К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Гагарин нового времени: как 24-летний призер Олимпиады стал предпринимателем

Фото DR
Никита Нагорный взял две бронзы — в упражнениях на перекладине и личном многоборье — и золото в командном первенстве на Олимпиаде в Токио. Но спортивной карьерой он не ограничивается: открыл свою школу гимнастики, стал производить спортивные снаряды и развивать соцсети. В 2020 году бизнес-начинания Нагорного принесли ему около 11 млн рублей выручки

На спортивную базу гимнастов в Москве заезжает черный матовый BMW 5-й серии. Из окна автомобиля раздаются басы включенной на полную громкость музыки. За рулем иномарки — 17-летний Никита Нагорный. Он только что вернулся с юношеских Олимпийских игр 2014 года в Нанкине, где выиграл три золотых, серебряную и бронзовую медали. За призовые места получил в совокупности свой первый миллион рублей, большую часть которого потратил на покупку автомобиля.

О своей машине Нагорный мечтал всю юношескую спортивную карьеру. «Начиная с первенств России, я заходил на auto.ru и смотрел, что можно купить за 50 000 рублей, потом за 100 000, 200 000, 300 000 рублей... Так от Renault Logan я дошел до BMW 5-й серии», — вспоминает Нагорный. На новый автомобиль, правда, денег не хватило: спортсмен купил подержанный, 2004 года выпуска. Но «космические эмоции» от приобретения и реакции сверстников помнит до сих пор.

После 2014-го Нагорный успел выиграть не один чемпионат Европы и мира, взять серебро на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро в 2016 году, а также золото и две бронзы на Олимпиаде в Токио в 2021-м. Помимо спортивной карьеры, он строит карьеру предпринимателя и блогера. В прошлом году своя гимнастическая школа, производство спортивных снарядов и реклама в соцсетях принесли ему около 11 млн рублей выручки. 

Реклама на Forbes

«Пока можно просто жить»: спортсмены о выборе между бизнесом и тренировками и жертвах ради карьеры

«Вырастет суперспортсмен»

Никита Нагорный родился в Ростове-на-Дону. Его воспитанием занимались бабушка и дедушка. Родители разошлись, когда он был ребенком. «Отец не присутствовал в моем детстве до 12-13 лет, а мама работала», — вспоминает он. 

Дед Нагорного, бывший футболист «Ростсельмаша», всегда хотел, чтобы он пошел по его стопам. Да и сам Нагорный, по собственным словам, с детства постоянно играл в футбол во дворе. «Но бабушка была максимально против [футбольной карьеры], — рассказывал он в интервью журналисту Василию Конову. — Они, видимо, прожили эту жизнь с футболом вместе, и ей хватило».

В гимнастику ростовчанин попал случайно: в детский сад, куда он ходил, однажды пришел тренер по спортивной гимнастике, который предложил ему записаться в местную секцию. «Отбирали самых активных, а я как раз таким и был. Мне всегда говорили: «Сюда не ходи, сюда не лазь, с крыши слезь». Ну и бабушка дала добро», — рассказывает Нагорный.

Впоследствии он пошел в спортивный класс школы, которая сотрудничала с гимнастическим центром. Первым его тренером стала Ольга Нечепуренко. «Когда Никита в пять лет пришел в зал, я на него посмотрела и буквально через несколько тренировок поняла и сказала родителям, что из него вырастет суперспортсмен», — рассказывала она в одном из интервью. По ее словам, у него не хватало растяжки, красивых носков и прямых коленок: «Но все это мы сделали потом — выставили стойку, вылепили его тело и так далее. Никиту надо было только направлять в нужное русло».

Поначалу Нагорный воспринимал занятия как развлечение, но со временем они стали отнимать больше сил и времени. В 11 лет на этом фоне у него произошел конфликт с Нечепуренко, из-за которого он даже решил оставить спорт. «Какому ребенку понравится, когда на него кричат, когда его выгоняют, растягивают, когда ему больно?» — рассуждает о причинах конфликта спортсмен. За два месяца перерыва он успел сходить на пробы в ростовский футбольный клуб СКА и чуть было не поехал с ним на сборы. Но в итоге все же помирился с тренером и вернулся в гимнастику.

«Надо окружать себя людьми, которые хотят работать»: блогер Дима Масленников о том, как сложно собрать команду и почему друзьям не нужны контракты

Гимнаст-ютубер

В 2013 году, окончив Ростовское училище олимпийского резерва, Нагорный поступил в аналогичное училище в Москве и перебрался в столицу. Его новым тренером стал Анатолий Забелин.

Первый заметный результат спортсмен показал в 2014 году на первенстве России среди юниоров в Пензе. Он стал бронзовым призером в многоборье — и это стало билетом на юниорский чемпионат Европы в Софии в том же году. На этих соревнованиях Нагорный выиграл золото в опорном прыжке. Еще одной важной вехой в 2014 году стали юношеские Олимпийские игры в Нанкине, которые принесли ему пять медалей и позволили осуществить мечту с автомобилем. Затем в 2015-м Нагорный попал в основную сборную и стал побеждать на взрослых соревнованиях. Он выиграл несколько медалей на чемпионате России, а затем победил в опорном прыжке на чемпионате Европы в Монпелье.

В том же 2015-м гимнаст начал задумываться об альтернативной, неспортивной, деятельности. «У меня появлялись мысли о том, что спорт не вечен и нужно готовить себе подушку безопасности на будущее», — вспоминает он. На тот момент как член сборной он получал порядка 40 000-50 000 рублей в месяц без учета призовых за победу на соревнованиях. «Этого вполне хватало: мы жили в общежитии, там же питались, а зарплату тратили на модные спортивные кроссовки, — говорит Нагорный. — Но я все равно понимал — этот заработок в любой момент может прекратиться, стоит только оставить спорт».

Первым делом он решил «прокачивать соцсети»: завел YouTube-канал «Никушкин Дэй» (сейчас 335 000 подписчиков), в который стал выкладывать live-видеоролики о своих буднях и пранки. «Например, я перелезал через турникет в метро, потом [сотрудники метрополитена] меня останавливали и штрафовали», — вспоминает Нагорный. Ему казалось, что такие ролики будут интересны пользователям. Но по факту просмотры были минимальными, признается он: «Люди писали: «Что он творит? Он же спортсмен, а так себя ведет!»

На этом фоне спортсмен удалил все старые видео и приостановил блогерскую активность. Выпуски «Никушкин Дэй» возобновились только спустя полгода, в июне 2016-го. «Я понял: зачем показывать то, что я на самом деле не делаю в жизни? Лучше сделать упор на жизнь спортсмена изнутри — как мы готовимся к соревнованиям, как проходит экипировка, как нас провожают, как награждают», — рассуждает Нагорный.

Теперь он стал ориентироваться на «Дневник хача» (5,8 млн подписчиков), «The Братья» (339 000 подписчиков) и другие популярные каналы. В первых выпусках обновленного «Никушкин Дэй» спортсмен рассказывал про чемпионат Европы и подготовку к Олимпийским играм. Третий ролик о последней контрольной тренировке перед Олимпиадой в Рио «сразу набрал 10 000 просмотров», вспоминает он (к сегодняшнему дню его посмотрели около 65 000 раз). Следующие видео набирали стабильно более 100 000 просмотров — в них Нагорный показывал олимпийскую деревню и открытие Олимпийских игр.

DR

Впервые за полмиллиона просмотров перевалил ролик Нагорного о встрече с Владимиром Путиным на награждении после Олимпиады в Рио. Успех во многом произошел благодаря создателю «Дневника хача» Амирану Сардарову, говорит он. Нагорный написал ему и предложил поучаствовать в своем YouTube-проекте, и тот согласился. «Я как раз должен был ехать на награждение к президенту, когда призерам дарили машины. Амиран попросил поснимать что-нибудь для него, чтобы выложить к себе, и отметил меня», — рассказывает Нагорный.

Сардаров не ответил на запрос Forbes. Его ролик с фрагментом награждения Нагорного набрал почти 2,5 млн просмотров. С тех пор аудитория спортсмена стала расти еще активнее: следующие видео стабильно набирали по 200 000-300 000 просмотров. По данным сервиса HypeAuditor, предоставленным агентством HypeFactory по запросу Forbes, в начале 2017 года на канал были подписаны 45 000 человек.

Реклама на Forbes

Неудачный период

Сразу после Олимпиады-2016 в Рио Нагорному стали поступать запросы на рекламу в YouTube, уверяет он: «Были и нормальные бренды и, например, букмекерские конторы». От всех предложений он, впрочем, отказывался — считал, что реклама «навредит спортивному имиджу».

Гимнаст решил зарабатывать на другом. За олимпийские медали в 2016-м он получил несколько миллионов рублей призовых. Большую часть средств направил на покупку квартиры в Красногорске. Оставшиеся 2 млн рублей вложил в открытие барбершопа «Анкер» у метро «Красные ворота» в Москве. «Я просто начитался бизнес-литературы, в которой говорится о том, что ты должен свои деньги куда-то вкладывать, желательно в бизнес, — вспоминает он. — Как человек, который в этом не разбирается, я загуглил топ-10 бизнес-направлений — барбершопы и салоны красоты были в лидерах».

Нагорный запустил проект вместе со знакомым управляющим барбершопа. Гимнаст передал ему все операционные задачи, а сам взял на себя роль инвестора. Совмещать предпринимательство со спортом было непросто, признается он: «У меня тогда был неудачный период в спорте: после Олимпиады я заработал трещину, кость отошла от голеностопа. Три месяца ходил в сапоге, но зато мог посвящать время своим проектам».

Первый бизнес, впрочем, не пошел  партнеры столкнулись с проблемой частого ухода мастеров. Зачастую они уводили клиентов за собой, говорит Нагорный. Из-за этого барбершоп работал в ноль или небольшой плюс. Спустя год предприниматель продал проект арендодателю за 400 000-500 000 рублей. Нагорный зафиксировал убыток в 1,5 млн рублей.

Следующая бизнес-идея гимнаста — приложение Dilemma, в котором пользователь мог выдвинуть на голосование друзей несколько фото и таким образом определиться, например, с выбором покупки. После неудачи с барбершопом Нагорный и его коллега-гимнаст Давид Белявский вложили примерно по 500 000 рублей в его разработку, рассказывает спортсмен. Но и на этот раз идея не взлетела — приложение просуществовало всего две недели. «Мы получили 1500-2000 скачиваний за три-четыре дня — все благодаря тому, что им поделились многие наши друзья-спортсмены. Но уже через неделю Instagram выпустил обновление — «карусели» (функция, которая позволяет пользователям выкладывать до 10 фото и видео в одной публикации. — Forbes), и скачивания сошли на нет», — объясняет Нагорный причину неуспеха.

Реклама на Forbes

Аудитория Нагорного в YouTube тем временем росла: по данным HypeAuditor, в середине 2017 года на него были подписаны уже порядка 70 000 человек. Но и тут не все было гладко, признается он: «Где-то в середине 2017-го главный тренер подошел ко мне и сказал: «Никита, тебе нужно понять, что сейчас время для тебя очень ценно, у тебя есть возможность показать себя». Конкретика была в том, что YouTube-канал мешает мне заниматься спортом». По его словам, зачастую он снимал видео прямо на тренировках: «Это было неприемлемо — на месте тренеров я поступил бы так же».

После беседы с тренером Нагорный перестал снимать и выкладывать ролики. Но спустя три месяца «придумал, как организовать все более правильно»: нанял людей, которые взяли на себя съемку и монтаж видео, и стал заниматься блогом исключительно в свободное время. По его словам, больше проблем с тренерами или федерацией из-за этого не возникало. В начале 2018-го число его подписчиков перевалило за 100 000.

«Негатив мешает хорошо играть»: как теннисист Андрей Рублев выиграл свое первое золото на Олимпиаде в Токио

От проигрыша до «Академии»

В 2018 году в карьере спортсмена случился «самый обидный проигрыш», признается он. На чемпионате мира в Дохе в командном первенстве российская сборная, в составе который был Нагорный, заняла второе место, уступив всего 49 тысячных балла китайским спортсменам. «После этого каждый раз я приходил в номер, садился и думал: «Что не так?» Даже завел журнал, куда начал выписывать, что я делаю не так и как это исправить».

С этим периодом рефлексии в спорте, впрочем, совпали и первые успехи Нагорного в бизнесе. В 2018-м он вместе с другими партнерами, Василием Десяткиным и Владимиром Олейником, начал производить деревянное оборудование для занятий гимнастикой дома. По словам Нагорного, Десяткин и прежде занимался производством деревянного спортоборудования, а Олейник был его партнером. «Я предложил им сделать [гимнастические] грибки и стоялки и забрендировать все это моим именем», — вспоминает Нагорный. Партнеры стали продавать снаряды под брендом «Суперсилач» через собственный сайт. По словам Нагорного, проект с тех пор приносит в среднем по 3,5 млн рублей выручки в год. Около 400 000 рублей из них — прибыль, которую спортсмен оставляет себе.

Реклама на Forbes

Еще одно бизнес-начинание Нагорного — школа гимнастики для детей от полутора до восьми лет. Он задумался о ней в том же 2018-м: «Я видел, что у нас много батутных центров, но это развлекательная история. Люди пришли, получили удовольствие и ушли. А ниша коммерческой (спортивной) гимнастики была не занята». Конкуренция на рынке коммерческих школ спортивной гимнастики невысока и сегодня, подтверждает его слова Варвара Волырина, директор центра художественной гимнастики Юлии Барсуковой: «Если загуглите «спортивная гимнастика Москва», то в основном будут государственные школы, школы олимпийского резерва или общие спортивные клубы, где преподают самый разный спорт, а не одно направление». 

Несмотря на отсутствие конкуренции, на старте Нагорный «чуть с ума не сошел». Изначально он рассчитывал потратить на запуск школы около 2,5 млн рублей, но в итоге потратил все 7,5 млн рублей. Под школу выбрал помещение бывшего кинотеатра в ТРЦ «Вейкпарк», много ушло на демонтаж и реконструкцию. Не обошлось и без строителей-мошенников: «Я заплатил 800 000 рублей человеку, который обещал все закончить, а он просто исчез и перестал отвечать на звонки».

В итоге на середине ремонта у Нагорного закончились деньги. «Пришлось брать в долг у знакомых и у будущей жены (гимнастки Дарьи Спиридоновой. — Forbes)», — признается он. Спортсмен занял суммарно 5 млн рублей. Школу под названием «Академия чемпионов» открыл «в полуготовом состоянии» в августе 2018 года, но ремонтные работы продолжались вплоть до начала 2019-го. 

Восемь занятий в школе стали продавать за 7900 рублей, двенадцать — за 9900 рублей. На первых порах месячная выручка «Академии чемпионов» составляла порядка 300 000 рублей. Но со временем заработало сарафанное радио. К концу 2018-го бизнес принес 1,7 млн рублей выручки. Благодаря этим и призовым средствам Нагорный, по собственным словам, вернул все долги. В 2019-м компания выручила 3,8 млн рублей, около 1 млн рублей из которых — прибыль.

Семейный физкульт: как бизнесмены с ранних лет приучают детей к спорту

Реклама на Forbes

Флер Олимпиады

В 2019 году Нагорный пересмотрел свое мнение о рекламе в соцсетях: «Я начал потихонечку изучать рынок и понял, что нет ничего страшного в заработке на рекламе». По данным HypeAuditor, к тому времени на его YouTube-канал были подписаны порядка 200 000 человек. Он завел и Instagram-аккаунт, который к середине 2019-го набрал около 130 000 подписчиков (сейчас — 678 000). По словам спортсмена, на фоне роста аудитории на него вышли представители российского офиса компании Adidas и предложили стать амбассадором бренда.

В 2020 году Нагорный вышел и в TikTok — к концу года его аудитория разрослась более чем до 500 000 (сейчас — 1 млн). В том же 2020-м он заключил еще один рекламный контракт — с британским брендом спортивного питания Myprotein. По его словам, на этих двух контрактах в прошлом году он заработал около 30 000 (примерно 2,5 млн рублей). В Myprotein на запрос Forbes не ответили, в Adidas отказались от комментариев.

DR

Других платных рекламных контрактов с 2019 года по сегодняшний день у Нагорного, по его собственным словам, не было. Причина — в допинговом скандале, уверяет он: «У меня были переговоры на стадии подписания с другими компаниями, но, к сожалению, пошел скандал с допингом и санкции (российских спортсменов лишили возможности выступать под национальным флагом на крупных международных соревнованиях до 16 декабря 2022 года. — Forbes). Многие компании на этом фоне просто отказались от сотрудничества со мной». По словам Нагорного, Adidas сотрудничает с ним до сих пор, контракт Myprotein завершился в начале 2021 года.

Сейчас основным источником заработка Нагорного, помимо спорта, является «Академия чемпионов». В 2020 году, несмотря на пандемию, она принесла 5,2 млн рублей выручки и 1,5 млн рублей прибыли. В апреле, мае и июне показатели упали почти до нуля. «Но мы очень хорошо отработали начало года и смогли максимально законнектиться с родителями на онлайн-тренировки», — утверждает Нагорный. С июля выручка начала восстанавливаться, и в декабре достигла рекордного показателя в 1,1 млн рублей.

С января по середину августа 2021-го на школе гимнастики Нагорный выручил 4,5 млн рублей. «Мы уже забиты полностью, думаем об открытии еще одной большой школы», — рассказывает он. Возобновились и переговоры по рекламе: Нагорный начал работать с блогерским агентством Didenok Team и сейчас, по собственным словам, обсуждает рекламные контракты с десятью компаниями.

Реклама на Forbes

На рост спроса на занятия гимнастикой и рекламу в соцсетях повлияла прежде всего победа в токийских Играх в конце июля — начале августа 2021 года, уверен Нагорный. Спортсмен взял две бронзы — в упражнениях на перекладине и личном многоборье — и золото в командном первенстве. Если в июне количество поисковых запросов по ключевому слову «Никита Нагорный» составляло 6061, то в июле показатели перевалил за 200 000, свидетельствуют данные «Яндекс.Wordstat».

Положительно сказалась на заработках и переговорах по рекламным контрактам и «социальная активность», считает Нагорный. В конце 2020-го его назначили главой детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия». Движение появилось в 2016-м по инициативе министра обороны Шойгу. До Нагорного его возглавляли бобслеист Дмитрий Труненков, затем — космонавт Роман Романенко. На гимнаста вышел главный штаб движения. «Они видели, что у меня есть опыт, что мне это интересно, встретились, поговорили, сошлись на том, что нам по пути», — вспоминает Нагорный. Среди его обязанностей в «Юнармии» — рассказывать детям и подросткам о движении. Он часто упоминает его в соцсетях. 

Сейчас на соцсети Нагорного подписаны суммарно около 1,5 млн человек. По оценкам HypeFactory, стоимость одного рекламного поста в его аккаунтах выросла вдвое после Олимпиады и сейчас составляет около 300 000 рублей. Как бренд Нагорный может быть интересен широкому кругу рекламодателей в России, считает основатель агентства WildJam Ярослав Андреев: «Все хотят видеть рядом со своим брендом чемпионов, да еще и с аудиторией». Главным он считает сохранить этот интерес и после того, как «флер Олимпиады» пройдет. Для этого Нагорному нужно делать больше развлекательного контента, говорит Андреев.

Другая сфера, над которой гимнасту стоит поработать, — аудитория, считает основатель Didenok Team Кирилл Диденок: «Сейчас ядро аудитории Нагорного — представители тех стран, где очень популярна гимнастика. Но так как мы находимся в России, рекламодателям российского рынка прежде всего интересна русскоговорящая аудитория». При этом, по словам Кирилла, среди плюсов Нагорного как блогера — отсутствие «высокомерия и брезгливости, зачастую свойственных представителям неблогерской сферы». Он называет гимнаста «Гагариным нового времени». «Он неадекватно щедрый, искренний и эмоциональный, дарит людям надежду в этот сложный год, — перечисляет Диденок. — Все это — те качества, которые позволят вырастить из него крупного селебрити. Надеюсь, что спустя один-два месяца интерес к нему не угаснет».

Самые богатые российские блогеры в рейтинге Forbes

Самые богатые российские блогеры в рейтинге Forbes
Фотогалерея «Самые богатые российские блогеры в рейтинге Forbes»
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021