К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Вода, сахар, сковородки: 5 брендов, раскрученных на деньги миллиардеров

Вода, сахар, сковородки: 5 брендов, раскрученных на деньги миллиардеров
Минералка от Тимченко, фольга от Дерипаски, посуда от Вексельберга и другие потребительские товары, в которые инвестировали участники списка Forbes

Существует мнение, будто российские миллиардеры обогащаются на производстве и продаже нефти, металлов, других сырьевых товаров и на финансовых операциях. С одной стороны, это так. С другой — они не чураются обычных потребительских рынков. Чуть менее половины из 111 миллиардеров, присутствующих в рейтинге Forbes 2014 года, инвестировали в разного рода потребительские услуги.

Гораздо реже миллиардеры интересуются производством потребительских товаров — таких бизнесменов в нашем рейтинге всего полтора десятка. Среди них есть две уникальные фигуры: Рустам Тарико («Русский стандарт») и Сергей Галицкий («Магнит»). Свой капитал они заработали на потребительских рынках, сочетая услуги и производство: «Русский стандарт» — это одновременно розничный банк и водочный бренд, «Магнит» развивает розничную сеть и создает торговые марки для своих же магазинов. Но, как правило, миллиардеры вкладываются в потребительские бренды, когда их основной бизнес выстроен и приносит устойчивый доход. Пять самых показательных примеров перед вами.

Геннадий Тимченко, бренд Aquanika
Дмитрия Тернового для Forbes

Геннадий Тимченко, бренд Aquanika

Миллиардер: Геннадий Тимченко

Бренд: Aquanika

Владелец: «Акваника» (Volga Group)

Год запуска: 2011

Цифра: 366 млн рублей (выручка в 2012 году)

Инвестиционная Volga Group Геннадия Тимченко своими стратегическими направлениями называет энергетику, транспорт и инфраструктурные проекты. Вложений в производство потребительских товаров у нее всего два: Volga Group купила 30% акций группы компаний «Русское море» (рыба и морепродукты), а также создала новый бренд на рынке питьевой воды — Aquanika. На строительство предприятия на границе Нижегородской и Владимирской областей (три скважины, шесть линий разлива мощностью до 500 млн л в год) Volga Group потратила более 4 млрд рублей. Зачем? По прогнозу Euromonitor International, до 2016 года российский рынок бутилированной воды в натуральном выражении будет ежегодно увеличиваться на 6–8%. Бренд Aquanika появился в продаже весной 2011 года; развивать бизнес были приглашены выходцы из Coca-Cola: Владислав Глаголевский — на должность исполнительного директора (работал в компании до января 2014 года) и Александр Капанин — на должность операционного. Хотя предприятие все еще показывает многомиллионные убытки, расчеты на рост рынка оправдываются — в 2012 году выручка «Акваники» увеличилась втрое по сравнению с предыдущим годом.

Виктор Вексельберг, бренд Scovo
Олега Королева для Forbes

Виктор Вексельберг, бренд Scovo

Миллиардер: Виктор Вексельберг

Бренд: Skovo

Владелец: ГК «Сково»

Год запуска: 2003

Цифра: 1,3 млрд рублей (выручка в 2012 году)

В группу компаний «Сково», выпускающую алюминиевую посуду, входят два предприятия: ЗАО «Завод «Демидовский» в городе Каменске-Уральском и ООО «Сково» в подмосковном Ступино. Производство посуды с антипригарным покрытием существовало на Каменск-Уральском металлургическом заводе (КУМЗ) и при советской власти, но в отдельное направление («Завод «Демидовский») выделено после вхождения КУМЗ в «СУАЛ-Холдинг» Виктора Вексельберга. Для предприятия было приобретено новое оборудование, технологические лицензии, и в декабре 2003 года зарегистрирована торговая марка Skovo. В 2006 году открылся второй завод в подмосковном Ступино. Сейчас ГК «Сково» находится под управлением компании «Алюминиевые продукты» (объединила активы «СУАЛ-Холдинга», не участвовавшие в сделке слияния с «Русским алюминием») и выпускает 400 наименований алюминиевой посуды и хозяйственных товаров. В ассортименте есть даже походные котелки и канистры.

Вадим Мошкович, бренд Чайкофский
Олега Королева для Forbes

Вадим Мошкович, бренд Чайкофский

Миллиардер: Вадим Мошкович

Бренд: Чайкофский

Владелец: ГК «Русагро»

Год запуска: 2003

Цифра: 16% российского рынка кускового сахара

До «Чайкофского» на российском рынке сахара брендов фактически не было — одни наименования. В частности, «Русский сахар», выпускавшийся компанией РСТЛ. В 2001 году группа «Русагро» купила 33% акций РСТЛ (полный контроль над предприятием и брендом Вадим Мошкович установил несколько лет спустя после урегулирования акционерного конфликта). К моменту запуска первого собственного розничного бренда «Чайкофский» «Русагро» владела сельскохозяйственными угодьями и несколькими сахарными заводами в Белгородской области. Успех бренда некоторые маркетологи объясняли удачной ассоциацией с Петром Ильичом Чайковским (незадолго до того образ знаменитого композитора  использовала в рекламе чайная компания «Май»). «Русагро» стала также новатором в упаковке, начав фасовать кусковой сахар коробки по 0,5 кг вместо килограммовых. По оценке Nielsen, на долю «Чайкофского» в 2013 году приходилось 16% отечественного рынка кускового сахара, на две другие марки «Русагро» — «Русский сахар» Mon Cafe — еще 27% рынка (данные по 24 городам России).

Олег Дерипаска, бренд Саянская фольга

Олег Дерипаска, бренд Саянская фольга

Миллиардер: Олег Дерипаска

Бренд: Саянская фольга

Владелец: «Русал Саянская фольга»

Год запуска: 1997

Цифра: 9,4 млрд рублей (выручка в 2012 году)

«Саянская фольга» — единственная продукция группы «Русал» для частного потребителя. Первоначально выпускалась в одном из цехов завода «Саянал» в Хакасии (оборудование — два перемоточных станка). В 1999 году для выпуска фольги «Русал» открывает отдельное предприятие в подмосковном Дмитрове. Сейчас это крупнейший в России производитель бытовой фольги. На «Саянале», поставляющем сырье для дмитровского завода, в 2011 году даже создали технологический центр, занимающийся «внедрением лучших практик» изготовления фольги. На долю фольги в рулонах приходится лишь десятая часть общих продаж «Русал Саянская фольга». Компания производит также алюминиевые контейнеры для продуктов (в расчете на то, что в ближайшем будущем они вытеснят с российского рынка привычные пластиковые), а также фольгу, используемую в парикмахерских при окраске волос, и декоративные капсулы для шампанских вин.

Андрей Клямко, бренд Верес
ИТАР-ТАСС

Андрей Клямко, бренд Верес

Миллиардер: Андрей Клямко

Бренд: Верес

Владелец: «Смарт-холдинг»

Год запуска: 1997

Цифра: $120 млн (выручка в 2012 году)

В 2001 году основатель продовольственной компании «Верес» Андрей Родионцев за $6 млн продал 50% ее акций владельцам «Смарт-холдинга» Андрею Клямко и Вадиму Новинскому (гражданин Украины). Специализация «Смарт-холдинга» — металлургия; холдингу принадлежит около 24% акций «Метинвеста», объединяющего 26 предприятий на Украине, в Европе и США. Родионцев был знаком с Новинским с 1990-х годов, когда скупал для него акции у краинских компаний. Поэтому в просьбе поддержать непрофильный для себя овощной бизнес Новинский и Клямко не отказали. Если до сделки у «Вереса» было только одно предприятие, то теперь — четыре. В год они выпускают более 50 000 т консервной продукции. «Верес» также владеет пятью сельскохозяйственными комплексами (на площади около 7000 га). Все они расположены на территории Украины. Компания экспортирует консервную продукцию более чем в 20 стран мира. Треть ее выручки приходится на поставки в Россию.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+