К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Исследователи обнаружили конфликт отцов и детей в семьях российских миллионеров

Исследователи обнаружили конфликт отцов и детей в семьях российских миллионеров
В состоятельных семьях возможны конфликты поколений, так как родители и дети по-разному смотрят на деньги, успех и ответственность, выяснили UBS и Московская школа управления «Сколково». Многие миллениалы убеждены, что родители должны помогать им устроиться на работу и поддерживать деньгами. Родители, в свою очередь, стремятся как можно раньше вытолкнуть наследников из семейного гнезда

Представители трех поколений российских состоятельных семей имеют разные ценности и по-разному смотрят на богатство, успех и другие вопросы, имеющие значение при планировании преемственности семейного благосостояния. К такому выводу пришли эксперты Центра управления благосостоянием и филантропии Московской школы управления «Сколково» и UBS Wealth Management в исследовании «Разрыв между поколениями», полученном Forbes.

В частности, они обнаружили «колоссальный разрыв» в образе ответственных отношений между родителями и детьми. Исследователи указывают, что воспитанные в СССР родители считают «естественным» быстрый выход детей в самостоятельную жизнь. В свою очередь, наследники-миллениалы ожидают от родителей длительной поддержки. Кроме того, расходятся взгляды на участие младшего поколения  в управлении семейным благосостоянием: больше 80% опрошенных наследников ожидают получить бизнес родителей, тогда как из родителей передавать дело детям собираются меньше 10%.

Лишенный наследства. История сына миллиардера Михаила Фридмана

 

Кроме того, еще одним поводом для конфликта может стать то, что состоятельные родители «явно недооценивают психологические сложности, которые испытывают их дети при начале самостоятельной жизни», отмечается в докладе. Дети богатых родителей, по данным исследователей, «ощущают психологическое давление добиться выдающихся результатов» как со стороны семьи, так и со стороны сверстников и окружения. Они также связывают начало самостоятельной жизни с ощущением неизвестности и испытывают страх бедности и невозможности обеспечить себе и своей будущей семье уровень жизни, к которому они уже привыкли.

Исследователи поговорили с представителями трех поколений обеспеченных семей — беби-бумерами (1944-1963 годы рождения), поколением Х (1964–1984) и миллениалами (1985–2003). Они узнали у респондентов о том, как те представляют успех, как относятся к деньгами и кого считают своими кумирами.

 

Успех — «лампа Аладдина»

Беби-бумеры в ходе исследования уделили мало внимания внешним проявлениям успеха и говорили о том, что главное — делать что-то интересное и значимое. Для них также ценно состояние спокойствия в связи с тем, что все ключевые задачи решены. Один из респондентов охарактеризовал успех как «отсутствие раздражителей».

Поколение Х успехом считает прежде всего самореализацию и комфортный достаток для себя и семьи. При этом представители этого поколения указывают, что «комфортный» уровень каждый человек выбирает для себя сам. Один из опрошенных сравнил успех с «лампой Аладдина», которая дает возможность в любой момент использовать нужные ресурсы. «Главное — самому понять, что именно тебе надо», — заявил он исследователям.

«Нас называют «форбсята» и «форбсихи»: Тата Карапетян о новом поколении наследников, отношениях в семье и битве за авторитет

 

Миллениалы же считают успехом внешнее признание, материальный достаток, путешествия и общение с интересными людьми. В то же время важный для них фактор — возможность обеспечить семью. «Не иметь денег безответственно и по отношению к себе, и по отношению к семье. Человек без денег безответственен, и поэтому я не могу считать его успешным», — заявил один из миллениалов.

ОБРАЗ УСПЕХА У «МИЛЛЕНИАЛОВ»
ОБРАЗ УСПЕХА У «МИЛЛЕНИАЛОВ»

Результаты опроса указывают на потенциал для разногласий между поколениями, считают авторы доклада. «У миллениалов критерии успешности гораздо выше (а психологическое давление, испытываемое ими в случае несоответствия этим критериям, — сильнее), чем у их родителей и дедушек», — пишут они, указывая также, что неуверенность в своей способности обеспечить семью на достойном и привычном им уровне — одна из ключевых «болей» представителей поколения.

«Деньги — это классно!»

Деньги для беби-бумеров — это свобода заниматься тем, чем хочется, для поколения Х — личный комфорт и удовлетворение желаний, а для миллениалов — доступ к образу жизни, интересным людям и возможностям. Один из опрошенных миллениалов выразил свою позицию максимально просто и эмоционально: «Деньги — это классно!».

«Иксы и беби-бумеры могут воспринимать миллениалов как непрактичных транжир, тратящих деньги на малозначимые вещи, а миллениалы, в свою очередь, — воспринимать два других поколения как чрезмерно приземленные, не использующие в полной мере имеющиеся у них возможности», — указывают исследователи на причины возможных конфликтов.

Наследников бенефициаров обанкроченных компаний могут заставить отвечать по долгам

 

При этом они указывают, что только у поколения Х в ответах присутствовали «аналогии эзотерического толка о том, что деньги — это «энергия». «Не исключено, что это может быть связано с тем, что на период их взросления пришелся пик увлечения эзотерикой после распада Советского Союза», — считают исследователи.

«Команда» или «гнездо»

Разнятся у трех поколений миллионеров и взгляды на отношения внутри семьи. Поколение Х предпочитает модель «гнезда» — выросшие дети должны сразу лететь собственным путем. Заботу члены такой семьи предоставляют друг другу «по запросу». Миллениалы же верят, что семья — это «сад», в котором продолжаются традиции семьи, а старшие помогают младшим. «Некоторые участники исследования прямо озвучивали, что хороший родитель, с их точки зрения, должен помогать ребенку с устройством на работу и поддерживать на ранней фазе карьеры, пока тот получает маленькую зарплату», — написали про представителей этого поколения исследователи.

Идеал беби-бумеров — это «семья-команда», в которой постоянно есть «разумная взаимная забота и поддержка, передача ценностей». Они не исключают возможности для детей обращаться за помощью к родителям вне зависимости от возраста, но в целом также считают, что в ребенке надо воспитывать самостоятельность. Несколько респондентов специально с осуждением говорили о случаях, когда у их знакомых на нее сидят сорокалетние «инфантильные балбесы».

Столь разные ожидания от взаимоотношений не могут не приводить к разногласиям, считают авторы доклада: когда родитель ждет от ребенка стремления как можно раньше «выйти в свободное плавание», а ребенок ожидает помощи и ориентировки от родителей, крайне непросто прийти к консенсусу.

 

Варданян или Корлеоне?

Кроме того, представители разных поколений отличаются своим подходом к тем, кого можно считать примерами для подражания. У миллениалов вопрос о кумирах «вызвал большой энтузиазм» — они называли людей, реализующих проекты глобального масштаба, преимущественно бизнесменов или спортсменов. Представители поколения своими героями назвали, например, бизнесменов Рубена Варданяна, Николая Сторонского, Илона Маска, Олега Тинькова и Сергея Галицкого.

Представители поколения Х чаще всего заявляли, что героев как таковых у них нет. Среди характеристик человека, достойного уважения, они называли способность «быть интересным» или «культурным», наличие внутреннего стержня и умение постоянно развиваться, идти в ногу со временем. Для иллюстрации образов они чаще всего выбирали киноперсонажей (например, дона Корлеоне из «Крестного отца» и Гордона Гекко — персонажа Майкла Дугласа в фильме «Уолл-стрит»), мыслителей и писателей (Харуки Мураками, Лао-Цзы, Сунь-Цзы) или политиков (Дональд Трамп, Беньямин Нетаньяху, Михаил Ходорковский). Преимущественно речь шла о западных деятелях.

Нетворкинг в баре и поход в джунгли: как наследников богатейших семей Азии учат «всегда оставаться богатыми»

Многие из беби-бумеров тоже указывали на отсутствие кумиров и героев. При этом отсутствие кумиров среди политиков они отметили отдельно. Они тоже использовали в ответе на вопрос о героях образы из кино, но в отличие от поколения Х — кино советского, а не зарубежного. Упоминали они также важность личной ответственности за свою судьбу: «все сделал сам, никому ничего не должен», «надо работать самому, иначе те, кто работает, и есть будут за тебя».

 

Как проводилось исследование

Эксперты с августа 2018 года по август 2019-го провели «индивидуальные глубинные интервью» внутри фокус-групп с упором на владельцев капитала свыше $1 млн. Всего они опросили 26 человек: восемь миллениалов, десять представителей поколения Х и восемь беби-бумеров. Авторы подчеркивают, что для достижения качественных выводов и «покрытия в 70-80% от совокупного разброса мнений» достаточно 6-10 индивидуальных интервью или 2-3 фокус-групп.


Самые богатые наследники России — 2019. Рейтинг Forbes

Самые богатые наследники России — 2019. Рейтинг Forbes

Фотогалерея «Самые богатые наследники России — 2019. Рейтинг Forbes»
20 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости