Вторая попытка: как сделка «Яндекс.Такси» и «Везет» отразится на бизнесе компаний

Фото Доната Сорокина / ТАСС
Фото Доната Сорокина / ТАСС
«Яндекс.Такси» снова объявила о покупке активов группы «Везет» за $178 млн. Первую сделку в 2019 году заблокировала ФАС. За это время, по мнению аналитиков, доля «Везет» на рынке такси, а также стоимость самой компании упали в два раза. Но после присоединения к «Яндекс.Такси» стоимость активов «Везет» может удвоиться, прогнозируют эксперты

«Яндекс.Такси» купила крупнейшего в России офлайн-оператора такси «Везет». Сумма сделки составила $178 млн — за эти деньги «Яндекс.Такси» получит кол-центры и бизнес по заказу грузоперевозок группы компаний «Везет». Во сколько оценивается весь «Везет» и как покупка сервиса скажется на бизнесе «Яндекс.Такси»?

Детали сделки

О том, что «Яндекс.Такси» приобретает часть бизнеса «Везет», компания сообщила во вторник, 2 февраля. Сделка подразумевает покупку лишь части активов «Везет», действует в ограниченном количестве регионов (они не раскрываются) и не распространяется на программное обеспечение, сообщила компания. По условиям сделки нынешние акционеры такси «Везет» получат до $178 млн во втором квартале 2021 года, если достигнут определенных ключевых показателей эффективности и этапов интеграции, которые также не раскрываются. Точный размер доли сервиса «Везет», которую получит «Яндекс.Такси», неизвестен. 

Пользователи «Везет» смогут по-прежнему вызывать такси по телефону или в приложении «Яндекс Go». Водителям «Яндекс.Такси» предложит подключиться к собственной платформе распределения заказов «Яндекс.Про». Топ-менеджеры группы «Везет» после сделки также перейдут в «Яндекс.Такси».

По данным аналитиков Goldman Sachs (GS), доля «Везет» на российском рынке такси составляет сейчас менее 10%, причем сервис лучше представлен в небольших городах с населением от 100 000 человек, чем в столицах. 

«Яндекс.Такси» покупает не всю компанию «Везет», а только часть, подтвердил партнер UFG Private Equity Артур Акопьян. UFG Private Equity стал крупнейшим акционером ГК «Везет», вложив в нее в мае 2017 года около $100 млн. По словам Акопьяна, UFG пока остается акционерами «Везет». В 2019 году доля фонда составляла 33,81%, он был крупнейшим акционером компании. 

Сколько стоит «Везет»

Вряд ли стоимость всего бизнеса «Везет», включая активы, которые останутся у оператора такси, отличается от суммы сделки с «Яндекс.Такси», говорит аналитик «Открытия Брокер» Тимур Нигматуллин. «Экономический смысл сделки — фактически покупка ключевых активов бизнеса «Везет», считает он. С этим согласен аналитик по телекоммуникациям и медиа из Райффайзен Банка Сергей Либин. Если «Везет» продали кол-центры и логистику, значит, у компании остается часть бизнеса, которая включает заказы такси через приложение, рассуждает Либин. Но в приложениях,  полагает эксперт, будет происходить постепенная миграция в «Яндекс» и «Ситимобил» по мере развития экосистем этих компаний. «Оставшаяся часть не особо интересна с точки зрения покупки и, следовательно, не имеет большой ценности», — резюмирует Либин. 

Аналитики SOVA Capital также указывают, что, по их оценкам, заказы такси по телефону генерируют основную часть заказов ГК «Везет».

По оценке «ВТБ Капитал», доля «Везет» на рынке сократилась с 12% в 2019 году до 5-6% в 2020 году. Это связано с пандемией COVID-19, из-за которой весь российский рынок легального такси сократился до 35-41 млрд рублей, говорится в отчете. Весь легальный рынок такси в 2019 году оценивался  более чем в 700 млрд рублей.

Исходя из предположения, что «Яндекс.Такси» фактически перейдет 75% оборота «Везет», сделка подразумевает значение коэффициента EV/GMV в 0,5x, указывал в отчете «ВТБ Капитал» аналитик Владимир Беспалов. Для сравнения: Uber по этому коэффициенту на 2020–2021 годы можно оценить в 1,3–1,7x. «Другими словами, даже если применить значение 1x к расчетному обороту «Везет», который может перейти в «Яндекс.Такси», потенциальный прирост стоимости составит около 100% к цене сделки, или до 1% на одну акцию «Яндекса», — считает Беспалов.

По словам Либина, можно предположить, что после продажи значительной части активов «Яндекс.Такси» развитие оставшейся части «Везет» явно замедлится. 

«Яндекс.Такси» в 2019 году уже планировала совершить сделку с компанией «Везет», но ее заблокировала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). 

«Ожидаем новый передел»: глава группы «Везёт» о том, почему сделку с «Яндексом» нужно одобрить

Чем отличается вторая сделка

В июле 2019 года «Яндекс.Такси» собиралась купить программное обеспечение и кол-центры «Везет», включая IT-платформу для управления заказами Rutaxi. Планировалось, что акционеры «Везет» получат за эти активы до $71,5 млн наличными и до 3,6% акций «Яндекс.Такси». Стороны не озвучивали сумму сделки, но, по расчетам аналитиков GS, в тот момент «Везет» оценивалась более чем в $300 млн.

Новая сделка отличается тем, что в 2019 году покупка активов «Везет» обошлась бы «Яндекс.Такси», которая оценивался в тот момент в $5,9 млрд, в $284 млн, что примерно в 1,6 раза выше текущей цены в $178 млн, говорится в аналитической записке SOVA Capital. 

Предыдущая сделка требовала согласования с Федеральной антимонопольной службой. И в результате ФАС в 2020 году запретила «Яндекс.Такси» покупать «Везет». По мнению ведомства, сделка могла привести к ограничению конкуренции на рынке агрегаторов такси. В случае слияния объединенная компания получила бы долю на рынке заказа такси в размере 70% на всей территории России, опасалась ФАС. 

Wheely пожаловался голландским властям на «Яндекс.Такси» и Uber из-за передачи данных о поездках Дептрансу

Сейчас, по заявлению «Яндекс.Такси», покупка не подпадает под критерии сделок, требующих согласования с антимонопольным органом из-за балансовой стоимости активов «Везет». Однако ФАС заявила 3 февраля, что все равно проверит сделку на соответствие требованиям антимонопольного законодательства и необходимость согласования ее с ведомством.

Что это дает «Яндекс.Такси»

Покупка активов «Везет» позволит «Яндекс.Такси» улучшить клиентский сервис и ускорить развитие логистической платформы, заявляла компания. «Яндекс.Такси» сможет предложить своим клиентам в регионах услугу экспресс-доставки посылок и грузов, говорилось в официальном сообщении.

Аналитики GS считают, что «Яндекс.Такси» сможет укрепить свои позиции на российском рынке, особенно в небольших городах и в подсегменте вызовов такси по телефону, что все еще востребовано среди некоторых пользователей. Сделка особенно актуальна для «Яндекс.Такси» из-за того, что конкуренты «Ситимобил» и китайский DiDi растут в регионах, считают аналитики GS. Сделка поможет укрепить позиции «Яндекс.Такси» в регионах и поддержать развитие логистических услуг (экспресс-доставку продуктов, отправку посылок и перевозку грузов), говорится в отчете «ВТБ Капитал». 

Контекст

В 2019 году доля «Яндекс.Такси» на рынке оценивалась в 27%, еще 12% было у группы «Везет», 9% — у сервиса «Максим», 5% — у Gett, 1% — у «Ситимобила». При этом рынок постепенно консолидируется: в 2017 году «Яндекс.Такси» создала совместное предприятие с Uber. В середине 2019 года Mail.Ru Group и Сбербанк объявили о создании совместного предприятия (СП) в сфере транспорта и еды на базе «Ситимобила» и Delivery Club. В общий бизнес они обещали вложить до 64,6 млрд рублей, а в августе 2020 года года объявили о дополнительных инвестициях в размере 12 млрд рублей в СП.

Кроме того, на российский рынок такси выходят новые игроки из других стран. В 2019 году в Санкт-Петербург вышел эстонский агрегатор такси Bolt. По собственным данным компании, в мире приложением пользуются 25 млн человек. В 2020 году в Казань вышел крупнейший китайский агрегатор такси Didi Chuxing, который занимает 99% китайского рынка таксомоторных перевозок. Сейчас сервис представлен более чем в 15 городах России.

Дополнительные материалы

Гибридный дирижабль, беспилотные такси и Hyperloop: транспорт будущего в настоящем