думали, выпускать его или нет. Причем люди вокруг хотели, чтобы мы выпустили, так как это потенциальный хит».

В итоге музыканты записали сингл, а друзья из «Чикен Карри» убедили их снять на него клип. Ролик снимали за день до введения локдауна всего за два-три часа, рассказывает продюсер Шатохин: «Мы использовали роборуку, которая фиксировала местоположение каждого из героев в кадре и затем перемещалась по ним». Съемки проходили в жилом комплексе «Мещерский лес» на юго-западе Москвы. Бюджет клипа составил 1,5 млн рублей. «К нам тогда три раза приезжала полиция. Говорили, чтобы собиралось не более 50 человек, причем всех пересчитывали, — вспоминает Романовская. — А полицию вызывали жители комплекса. Они не понимали, что за фрики там гуляют внизу и танцуют на балконах в фиолетовых шубах, белых париках и голубых платьях и еще с ними король из XIX века».

 

Сингл «Плачу на техно» занял первые места на всех цифровых площадках в России и, по данным Warner Music, пять раз становился платиновым (то есть его купили более 500 000 раз). У клипа на песню на YouTube более 50 млн просмотров. На данный момент это самый успешный релиз в карьере группы. После этого гонорары музыкантов за выступление, по их словам, выросли в два раза. «Именно выход «Плачу на техно» дал нам возможность выступить на онлайн-концертах в период локдауна. Все тогда захотели нас онлайн, что, собственно, и получили», — рассказывает Свиргунов. Онлайн-концерты в период пандемии, по собственным данным, принесли музыкантам около 4 млн рублей.

Фото Павла Кобузова

Вдохновение в фамильном доме

С начала локдауна и до конца лета музыканты прожили в Диево-Городище — селе в Ярославской области на берегу Волги. Здесь находится фамильный дом Свиргунова, и здесь же Cream Soda пишет почти всю свою музыку. «Я думал о том, чем помогает Диево-Городище, и понял, что здесь есть некая свобода, где тебе не нужно куда-либо наряжаться, ты вдали от социума и люди до тебя не дозваниваются, так как не ловит связь. И это разгружает голову. Здесь нет никакой спешки, тут просто некуда спешить, — рассуждает Свиргунов. — Поэтому когда ты пишешь музыку в такой атмосфере, она не только влияет на звучание, но и возвращает в тебе нечто человеческое, что ли, помогает достать то, что закопано глубоко в душе».

Во время карантина группа выбрала пять треков с наиболее трансовым звучанием из своих наработок и стала записывать альбом EP. «После того как мы доработали эти треки, нам пришла идея выпустить этот мини-альбом в формате аудиокниги», — вспоминает Романовская. «Чтобы обрамить треки какой-то историей, мы озвучили нашу идею Вадиму Селезневу, и он написал целый фантастический рассказ, — рассказывает Свиргунов. — Когда мы в первый раз прослушали его и вышли покурить, то полчаса просто молчали. Аня даже плакала в конце. У меня аж ком в горле встал. Настолько круто получилось».

EP «Интергалактик» вышел в конце июля 2020 года и занял третье место в чарте Apple Music. На песню «Сердце Лед» из мини-альбома команда «Чикен Карри» сняла клип, ставший самым дорогим в истории группы, — его бюджет составил 7 млн рублей.

 

Помимо мини-альбома «Интергалактик», в Диево-Городище Cream Soda записала новый альбом для рэпера Feduk (Федор Инсаров). По словам Свиргунова, музыкантов познакомила PR-директор Ивана Дорна Дарья Евсеева, сказав, что «было бы классно сделать Феде новое звучание». «Запись происходила довольно быстро, — говорит Гадаев. — Для нас это новый опыт в плане скорости. Плюс опыт работы с человеком, который радикально отличается по принципу создания музыки: у нас это мозговой штурм, а у него больше фристайла».

Альбом Федука «ЙАЙ» вышел в конце ноября 2020 года и стал первым в чарте Apple Music. «Для меня наш альбом — это стриптиз моей души, полное откровение, сильные и слабые стороны моего характера. Сеанс у психоаналитика, записанный под музыку. История блудной души, которая несколько лет скиталась по парку развлечений с неограниченным количеством жетонов. И, наконец, наткнулась на мудреца, который помог найти себя», — говорит Инсаров.

Несмотря на пандемию, всего за 2020 год группа, по собственным данным, заработала 28 млн рублей.

Cлишком интеллигентская выходка: почему Манижа не победила на «Евровидении»

 

Как избавиться от мема в голове

В январе 2021 года музыканты вместе с Александром Гудковым выпустили трек «Аквадискотека», текст которого отсылает к расследованию ФБК (признан иноагентом) Алексея Навального про комплекс в Геленджике, так называемый дворец Путина. Также на скорую руку создали клип-коллаж, который вышел накануне несогласованного митинга в поддержку оппозиционера 23 января. Музыканты и команда «Чикен Карри» говорят, что это не более чем юмор. «Это просто здоровенный мем, который сидит у тебя в башке и от него невозможно по-другому избавиться, кроме как создать еще что-то», — говорит Вадим Селезнев.

В апреле группа выпустила новый сингл «Меланхолия» и клип на него, который сгенерировала нейросеть. По словам музыкантов, это эксперимент не только для российского рынка: «Мы были заворожены тем, что искусственный интеллект нарисует нам клип».

Спустя месяц Cream Soda объявила о запуске собственного лейбла «СТВОЛ». Его презентация прошла в московском клубе Powerhouse и петербургском K-30. На лейбле будут выпускаться только российские проекты и музыканты с уникальным звуком и аутентичным стилем, обещают музыканты. Первым релизом лейбла стал альбом группы «Лучший друг», в которой играет Роман Свиргунов, брат Дмитрия, и его друг Марк Вальковский. Именно они стали катализатором запуска лейбла, говорит Гадаев: «Нужно было где-то выпустить их релиз, и так появилась наша собственная площадка, на которой мы можем выпускать своих друзей и ставить эксперименты». Также среди первых резидентов лейбла артисты Sasha Khizhnyakov, Easy Fresh, Саша Кустов и Карина Lurmish.

За пять месяцев 2021 года Cream Soda, по собственным данным, заработала 20 млн рублей. Основные источники дохода — концерты, частные выступления и роялти со стриминговых сервисов. Кроме того, музыканты сотрудничают с брендом Nike на бартерной основе — распаковку новых экземпляров обуви производителя можно часто увидеть в Instagram группы. Дмитрий Свиргунов развивает собственный бренд одежды и аксессуаров «Публика Гольтье». В мае 27-летний Илья Гадаев и 30-летняя Анна Романовская вошли в рейтинг самых перспективных россиян до 30 лет по версии Forbes в категории «Музыка».

 
В июле 2019-го Cream Soda выпустила на Warner Music альбом «Комета». Альбом набрал более 2 млн прослушиваний во «ВКонтакте» и занял третье место в чарте Apple Music
В июле 2019-го Cream Soda выпустила на Warner Music альбом «Комета». Альбом набрал более 2 млн прослушиваний во «ВКонтакте» и занял третье место в чарте Apple Music

По мнению основателя и СЕО digital-агентства Soldoutmafia Екатерины Павловой, на фоне других артистов Cream Soda выделяют актуальные треки, продуманные яркие клипы, интересное смешение жанров и умение правильно пользоваться трендами. «Ребята делают действительно качественный поп, делают музыку в контексте времени, но все же ищут именно свое звучание, экспериментируют, — объясняет Павлова. — У них есть концепция, благодаря которой проект выглядит целостно и законченно, в том числе и как коммерческий продукт». Привлечь внимание аудитории им также помогло сотрудничество с Александром Гудковым, отмечает она.

Гендиректор лейбла Little Big Family Денис Глазин отмечает, что чувствовать аудиторию группе помогает большой опыт Гадаева и Свиргунова в диджеинге: «Они знают, что будет «звучать» на танцполе и довольно тонко ощущают настроение музыки и людей. Полагаю, это неоспоримое преимущество для музыкантов». «Группа работает по схеме, которая соответствовала эпохе eurodance конца 80-х и начала 90-х, где есть продюсерский проект с вокалисткой», — говорит музыкальный журналист и критик Артем Макарский. На фоне других групп такого формата Cream Soda выделяется тем, что музыканты вместе принимают решения по поводу своей музыки, отмечает он. По его мнению, музыкантов ждет большое будущее, в том числе как продюсеров.

По мнению основателя клуба Powerhouse Андрея Алгоритмика, группа выделяется за счет трудолюбия и мультиформатности, способности развиваться одновременно в нескольких жанрах: «Причем не только в музыке, но и в построении своей экосистемы, преданного комьюнити и целеустремленных планов».

В 2021 году Cream Soda не планирует выпускать новый альбом, только синглы. «Пока царит неопределенность, мы будем точечно поддерживать все, что происходит в мире», — говорит Свиргунов. У группы есть большие и очень интересные творческие планы, утверждает Катерина Бергер из Warner Music: «Думаю, многих они удивят». Денис Глазин видит «огромные» перспективы для участников Cream Soda на мировой арене как для продюсеров и артистов. «Я надеюсь, что ребята таки соберутся с духом и решатся выйти на мировой рынок, — говорит он. — У них есть все, чтобы реализоваться на мир, не ограничиваясь российским успехом».

 

10 самых перспективных российских музыкантов моложе 30 лет — 2021

10 самых перспективных российских музыкантов моложе 30 лет — 2021

Фотогалерея «10 самых перспективных российских музыкантов моложе 30 лет — 2021»
10 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости