Ученые усомнились в подлинности данных о российской вакцине против COVID-19

Международная группа ученых заметила дублирования на графиках в статье из журнала The Lancet, посвященной российской вакцине от коронавируса. Исследователи нашли и другие неточности и в результате не смогли сделать окончательных выводов о надежности представленных данных

Группа ученых из разных стран обратилась к редактору медицинского журнала The Lancet и авторам статьи о российской вакцине против коронавируса с просьбой объяснить дублирование некоторых экспериментальных значений на графиках. Открытое письмо, которое подписали 19 исследователей, опубликовал итальянский сайт Cattivi Scienziati, который специализируется на борьбе с псевдонаукой.

Россия впервые опубликовала научные результаты первых фаз испытаний вакцины от COVID-19

Статья, в которой российские разработчики вакцины от коронавируса из Исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи впервые рассказали о первых двух фазах клинических испытаний вещества, вышла на прошлой неделе. Создатели вакцины сообщили, что протестировали ее безопасность и способность включать иммунный ответ на выборке из 76 добровольцев. Авторы статьи указали, что через две недели у 100% испытуемых выработались антитела и Т-клетки. При этом серьезных побочных эффектов обнаружено не было, а в августе исследователи приступили к третьей фазе клинических испытаний.

Группа международных ученых обратила внимание, что в результатах нескольких экспериментов приводятся одни и те же шаблоны данных, даже в тех случаях, когда речь идет о разных добровольцах. Например, у добровольцев из разных групп на 21 и 28 день после иммунизации совпал уровень антител, хотя им вводили отличающиеся компоненты вакцины, указывают авторы открытого письма. «Нам все же кажется, что на основе простых вероятностных оценок факт совпадения такого большого количества фрагментов данных в разных экспериментах маловероятен», — говорится в письме.

Вопросы у исследователей также вызвал график, посвященный Т-клеточному ответу. Также авторы письма отметили, что в статье нет исходных числовых данных приборов и не указано достаточное количество характеристик выздоравливающих пациентов. Ученые считают, что по этой причине нельзя сделать вывод об эффективности прививки.

Заместитель директора по научной работе НИЦЭМ им. Гамалеи Денис Логунов заявил, что исследовательский центр категорически отвергает обвинения в недостоверности статистических данных, опубликованных в журнале The Lancet. По его словам, опубликованные данные достоверны и точны, они прошли экспертизу у пяти рецензентов The Lancet, полноразмерный клинический протокол предоставлялся в редакцию журнала. ​«Мы представили именно те данные, которые получили, а не те, которые должны нравиться итальянским экспертам», - добавил Логунов.​

Россияне оказались наименее заинтересованными в вакцинации от COVID-19

В середине августа президент Владимир Путин объявил, что Россия первой в мире зарегистрировала вакцину от коронавируса. По его словам, препарат, прошел все необходимые проверки. Путин добавил, что одна из его дочерей сделала себе инъекцию вакцины, после чего у нее два дня незначительно повышалась температура, но затем выработались антитела.

Фотогалерея «10 миллиардеров, которые зарабатывают на препаратах и тестах для борьбы с COVID-19»