Фонд Владимира Потанина оказался инвестором в стартап экс-главы Yota

Фото Семена Каца для Forbes
Фото Семена Каца для Forbes
Фонд Winter Capital Partners, ключевым инвестором которого является миллиардер Владимир Потанин, оказался инвестором разработчика электробусов Arrival, который основал бывший замминистра связи и экс-глава Yota Денис Свердлов. Forbes поговорил с управляющим директором «Винтер Капитал Адвайзорс» Василием Николаевым и узнал, как фонд заинтересовался компанией Arrival и почему она выходит на биржу через SPAC

В среду, 18 ноября, британский разработчик электробусов Arrival объявил о планах выйти на биржу Nasdaq с оценкой в $5,4 млрд. Arrival, которую основал бывший замминистра связи и экс-глава Yota Денис Свердлов. В пресс-релизе компании, посвященному этому событию, сказано, что в нее ранее инвестировали производители автомобилей Hyundai и Kia, логистическая компания UPS, фонд BlackRock, а также фонд прямых инвестиций Winter Capital. Его ключевым инвестором является владелец «Интерроса» миллиардер Владимир Потанин. Управляющий директор фонда «Винтер Капитал Адвайзорс» Василий Николаев подтвердил инвестиции в Arrival. Он отказался раскрыть размер вложений и долю фонда в компании.

Forbes ранее писал, что основным инвестором Winter Capital является «Интеррос», при этом и инвестор, и менеджмент фонда настаивали на том, что фонд не зависит от решений основного инвестора, а действует самостоятельно.

Книга заявок на IPO Ozon переподписана в первые часы сбора заявок

Arrival заключил соглашение о слиянии с американской CIIG Merger Corp — это Special Purpose Acquisition Company (SPAC), специальная техническая компания, которая создана для слияния с другой компанией для ее вывода на IPO. Объединение Arrival и CIIG завершится в начале 2021 года, говорится в сообщении компаний. Объединенная компания будет торговаться на Nasdaq под тикером ARVL.

Сделка SPAC позволяет опубликовать прогнозы, чего нельзя делать в традиционном IPO, достаточно быстро и гибко привлекать рыночный капитал, объясняет этот выбор Николаев. Кроме того, процесс SPAC можно реализовать быстрее, чем традиционное IPO, добавляет он. В сегменте электротранспорта разработчики электромобилей Nikola и Hyliion, а также Fisker, которая занимается пассажирскими электромобилями, вышли на рынок через SPAC, приводит аналогию управляющий «Винтер Капитал Адвайзорс». Также сейчас находится в процессе сделка по объединению производителя электромобилей из Калифорнии Canoo с компанией Hennessy Capital Acquisition для проведения IPO, добавляет он.

Как бывший российский чиновник конкурирует с Илоном Маском, используя навыки выживания в СССР

У большинства международных инвесторов есть интерес к «чистым технологиям» и всему, что связано с возможностями ускорить глобальную декарбонизацию (достичь снижения выбросов парниковых газов), рассказывает Николаев. Рынок коммерческого транспорта огромный, а присутствие электротранспорта на нем сейчас минимально, даже в Европе и США, объясняет он интерес Winter Capital к Arrival. В этом сегменте рынка уже успешно развивается ряд компаний, продолжает Николаев: разработчик электромобилей Rivian, который привлек $2 млрд на последнем частном раунде при оценке компании в $8 млрд, Hyliion с рыночной капитализацией $3,8 млрд и Nikola, капитализация которой составляет $9,76 млрд.

После выхода Arrival на биржу Свердлов станет владельцем примерно 75% объединенной компании, писал американский Forbes со ссылкой на неназванный источник. В этом случае его состояние можно будет оценить в $4 млрд, отмечало издание.

Сейчас в Arrival работает 1200 человек, часть инженеров компании базируется в офисе в Санкт-Петербурге, а команда топ-менеджмента состоит из 20 человек — среди них 2-3 человека ранее работали со Свердловым в Yota, рассказал Forbes собеседник, близкий к разработчику электробусов. Два основных менеджера компании помимо Свердлова — это Авинаш Ругобур, который работал в производителе автомобилей General Motors (GM) и Cruise Automation (занимается технологией автономного транспорта, сейчас «дочка» GM), а также Майк Аблесон, возглавляющий производство Arrival — он больше 20 лет работал в GM. 

Стартап бывшего чиновника из России представил электробус для постковидного мира

Во время первого раунда инвестиций разработчик электробусов и электрогрузовиков Arrival был оценен в €3 млрд. Южнокорейские автомобильные концерны Hyundai Motor Company и Kia Motors Corporation заявляли о вложениях на сумму €100 млн. Тогда Hyundai и Kia получили в британском стартапе 3,33%. Американский фонд BlackRock вложил в Arrival $118 млн — об этом стало известно в октябре 2020 года. 

В начале октября Arrival также сообщала, что планирует создать свой первый микрозавод в США — в графстве Йорк (штат Южная Каролина). В него будет вложено $46 млн. А первые электробусы и электрогрузовики начнут производиться в четвертом квартале 2021 года — компания уже подписала контракты, которые в будущем принесут ей $1,2 млрд. Кроме того, власти Москвы сообщили, что обсуждают с Arrival возможность тестирования их электробусов в Москве. Микрозаводы Arrival способны производить до 10 000 фургонов или 1000 электробусов в год.

Winter Capital также является инвестором онлайн-кинотеатра IVI, сайта Banki,ru, фармацевтической компании «Петровакс», крупнейшей в Европе медицинской IT-платформы DocPlanner (Польша), онлайн-платформы для изучения иностранных языков SkyEng и др.

Дополнительные материалы

Короли кеша: 10 миллиардеров с наибольшими доходами. Рейтинг Forbes — 2020