К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Расходный дом: почему не всем компаниям пандемия помогла сэкономить на удаленке

Фото Dan Kitwood / Getty Images
Фото Dan Kitwood / Getty Images
Mail.ru, Aviasales, HeadHunter и другие крупные компании объявили об окончательном переводе своих сотрудников на дистанционный формат работы. Но выгоду от этого получили не все

Минувший год ознаменовался переворотом на рынке труда, изменив отношение россиян к рабочему процессу. По данным исследования рекрутингового сервиса HeadHunter, проведенного среди более чем 100 российских компаний в декабре 2020 года, 38% работодателей в разгар пандемии полностью перевели сотрудников на дистанционный режим работы, 54% — перевели только часть работников и лишь 7% оставили сотрудников в офисах. В период, когда удаленная работа стала нормой, несколько крупных российских компаний объявили об окончательном переходе на новый формат. Выгодно ли работодателю распускать сотрудников по домам?

Право на отдых: как новый законопроект об удаленной работе изменит отношения сотрудников и работодателей

Сомнительная экономия

Летом 2020 года медиахолдинг РБК стал одним из первых работодателей, объявивших о полном переходе на дистанционную работу. Одна из ключевых целей — сэкономить деньги. Издание уже арендовало офис втрое меньше, чем занимало ранее. В декабре издательский дом «Комсомольская правда» сменил штаб-квартиру, сократив площади в два раза, — экономия на арендных платежах может составить до 20% в год. «Отказ от офисов дает возможность существенно сэкономить крупным корпорациям, — рассуждает Наталья Дубинникова, владелица кадрового агентства Favourite Partners. — Существенная часть затрат приходится на аренду. Даже при средней стоимости 30 000 рублей за кв. м в Москве экономия может достигать 150 млн рублей в год».

 

Другой пример — сервис бронирований авиабилетов Aviasales, одним из первых в России объявивший о своем новом статусе remote first company (компания, которая по умолчанию ориентирована на удаленную работу наряду с международными DropBox, Twitter, Slack). ««Запрос на удаленку был и до пандемии. Такова особенность нового поколения сотрудников», — объясняет HR-директор Aviasales Полина Гавра. Штат компании (более 300 человек) преимущественно состоит из молодых сотрудников, и возможность дистанционной работы так или иначе уже присутствовала и до пандемии, сотрудники могли работать удаленно до двух месяцев в году. «Во-первых, мы говорим, что у нас есть офис на райском острове [один из офисов расположен в Таиланде. — Forbes], есть в Москве и в Петербурге, но можно работать даже из дома, — рассказывает Гавра. —  Это удерживает сотрудников и привлекает новых, делая наем более дешевым и легким, ведь за лучшие кадры мы конкурируем с Google, Amazon и другими».

После десяти месяцев новой реальности переход на дистанционной формат работы для работодателей открыл и новые возможности, утверждает партнер агентства по поиску персонала M-Choice Наталья Павлова. «Использование офиса как коворкинга без стационарных рабочих мест дает возможность сократить затраты на аренду помещений, коммунальные платежи, уборку, расходные материалы, — перечисляет она. — Кроме этого, компании планируют сократить расходы на корпоративный автопарк, командировки и компенсацию питания. Также удаленка позволяет закрывать вакансии специалистам из регионов с меньшими ожиданиями по зарплате, чем в Москве и городах-миллионниках».

 

Дауншифтеры поневоле: почему застрявшие на островах россияне не спешат возвращаться домой

Тем не менее в Aviasales не видят существенной экономической выгоды от перехода на удаленку. Напротив, в 2020 году компания увеличила штат на 20% и осуществила давно запланированный переезд в более просторный офис в Санкт-Петербурге ближе к центру. «Cложно сказать, что получилась великая экономия, — рассуждает представитель компании. — Например, вместо еды, которую мы обычно заказываем для сотрудников в офис, пришлось организовать баланс в приложении «Обед.ру» с лимитом 10 000 рублей в месяц на каждого сотрудника — примерно то на то и вышло. Экономия на уборке и электричестве мизерная, такие суммы компания даже не заметит». С другой стороны, сократились траты на офлайн-мероприятия. Например, в честь своего дня рождения компания обычно устраивала выезды (в Таиланд, Грузию), а в 2020 году празднование перенесли в Zoom.

Mail.ru Group, участник рейтинга 50 лучших работодателей России по версии Forbes, навсегда переведет сотрудников на гибридную форму работы. По словам главы холдинга Бориса Добродеева, всего 5% сотрудников компании хотят вернуться в офис на постоянную работу, 30% — голосуют за удаленку, а все остальные — за гибридную форму. Компании еще предстоит найти подходящий вариант (например, коворкинг или фиксированные дни посещения офиса). При этом речь идет не об экономии — наоборот, о дополнительных затратах. «Какая тут экономия: где то убыло, где-то прибыло, — рассуждает в разговоре с Forbes один из сотрудников Mail.ru. — Да, свежевыжатые соки теперь не нужны [у сотрудников московского офиса безлимитный доступ к напиткам. — Forbes], зато надо дезинфицировать офис, оплачивать курьеров для техники и документов, привозить людям стулья домой, чтобы спина у них не болела, делать за счет компании тесты на ковид». Официально комментировать дальнейшую стратегию компании в пресс-службе Mail.ru пока не готовы.

 

Еще один пример — HeadHunter: с марта 2020 года компания перевела сотрудников на удаленку, 95% из них по-прежнему продолжают трудиться из дома. «Продление такого формата минимум до лета 2021 года было воспринято спокойно, — делится директор по организационному развитию HeadHunter Марина Львова. — Далее мы переходим на гибридную модель работы «офис — удаленка» по желанию сотрудников».  Экономию от гибридной модели собеседница Forbes описывает как существенную — для работодателя она выражается в оптимизации офисных пространств, снижении амортизационных и коммунальных расходов и сокращении экологического следа.

Проще всего переход на удаленку дается высокотехнологичным компаниям — IT-сектор, банки нового поколения, рассуждает Дубинникова из Favourite Partners. «У таких компаний четко выстроенные системы управления командой, где еще до пандемии был опыт работы из разных городов и стран, — говорит эксперт. — А вот госсектору, неповоротливым консервативным корпорациям приходится сложнее. Оказалось, что методы взаимодействия и управления устарели и тяжело вписываются в мобильную скоростную модель менеджмента».

Зарплаты в 700 000 и тотальная удаленка: как 2020 год изменил рынок труда в России

Эффективность растет

По подсчетам HeadHunter, для каждой третьей компании переход сотрудников на удаленку негативно сказался на ее эффективности, особенно характерно это для малых компаний с численностью до 100 сотрудников. Улучшения KPI своих сотрудников отметили только 19% компаний, участвовавших в исследовании HeadHunter.

Добродеев из Mail.ru Group называет минувший год удаленки одним из лучших для компании за последние пять-шесть лет благодаря тому, что сотрудники стали более эффективными. По словам Львовой из HeadHunter, сотрудники компании «успели прокачать навыки самоорганизации и самоконтроля». Согласно внутренним опросам, сотрудникам стало комфортнее работать, увеличилась доля тех, кто отметил рост своей продуктивности, у большей части команд получилось полностью перейти на онлайн-формат работы.

 

«На удаленке у людей повысилась работоспособность, что, очевидно, связано с отсутствием отвлекающих моментов типа «чашка кофе с коллегой», — подчеркивает Наталья Павлова из M-Choice. — Увеличилась скорость принятия решений — например, быстрые ответы в мессенджерах заменили долгие обсуждения на очных встречах. У многих сбылась мечта о балансе между работой и личной жизнью, что позволяет не только параллельно решать домашние вопросы, но и экономить время и деньги. Некоторые меняют домашнюю локацию на ОАЭ, Турцию или Красную Поляну, совмещая отдых и работу, что раньше себе могли позволить только фрилансеры».

Удаленная работа не отразилась негативным образом и на эффективности работы команды крупнейшего российского ретейлера X5 Retail Group. «В 2020 году Х5, несмотря на турбулентность, связанную с COVID-19 и вводимыми ограничениями, хорошо поработала, наша команда еще раз доказала свой профессионализм и умение работать при любых обстоятельствах, — говорит директор по персоналу и организационному развитию Х5 Татьяна Красноперова. — Хотя часть сотрудников была бы рада вернуться к работе в зачастую более комфортном, чем дом, офисном пространстве». По ее словам, изменилось отношение к офисам: они в меньшей степени должны быть местом контроля работы сотрудников и в гораздо большей — местом для общения, командного поиска решений, тимбилдинга. Сейчас в Х5 также пересматривают процессы документооборота (который усложнила удаленная работа), рассчитывая перевести большую часть в электронный формат. Несмотря на пандемию, ретейлер продолжал нанимать сотрудников в привычном режиме — за год набрал около 170 000 человек, но «инструменты подбора, адаптации и коммуникации пришлось гибко подстраивать под новые условия».

У HR-служб также прибавилось работы, подтверждает эксперт «Актион Кадры и HR» Оксана Вилинская: «Нужно научить сотрудников и руководителей взаимодействовать в таком формате работы. И все равно — кажется, что за удаленкой для большинства офисных сотрудников будущее».

Ответственный подход: кто вошел в топ-10 рейтинга 50 лучших работодателей России

Ответственный подход: кто вошел в топ-10 рейтинга 50 лучших работодателей России

Фотогалерея «Ответственный подход: кто вошел в топ-10 рейтинга 50 лучших работодателей России»
10 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+